Айскрогурт, смеветана и вегущенка: подробности об эксклюзивных веганских продуктах из первых уст

Координаторы проекта «Едим лучше» Алексей Иванов и Фаина Верли поговорили с основательницей компании «Айскро» Ириной Гармаевой о том, почему она решила заняться производством мороженого, может ли качественный продукт быть по доступной цене и почему все больше людей выбирают растительные альтернативы молочным продуктам.

Айскрогурт, смеветана и вегущенка: подробности об эксклюзивных веганских продуктах из первых уст
© АГРОXXI

- Расскажите об истории вашей компании.

- Меня зовут Ирина, я соучредитель компании ООО Иль Мио Мороженко. Наш бренд — Айскро. Нас две девушки. Компания существуют на рынке около 6 лет. Сразу же как мы запустились, мы создали две линейки: спорт и веган, потому что концептуально мы хотели создать именно такой продукт, который будет натуральным, который будет помогать людям сохранять свое здоровье. Ведь еда — это топливо.

Начинали мы с мороженого. На тот момент вообще не было веганского мороженого и нам приходилось в этой области быть первопроходцами. А в пищевой промышленности это безумно сложно, потому что нет разработанных стандартов для веганской продукции, нет разработанных решений по оборудованию, по сырью. Поэтому мы выстраивали этот процесс с нуля.

Также у нас есть протеиновая линейка. Это больше для спортсменов. Она без сахара и обогащена белком. А поскольку в России есть дефицит белка, то это также довольно полезный функциональный продукт. И в дальнейшем мы планируем выпустить веганское протеиновое мороженое. Сейчас рассматриваем белки: гороховый, соевый, ищем лучшую альтернативу, потому что соевое нам по вкусу не нравиться, гороховое тоже дает своеобразный привкус. Ищем самое вкусное!

- Может, пшеничное?

- Да, если у кого-то есть идеи по источникам белка, пишите! Мы рассмотрим, попробуем. Мы рассматривали ореховые, конопляные, но по вкусу получается очень спорно.

На рисовом, кокосовом и миндальном молоке мы выпускаем мороженое примерно 2 года. И буквально в последний год мы запустили полную линейку кисломолочной продукции.

Айскрогурты — это йогурты на кокосовом молоке: сквашенные и на мой взгляд безумно вкусные. Молоко мы подбирали тайское, самое жирное. Сделали очень вкусные, оригинальные начинки: манго-маракуйя с семенами чиа, клубника. Все без сахара. Кокосовая стружка. Полностью питательный, хороший продукт на растительной основе. И, наверное, вы уже знаете, что в этом году мы запустили смеветану, вегущенку - все на кокосовом молоке.

- Где находится ваше производство?

- Производство у нас находится в Московской области, в Солнечногорском районе. Хорошее, экологичное место. У нас там завод, люди работают.

Во Вкусвилли из Москвы каждую неделю выезжает машина с нашей продукцией и них поставки на прямую. Сейчас мы как раз во Вкусвилле запустили новое веганское эскимо: банан-клубника и кокосовое. Очень вкусное.

- Расскажите подробнее про названия. У вас такие забавные и необычные названия: айскрогурт, вефир, вегущенка, смеветана. Кто их придумывает?

- Дело в том, что мы не имеем права называть йогурты йогуртами, если они без молока. Мы не имеем права использовать слово «сметана», если там нет молочной части. Иначе по документации нужно называть это десертами. А людям тяжело понять, что это на самом деле аналог молочных продуктов. Вот так мы и накреативили, чтобы было понятно: смеветана - это сметана, вефир - кефир, вегущенка - сгущенка. У нас вся команда теперь креативит.

- Возможно, вы видели недавнюю рекламу Oatly: «Мы не можем официальное называть наш продукт мороженым, но вы все еще можете».

- Да, так и приходится чуть-чуть переворачивая, придумывать какие-нибудь новые названия, чтобы людям было понятно. Чтобы наш потребитель пришел к нашей полке и понимал: вот это — не десерт, это — смеветана, кисломолочный продукт на кокосовом молоке.

Плюс, мы каждое название, безусловно, патентуем, потому что с этим мы тоже столкнулись. Мы вышли на рынок с другим названием, а оказалось, что это название занято. Сейчас более тщательно к этому относимся. Это, оказывается, очень важно.

- А само название — Айскро — как оно появилось?

- Айскро - это ледяной крокодил (ice crocodile). Наша история тянется с мороженого: ледяной крокодил приехал в Россию, начал создавать фабрику мороженого и вот эта история закрепилась у нас на все линейки.

