Raseef22 (Ливан): внутренний конфликт между любовью к мясу и сочувствием к животному

«Не проходило и дня, чтобы я не ела мясо, ведь я продолжала регулярно заниматься спортом. Но каждый раз, когда я видела перед собой тарелку с красным стейком или жареную куриную грудку, внутри меня шла борьба. Меня одолевало множество навязчивых мыслей: неужели мы лишились человечности? Является ли преступлением, не моргнув глазом, наслаждаться мясом невинного животного? Знало ли это "бедное животное", что однажды окажется на блюде? Измученная этими вопросами, я пообещала себе больше не быть соучастником убийств и перестала есть мясо в любом виде», — поделилась своей историей ливанка Кармен Абдулла. Немногие делают такой выбор при попытке решить дилемму, мешающую спокойно жить: с одной стороны, организму необходимы определенные питательные вещества, такие как белок, содержащийся в мясных блюдах, а с другой стороны, чувство вины за каждый съеденный кусочек и ощущение сопричастности к убийству животного для эгоистичного удовлетворения потребностей. Между маскулинностью и сочувствием Потребление мяса на душу населения в арабском мире составляет 25 килограммов в год, что вдвое больше чем в Африке, где этот показатель равен 12,4 килограмма. Согласно изданию Asharq Al Awsat, в этом регионе самый низкий уровень потребления мяса в мире. Это отражает существенные различия, связанные с уровнем национального дохода. Так, страны Персидского залива, наряду с Ливаном и Иорданией, потребляют мясо больше, чем в среднем в мире. В некоторые годы его потребление в Кувейте и Саудовской Аравии превышало более 100 килограммов на человека в год. Что касается стран с более низким уровнем доходов населения, включая Ирак и Алжир, то ежегодная норма потребления мяса на душу населения здесь составляет от 20 до 30 килограммов. Деньги, несомненно, влияют на наше отношение к этическим концепциям и образуют стену между нами и тем, что мы едим. Иногда это вынуждает нас делать то, что другие могут счесть аморальным. Хотя мы осуждаем жестокие пытки и убийства животных, однако мы не стесняемся покупать мясо, лежащее на прилавках супермаркетов, словно потребление мяса, упакованного в элегантные коробочки с отметкой о цене, нивелирует нашу жестокость по отношению к животному. Так мы следуем принципу: «Глаз не видит, душа не болит». «То, как индустрия преподносит мясо, влияет на наше желание его есть, — объяснил Джонас Канст из Института психологии Университета Осло в интервью интернет-порталу Science Daily. — На наш аппетит влияет само блюдо, и то, как нам подают мясо». Например, обработанное мясо помогает забыть тот факт, что оно принадлежало животному, — сочувствие уменьшается, как и желание искать вегетарианскую альтернативу. Пока одних заботит лишь качество мяса, другие испытывают внутренний конфликт всякий раз, когда решают съесть кусочек мяса или курицы. Это так называемый «мясной парадокс» — феномен, который психологи Брук Бастиан и Стив Лугнан определяют как психологический конфликт между предпочтением мясной пищи и нравственным ответом на страдания животных. Потребление мяса оказывает негативное влияние на представление некоторых людей о самих себе. Каждый из них рассуждает в таком духе: как я могу быть хорошим человеком и поедать мясо одновременно? «Этот моральный конфликт не только угрожает способности получать удовольствие от пищи, он угрожает личности, — так комментирует BBC этот вопрос Джулия Шоу.- Чтобы защитить себя, мы создаем социальные обычаи, которые помогают нам чувствовать себя лучше». Например, праздники становятся событием, когда ужин с мясными блюдами можно разделить с семьей и друзьями. По словам Шоу, дело доходит до того, что люди начинают связывать потребление мяса с мужественностью. NBC news опубликовало статью, в которой приводится мнение, что внутренняя борьба между любовью к мясу и состраданием к животным может варьироваться в зависимости от сексуальной идентичности. К примеру, некоторые мужчины рассматривают употребление мяса как способ доказать свою мужественность, так как это входит в число особенностей «настоящего» мужчины. В своем исследовании Хэнк Ротергер из Университета Беллармин обнаружил, что употребление мяса тесно связано с концепцией мужественности. В статье, опубликованной журналом «Психология мужчин и маскулинности», говорится, что употребление мяса в пищу является символом патриархата в результате длительных ассоциаций с мужественностью и силой. Мужчины выражают более позитивное отношение к поеданию мяса, игнорируя страдания животных и полагая, что они находятся ниже людей в природной иерархии. Вдобавок ко всему, следует отметить оправдания религиозного и медицинского характера, включая утверждения, что судьба всего человечества зависит от потребления мяса в пищу. Автор исследования пишет: «Это прямые стратегии, которые исключают сожаление, принимают