У каждой традиции свой вкус
В столице становится все больше магазинов национальных продуктов. Чем объяснить выросший на них спрос? Нужно ли поддерживать их открытие как еще одну возможность для москвичей познакомиться поближе с обычаями и культурой другого народа или они всего лишь дань моде на экзотику и отношения к национальным традициям не имеют? Об этом рассуждают наши эксперты. Узнать друг друга лучше Юрий Московский, председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при правительстве Москвы: — Подобные магазины открываются не для людей какой-то национальности, а для всех москвичей. Возьмем грузинский ресторан. Зайдите и поищите среди клиентов грузин — не факт, что хоть кого-то встретите. Так и с магазином. Люди хотят экзотики и готовы покупать «экзотические» продукты. Да, вполне возможно, никакой реальной экзотики в них нет. Ну очевидно же, что «узбекский» лаваш выпечен не в Узбекистане, а где-нибудь в Подмосковье. Зато, купив такой лаваш, москвич буквально на вкус ощутит Узбекистан и наверняка будет лучше относиться к узбекам. Ведь другой народ и другую культуру можно изучать по-разному. Кто-то слушает песни, кто-то читает национальную литературу, кто-то изучает историю другой страны. А кто-то пробует ее продукты. И одно, кстати, совершенно не исключает другое. Я думаю, что магазинов национальных продуктов и ресторанов национальной кухни в Москве должно быть больше. Как, кстати, магазинов и ресторанов, где предлагается еда разных регионов России. Подобные заведения расширяют не только потребительский, но и культурный диапазон. А любимые продукты сближают разных людей. Не нужно ехать на малую родину Игорь Бухаров, президент Гильдии рестораторов и отельеров: — У магазинов национальных продуктов в Москве большое будущее. Во-первых, у нас живут люди самых разных народов и национальностей, то есть потенциальных покупателей много. Во-вторых, в Москве очень высок платежеспособный спрос — ведь мы самый богатый регион страны. В-третьих, и это главное, мы очень консервативны в питании. Если проанализировать наше меню за месяц или даже неделю, то быстро выяснится — это весьма ограниченный набор продуктов и блюд. Мы, грубо говоря, едим одно и то же. И вот, представьте, человек какой-то национальности, привыкший к национальной кухне, приехал в Москву. Да ему бывает просто есть нечего! Я беседовал с людьми, приехавшими с Кавказа. Они признаются, что продукты им регулярно возят с малой родины. Потому что, например, сыр, к которому они привыкли, или вино, или такую баранину даже в нашем огромном городе найти трудно. А магазины национальных продуктов эту нишу пусть отчасти, но закроют. Вариант мягкой дипломатии Дмитрий Алексеев, Вице-президент Ассоциации ресторанно-гастрономических обозревателей: — Каждый москвич хоть раз бывал за границей в псевдорусском ресторане. Заказываешь борщ, а он на борщ не похож. Почему? Потому что либо сделан из турецких овощей, либо вместо свеклы в нем для цвета — томатная паста. Чтобы блюдо получилось по-настоящему национальным, нужны аутентичные продукты или технологии. Сейчас, например, в Москве продается итальянский сыр, который делают в Тверской области. Просто настоящий итальянец еще четверть века назад женился на русской и организовал там производство. Мне кажется, магазины национальных продуктов — очень правильная и искренняя история. Идти туда нужно хотя бы затем, чтобы купить, скажем, настоящие армянские продукты для армянских блюд. Ведь в ресторанах национальной кухни блюда не всегда аутентичные. Бывает, что их готовят чуть ли не по картинкам из интернета, а технологию приготовления выдумывают на ходу. Гастрономические пристрастия народа и его национальный характер, на мой взгляд, тесно связаны. Поэтому, когда мы едим национальные продукты или блюда, то в какой-то степени проникаемся духом народа. Ведь, согласитесь, паста — это одно, а суши — совсем другое. Продвижение своих продуктов и национальной кухни, даже если это гамбургеры и кола, — это своего рода мягкая дипломатия. Вместе с едой познаем чужую культуру Кирилл Разлогов, культуролог: — Питание — это не просто раздражение вкусовых рецепторов и заполнение желудка. Это одна из важнейших частей культуры человека и любого народа. Ведь важно не только, что есть, но и как, в какой обстановке, под какие разговоры. И если вы вкушаете блюда национальной кухни или даже отдельные национальные продукты, то знакомитесь с культурой народа. Ведь моцарелла — не просто сыр, который кладут на хлеб или употребляют с бокалом вина. Это молодой сыр итальянского происхождения, родом из региона Кампания. А бургундские вина — это еще и целая история, которая длится со Средних веков. Я рад, что в Москве открываются рестораны национальной кухни и магазины национальных продуктов. Мы можем, не путешествуя, «посещать» другие страны. Разве это не прекрасно? Но не менее здорово было бы «продвигать» национальные продукты отдельных регионов России. Например, строганину — нарезанные стружкой замороженные рыбу или мясо. Или, скажем, настоящий, а не фабричного производства кумыс. Или мурманский гребешок — один из самых изысканных и популярных морских деликатесов. Все это можно не только продавать в Москве, но и экспортировать за границу как русскую экзотику. И это была бы культурная экспансия. Кстати, она уже идет, только со стороны США. Разного рода гамбургеры, чизбургеры и чипсы, которые и блюдами-то назвать трудно, продаются во всем мире! Практически в любой стране есть тысячи кафе с фастфудом. Эта «еда» стала глобальной, потеснив, а где-то и вовсе вытеснив из общепита национальные блюда. И если вспомнить, что еда — часть культуры, то люди вместе с гамбургерами «потребляют» и новую культуру. Одну на всех. Поэтому, конечно, вопрос национальных кафе и магазинов национальных продуктов более значим, чем кажется на первый взгляд. Ведь это еще и вопрос национальной идентичности, которая либо сохранится, либо станет максимально размыта. Мы любопытны и хотим попробовать что-то новое Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов: — История с магазинами национальных продуктов началась в столице около четверти века назад, когда открылись первые вьетнамские «точки». Принцип был простой — свои открывают для своих. Затем появились магазины известной сети традиционных татарских продуктов. Вроде бы — для большой татарской диаспоры. Но именно благодаря их появлению магазины национальных продуктов стали популярны у москвичей разных национальностей. Ведь национальные продукты — это не просто еда, это некая кулинарная экзотика, даже символ иной культуры. Москвичи же, надо заметить, люди любопытные. Плюс многие из них любят путешествовать, а путешествие — всегда новая гастрономия. Так что пробовать новое горожане давно привыкли, и магазины национальных продуктов пришлись очень кстати. Конечно, это предложение — нишевое. Но ниши в многонациональной Москве столь огромны, что, например, халяльная — для мусульман — продукция встречается уже практически во всех гипермаркетах. Иными словами, идею подхватили и развивают «акулы» сетевого ретейла. Тем не менее мелкие магазины национальных продуктов останутся. Не удивлюсь, если их начнут поддерживать посольства тех стран, откуда везут товары. Ведь торговля национальной едой — это еще и культурная экспансия, в которой многие страны заинтересованы. Читайте также: Врач назвала продукты, которые нужно исключить при проблемах с кишечником