- Где уже можно купить ваше мороженое?

- В Азбуке Вкуса, в Яндекс.Лавке, в Самокате, во Вкусвилле, в некоторых Перекрестках, в Ашане в Москве уже можно нас найти. В Азбуке Вкуса она пользуется большой популярностью.

- Почему так мало российских производителей, у которых есть линейка растительного мороженого? По нашим данным их меньше 10. У растительного молока уже такой широкий ассортимент, а вот растительных йогуртов и мороженого довольно мало. Из-за чего такая разница?

- Это сложный продукт с точки зрения производства. Нужна нормативная документация, само производство продукта, хранение, транспортировка — все это требует определенных условий. Как правило нужно покупать машинное оборудование, оборудовать производство холодом. И в России еще так и не научились производить растительное сырье. Есть некоторые сложности, в которых нужно будет разобраться, понять. Возможно — ввести какие-то новые термины. Лабораторные стандарты в России пока еще не выработаны к этой продукции. В отличии от молочной индустрии, там уже веками созданные ГОСТЫ, еще в СССР: готовая документация, готовые правила подготовки сырья. Нужно только разобраться в документах. А здесь вообще ничего нет: ни документов, ни прототипов и нужно все выстраивать, со всеми ездить договариваться. У нас, конечно, сильная команда. Есть нормативный отдел, отдел по продажам, маркетологи. Мы работаем со всех сторон и вроде получается такой хороший результат.

- А сколько человек в вашей команде?

- Сейчас где-то около 60 человек.

- Вы знаете Greenwise — производителей растительного мяса? У них всего 4 человека в команде и они за последний год масштабно в плане маркетинга и доставки по всей России расширились.

- Но это, наверное, без производства?

- Да, без производства.

- Это, наверное маркетинг, продажи, учредитель, закупщик.

- Да, один за маркетинг отвечает, один — за бизнесс, один — технолог.

- Они, скорее всего, не посчитали производственников — тех, кто делает.

- Вы правы. А вашу продукцию пока можно купить только в России?

- Пока только в России, но мы планируем пробиться на международные рынки. Это тоже связано с определенными моментами. Нужно сделать продукт с большим сроком годности. Нужно, чтобы этот продукт по логистике успел доехать, на полку встать, с полки продаться и еще в холодильнике у клиента сохраниться. То есть нужно создать такой продукт со сроком годности месяца три, а то и полгода. А как его создать без химии — это хороший вопрос.

Некоторые продукты, например мороженое, мы экспортируем в Дубай. У нас есть там клиенты, мы открыли для себя эту страну. Ведем переговоры с Францией, возим в Казахстан, Белоруссию.

- Кто ваша основная целевая аудитория?

- У нас есть такие категории покупателей, как диабетики, которые не употребляют сахар, или люди с аллергией к лактозы. Это — не веганы, это — те люди, у которых непереносимость лактозы. По идее, они возможно не хотели бы и по диетическим причинам молоко. К тому же сейчас у детишек маленьких очень много аллергий. Наша продукция создана также для такой категории клиентов и для веганов.

Сейчас соотношение где-то 50/50. Плюс, у нас нет сахара — это для диабетиков. А где нет сахара, там нет калорий — это для тех людей, которые следят за фигурой. Сейчас врачи очень часто дают рекомендации отказываться от молочных продуктов на какое-то время: чтобы улучшить ЖКТ, улучшить кожу. С такими назначениями клиенты тоже приходят к нам — они начинают искать такую продукцию. И вот прекрасное решение: айскройогурты, вефиры, вегущенка, смеветана: все без сахара, без молока. Поэтому у нас действительно немножко другая ситуация по сравнению с мясом. Я вот никогда не слышала, чтобы была аллергия на мясо.

- Действительно: на лактозу, согласно одному исследованию, аллергия примерно у 60% россиян.

- Но, конечно, на полках хотелось бы видеть выделение «веган». Это великолепно, когда люди приходят на полку и понимают: «Так, я молочку не ем, но вроде все на одной полке, но для меня есть здесь такая полочка и там все продается». Было бы отлично сделать это таким образом.

- Но иногда бывает, когда на этикетку наносят «био», «органик», «без ГМО»...

- Да, эко, био, органик, веган.

- Вы пока что в ритейле. Планируете ли вы идти в HoReCa: рестораны, отели, кейтеринг?