идею потребления мяса и оправдывают эту практику». По его словам, женщины менее уверены в своей позиции по этому вопросу и склонны испытывать сожаление. Отрицание Помимо гендерной идентичности и различий между мужчинами и женщинами, есть ряд других вопросов, которые мы никогда не перестанем задавать себе. Допустим, почему мы испытываем тошноту при одной мысли о том, что можем съесть живущую в нашем доме собаку или птицу, которая каждое утро будит нас своим сладким голосом, но в то же время чувствуем голод, думая о тарелке с яичницей? Таем перед гамбургером или курицей? Неужели такое случается, когда речь идёт только об определенных животных? Что заставляет любителей животных употреблять мясо, не думая о его происхождении? Фактически, сам способ потребления мяса стал проблемой, которая требует радикального решения, поскольку она негативно влияет на окружающую нас среду. По мере увеличения численности населения в мире резко возрастает объем употребления мяса в пищу. Это касается даже тех стран, где мясо очень дорогое, и его покупают лишь определённые слои общества. Сегодня мясо — ключевой ингредиент большого числа популярных блюд. Интересно, что «современный» способ производства мяса абсолютно несовместим с принципами защиты животных. Практика разведения животных, убоя и использования их мяса далеки от концепции гуманности, хотя некоторые настаивают на «халяльности» мяса животного, убитого в соответствии с исламскими нормами. Пока одни решают объявить «бойкот» всем видам мяса, другие не скрывают своей любви к нему, хотя подчеркивают, что любят животных и защищают их права. Как они могут быть защитниками животных и потреблять мясо одновременно? Психолог Брук Бастиан в интервью сайту The Conversation высказал мысль, что единственный способ объединить любовь к животным и употребление мяса в пищу — это игнорировать связь между мясом и животными. Люди редко задумываются о том, откуда берется мясо, и о том, какой путь оно проходит, прежде чем оказаться на обеденном столе. Таким образом, забывание или игнорирование процесса производства мяса позволяет некоторым людям отделять мясо от животных в своем сознании. Например, они едят говядину, но не думают о самой корове. Другими словами, когда мы едим говядину, куриные крылышки, хот-доги и другие блюда из мяса, мы находимся в процессе отрицания: говорим, что едим «говядину» вместо коровы и тем самым выстраиваем барьер между нашей едой и самим животным. Лишение животного психических качеств Философы и борцы за права животных постоянно повторяют, что люди, как правило, избегают думать о животных, которых едят, уменьшая чувство дискомфорта и вины. По мнению Брука Бастиана, в нашем современном мире, говорящем в основном на языке «имиджа», не всегда есть возможность забыть о происхождении мяса. Во многих заведениях, где подают преимущественно блюда из говядины, используют изображения коров для продвижения своих продуктов. В результате люди становятся жертвами внутренней борьбы между непреодолимым желанием полакомиться блюдом и сочувствием к животным. По словам психолога, решение, которое некоторые люди находят в случае с мясным парадоксом, заключается в лишении животных психических качеств. Они отрицают факт наличия у животных разума: «Когда мы думаем, что у кого-то есть разум, мы начинаем заботиться о его благополучии и испытываем к нему симпатию». Отрицание психических качеств животного снижает когнитивный диссонанс при процессе потребления мяса: «Хотя людям интересны генетические предрасположенности коров Вагю, которые дают мясо высокого качества, они вряд ли будут рады узнать, что эти коровы обладают способностью испытывать боль или имеют хорошую память». Как утверждают авторы ряда исследований, по этой причине любители мяса прибегают к практике отрицания психических способностей животного, чтобы преодолеть возможное чувство вины. В одном исследовании участников попросили сделать выбор между кусочком говядины и кешью, а затем попросили назвать животных, которые, по их мнению, имеют психические функции. После этого им давали изображение коровы и просили оценить их психические возможности. Оказалось, люди, съевшие говядину, думали, что меньшее количество животных заслуживают сострадания. Они реже говорили о психике коров, чем те, кто ел кешью. Это значит, что люди, выбравшие мясо, отрицают наличие у животных разума, чтобы преодолеть чувство вины. Несомненно, стремление человека не испытывать голод является естественным его желанием, и большинство людей всегда готовы найти разные способы оправдать употребление мяса животных. Хотя мясо является важной частью гастрономической культуры, некоторые люди внимательны к тому, что кладут в рот. «Они любят есть мясо, но им не нравится есть мозги», — говорит Бастиан.

Raseef22 (Ливан): внутренний конфликт между любовью к мясу и сочувствием к животному
© ИноСМИ