Молоко для битья
2019 год без преувеличения стал революционным для молочной отрасли России. Была введена система электронной ветсертификации "Меркурий", а молочную продукцию с содержанием растительных жиров теперь нужно размещать на магазинных полках отдельно от натуральной и сопровождать соответствующим указателем. Кроме того, для этого вида пищи были введены правила маркировки – пока в порядке эксперимента, но с большой долей вероятности в следующем году система заработает на постоянной основе. Некоторые эксперты с оптимизмом уверяют, что принятых мер достаточно, чтобы положить конец затяжной войне с молочным фальсификатом, другие считают введение многочисленных систем контроля попыткой "выдоить" из молочников побольше денег, третьи предполагают, что Россия пока делает первые неуклюжие шаги на пути к наведению порядка на рынке. Всю цепочку "Меркурий" не видит "На сегодняшний день молочная продукция больше остальных подвержена различным административным барьерам, – признала заместитель министра АПК Свердловской области Светлана Островская. – Это во многом связано с тем, что доля молочки в объеме розничной продукции составляет порядка 10%. Она занимает второе место после мяса в списке наиболее часто потребляемых продуктов. И, соответственно, часто фальсифицируемых. По "Меркурию", конечно, возникает немало вопросов, но, когда вводилась ЕГАИС для контроля за объемом производства и оборота алкогольной продукции, тоже были разговоры о неэффективности этой системы. Прошло время, и она работает". Эксперты отрасли уверяют, что давление на молочный рынок в нашей стране возросло многократно. И продолжает увеличиваться. А смысл появления новых реформ им не вполне понятен. "Россельхознадзор долго вынашивал идею внедрения "Меркурия", разрабатывал эту программу, хотя еще на начальных этапах весь рынок им говорил, что делать этого не надо. Но в ведомстве были уверены, что кругом одни фальсификатчики. Против "Меркурия" выступали и представители транснациональных корпораций, таких как Danon. Это громоздкая, сложная и невнятная система, которая, по сути, дублирует 1С, обычно заполняемую бухгалтером. Получается, что в ней нет никакого смысла. Только дополнительная финансовая нагрузка. А за любые, даже незначительные ошибки, следует штраф, – объясняет директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко. – Если предприятие маленькое, то оно вынуждено нанимать оператора, который вносит все эти показатели в "Меркурий", дублируя работу бухгалтера. А большие предприятия, где много транзакций, вкладывают деньги в интеграцию системы. Стоит это в зависимости от объема – от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Все это, разумеется, отразится на цене продукта". С "Меркурием" получилось ровно так, как рассказывал Виктор Черномырдин. "Контролем качества готовой продукции занимается Роспотребнадзор. А Россельхознадзор обеспечивает санитарную безопасность животных и растений. Почему ведомство, которое должно заниматься совсем другими вопросами, вдруг берется за разработку системы, контролирующей готовую продукцию? – недоумевает Мищенко. Представители Россельхознадзора тратят ресурсы бездумно – ветеринары забыли о животных и засели за проверку правильности оформления электронных ветсертификатов", - посетовал он. Несовершенство "Меркурия" заметил и президент Владимир Путин. На встрече с вице-премьером Алексеем Гордеевым он поинтересовался, почему окончательное введение маркировки отложили на середину 2020 года. Ответственный за аграрный комплекс бодро отрапортовал, что есть "Меркурий", который "отслеживает всю цепочку от фермы до прилавка". На что президент парировал – "всю цепочку не видит". Что значит БЗМЖ? Раз глава государства интересуется, почему буксует введение маркировки, значит появление этой системы контроля – дело решенное. Маркировать продукцию будут специальным QR-кодом – им необходимо снабдить каждую упаковку сыра, йогурта или молока. Прочитав код смартфоном, можно определить, на каком заводе был произведен это продукт. Вклад QR-кода в конечную стоимость продукции – 50 копеек без учета НДС. "Эту система контроля разработала компания, солидная доля в которой принадлежит USM Holdings Алишера Усманова, – объясняет Михаил Мищенко. – В нее также входят Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) и "Ростех". Так вот постановлением российского правительства ЦРПТ назначен оператором этой маркировочной системы. То есть теперь у нас еще и частный бизнес взял на себя функции контролирующих органов". По мнению эксперта, делается это исключительно из желания заработать на производителях. По примерным подсчетам, в год продается примерно 40 миллиардов единиц молочки. Если накинуть по 50 копеек на каждую упаковку, получится 20 миллиардов рублей. Причем от новшества потребителю нет никакой пользы. QR-код выявляет не фальсификат, а контрафакт, которого на рынке не так много. Еще одно новое требование – раскладывать по разным полкам молочную продукцию, содержащую заменители молочного жира, и не содержащую. Если они перемешиваются – штраф на продавца. Главная цель нововведения заключается в том, чтобы визуально выделить 100% молочку. Для разделения стали использовать аббревиатуры БЗМЖ (без заменителей молочного жира) и СЗМЖ (с заменителями молочного жира). Если пройтись по торговым точкам Екатеринбурга, то можно заметить, что в большей части магазинов решили не заморачиваться отдельными полками или стойками с крупными вывесками, а просто указали заветные буквы на ценниках. А для большинства потребителей они все равно остаются неведомой абракадаброй. На вопрос о том, что значит БЗМЖ, случайные покупатели только пожимают плечами и советуют обратиться к консультанту. Пора слезть с пальмы и завязывать с белым порошком Несмотря на несовершенство и неупорядоченность существующих на данный момент систем контроля, некоторые эксперты уверены, что обойтись без них нельзя. Поскольку из-за санкций на продукты и сырье из ЕС российским производителям приходится массово использовать различные заменители. В первую очередь речь идет о пальмовом масле и сухом (порошковом) молоке. Это сильно сказывается на качестве. "Долгое время молоко и молочная продукция стояли чуть ли не первыми в рейтинге фальсификата, – рассказала "Уралинформбюро" заведующая сектором развития агропродовольственных систем и маркетинговых исследований УрО РАН Валентина Неганова. – На прилавках этот продукт не так просто отыскать в натуральном виде. И многие потребители даже не понимают, что в купленном пакете молока от напитка, о полезности которого им говорят с детского сада, зачастую остается только одно название". По ее мнению, нужно создать такие условия, чтобы производителям невыгодно было выпускать некачественную продукцию. "В Финляндии, например, за фальсификат молочной продукции можно получить огромные штрафы, а в некоторых случаях может последовать и уголовная ответственность. Но в наших условиях вряд ли можно построить такую систему, – считает эксперт. – Наших производителей тоже можно понять, не всегда они гонятся за сверхприбылью, нередко для них использование такого количества заменителей – способ выживания в условиях продуктового эмбарго". Кира АЛЕКСАНДРОВСКАЯ