- Пока мы только с магазинами сотрудничаем. Сейчас начали активно в интернет-магазинах продавать: в Яндекс-Лавке и Самокате. В связи с пандемией там очень хороший рост продаж. Также нас можно найти на Озоне. В Horeca мы пока вышли с мороженым в нескольких кафе и кофейнях. Но действительно, самый основной отдел — это ритейл. Ну и сейчас у кафешек и ресторанов не самая хорошая ситуация... Пока мы не понимаем, насколько быстро этот рынок придет в себя. Еще у нас сезон по мороженому заканчивается. Но мы всегда готовы к поставкам. Отдельно для ресторанов можем разработать какой-нибудь вкус, особенно для веганских ресторанов.

- В Питере как раз много веганских ресторанов. Даже больше, чем в Москве.

- Здорово. Я передам в отдел продаж! Питер продвинутый в этом плане. Здесь любят разнообразие, здоровые продукты.

До Питера логистика очень тяжелая, и пока продукты у нас с коротким сроком годности — 14 суток. И пока мы это довезем до Питера, часть годности уже уходит. И пока он встанет на полку, пока его купят...Так что пока основной рынок — это Москва. Но все в работе. Планируем сделать срок годности 30 суток. Посмотрим, надеюсь получится.

- Будем ждать! А какие самые необычные способы применения продуктов встречались?

- В наших баночках из-под мороженого некоторые сажают рассаду. Это самый необычный. Потом у нас есть протеиновый ванильный коктейль, во Вкусвилле продается. Люди покупают этот коктейль, и не пьют, а просто делают капучино. То есть они его взбивают, делают кофе и прямо коктейль добавляют. И прямо это обалденно вкусный коктейль получается. Без сахара. Протеиновый. Кофе. Мы сейчас с вами новый продукты создадим.

- А еще у вас есть чай-эскимо.

- Да, это новый продукт, который вышел в прошлом году. Это свежезамороженные ягоды и фрукты со специями и пряностями. Есть глинтвейн с апельсиновыми дольками, с кориандром, со всеми специями. Просто макаем эскимо в горячую воду, оно растворяется и получается вкусный чай. Как в ресторане — только дома! Нечайный чай.

- То есть это эскимо можно как мороженное есть, а можно превратить в чай?

- Да, можно в чай и можно — как мороженое. Очень вкусный продукт.

- Звучит очень интересно! Есть ли аналоги вашего мороженого среди других производителей?

- Наверное есть аналоги. Я так сходу не скажу. Есть производители веганского мороженого, но я не скажу аналогов.

- Что такое Л-карнитин, который есть в составе вашего мороженого?

- Л-карнитин — это вещество, которое вырабатывается в организме человека самостоятельно. Оно помогает расщеплению жиров на биохимическом уровне и за счет этого вырабатывается энергия. Очень полезно при тренировках пить в качестве добавки. Л-карнитина к нам с едой поступает очень мало, поэтому у нас есть линейка мороженого с Л-карнитином без сахара, которое можно перед тренировкой съесть и получить суточную норму Л-карнитина.

- А можно ли мороженое сделать без сахара?

- У нас есть протеиновое мороженое, очень классное, оно без сахара. Там вместо сахара эритрит и стевия и оно по калорийности меньше обычного, где много сахаров и жиров. А у нас 2г жира, 15г белка и вообще нет сахара. Шикарный продукт, я его сама ем.

- Тот факт, что нет сахара, наверное, и уменьшает срок хранения?

- Уменьшает, конечно. Сахароза - это консервант. Например, в компотах. В веганской линейке есть протеиновое мороженое в баночках, оно без сахара. Вот без сахара, у нас всегда такое спорный момент: либо сохранить калории - сделать 0 калорий и добавить эритрит стевия, либо добавить финиковый сироп. Он калорийный, конечно, но натуральный.

- В Европе уже растительные альтернативы довольно популярны. В России тренды на несколько лет запаздывают?

- Ну вот здесь есть такой момент, уровень жизни. Я соглашусь: есть Москва, Питер, а в остальных регионах надо еще повышать уровень жизни. Но это уже не наши вопросы, не наша область. Это уже политика. Мы со своей стороны сделаем все, чтобы сделать крутой качественный продукт и по всей России его начать отгружать, чтобы в любом уголке могли попробовать нашу продукцию.

- Спасибо большое, было очень приятно и интересно поговорить!

(Авторы: координаторы проекта «Едим лучше» Алексей Иванов и Фаина Верли. Фото: Инстаграм компании «Айскро»).