Российские магазины полны подделок. Почему их нельзя покупать?
Говоря о подделках, многие думают, что они бывают только в Китае. На самом деле это не совсем верно по двум причинам. Во-первых, в Китае активно борются с мошенниками, зарабатывающими на популярности брендов. Во-вторых, российские прилавки заполнены отечественными подделками: «Аква Натурале» вместо «Аква Минерале», «Стрит» вместо «Спрайт», «ФАНТАстик» вместо «Фанта»... «Лента.ру» при поддержке производителя семечек «Джинн» разбиралась, что нужно знать, чтобы не купить подделку.
В 90-е были массово распространены копии кроссовок и одежды Adidas — Abibas и Adibas. Общие принципы подделок остаются теми же многие годы — это паразитирование на популярных брендах, которое вводит потребителя в заблуждение и помогает выиграть конкуренцию за счет соотношения цены и качества.
Как правило, в спешке в супермаркете потребитель не рассматривает упаковку и по ошибке может приобрести фейк. Чем популярнее бренд и чем больше его доля на рынке, тем чаще недобросовестные конкуренты пытаются заработать на невнимательности потребителя.
При этом похожее название как бы снимает с вещи или продукта статус прямой подделки — это лишь имитация. Сходство до степени смешения наблюдается в цветовой гамме, написании и элементах дизайна. Зарегистрированный товарный знак не позволяет ограничить выпуск товара-копии просто по факту обнаружения, сходство нужно доказать в суде. На разбирательства порой уходят годы, а производитель-имитатор в это время продолжает зарабатывать на чужом имени и репутации.
Самые явные случаи подделок можно найти среди кондитерской продукции. Например, всем известный KinderChocolate и его копия NellyKidsChocolate. Аналог имеет такие же дольки, с упаковки улыбается такой же мальчик, только подделка по вкусу значительно уступает оригиналу, судя по отзывам в интернете.
Резонансными судебными историями стали разбирательства компании «Ферреро» из-за конфет Landrin, похожих на Rafaello, и Monterosh, похожих на Ferrero Rocher. В первом случае производителю удалось отстоять право на товарный знак, охраняющий внешний вид сладостей, — никто не может выпускать круглую конфету в обсыпке из кокосовой стружки с орехом внутри. Во втором «Ферреро» защитил авторские права на упаковку.
При выборе продуктов бдительность не помешает. Роспатент лишил правовой охраны товарные знаки под названием «Добавкин» — майонез под этим обозначением был явной имитацией бренда «Махеевъ». Сходство внешнего вида упаковки полуфабрикатов «Сытоедов» со своей продукцией обнаружили и в «Мираторге». А Danon усмотрел сходство в дизайне упаковок белорусских йогуртов «Оптималь» со своей линейкой «Актимель».
Несколько лет назад на рынке стала появляться продукция, имитирующая по цвету и дизайну упаковку известной марки жареных семечек «Джинн». Выпускающая их компания «Смарт», по данным международных исследований, уже несколько лет подряд занимает лидирующие позиции в России и странах СНГ по производству и продажам упакованных семечек. По-видимому, именно эта популярность и стала причиной копирования.
Потребители замечают на одной полке рядом с оригиналом его копию — семечки «Джокер». Затем покупателей возмутили похожие случаи с пачками «Аладдин», «Дижже», «Джанг» — все они очень похожи на яркую желтую упаковку семечек «Джинн». Подделки и имитации товаров этого известного бренда находили в России, Германии и Казахстане.
Вроде бы мелочь: какая разница, какие семечки покупать? Лишь бы вкусные были и недорогие. В этом-то и таится опасность. Одно дело — купить фейковую сумочку Fendi и получить разочарование от неровных швов и дешевого материала. Другое дело — продукты питания, к которым в том числе относятся и семечки. Вспомнить только прошлогодний случай в Ульяновске, когда от подсолнечного масла, изготовленного кустарным способом, пострадали несколько человек. Выяснилось, что сырье хранилось в ангаре и обрабатывалось крысиным ядом (кумарином). Это вещество попало в организм людей, вызвав тяжелые последствия.
Несколькими годами ранее в Севастополе задержали производителя, который у себя в гараже расфасовывал семечки в пакетики, похожие на упаковку известного бренда. Единственное, на что потратился «имитатор», — упаковочный автомат, но на момент задержания он уже окупился. Фальшивые семечки поставлялись в мелкие магазины по бросовой цене. Но даже не это поразило оперативников. После осмотра сырья сотрудники правоохранительных органов обнаружили, что семечки хранились в мешках от ядов против насекомых, и без очистки фасовались в пачки. Мошенника осудили, а в городе, к счастью, не было зафиксировано массовых отравлений.
Главная цель недобросовестных производителей — быстрый заработок, поэтому их не интересует качество товара, который они выпускают. Мелкие конторы, которые чаще всего паразитируют на крупных брендах, скупают самое дешевое и некачественное сырье. Чтобы не попасться на уловки недобросовестных производителей, при покупке любого товара, даже семечек, нужно обращать внимание на ряд элементов.
Дизайн упаковки. На сайте производителя можно увидеть каталог продукции и то, как выглядит товар: где расположен логотип, какие шрифты и цвета используются для упаковки. Имитаторы в основном видоизменяют упаковку, если это не реплики товаров класса люкс.
Если говорить о семечках, упаковка должна быть герметичной — от этого зависит вкус и польза продукта. Например, компания «Смарт» для производства семечек «Джинн» использует упаковку из многослойного материала, защищающего семечки от воздействия ультрафиолета и кислорода. При фасовке в пачке создается специальная «подушка», которая бережет продукт от повреждения и позволяет сохранить оригинальный вкус и аромат в течение всего срока годности.
Качество. Семечки с горьким привкусом, мелкие, да еще и пачкающие пальцы — это признаки некачественного товара. Семечки, выпускаемые под маркой «Джинн», отличаются крупным размером. Этот специальный сорт был выведен специалистами селекционно-семеноводческого центра компании «Смарт». Подсолнухи выращивают на собственных полях в Краснодарском крае, Адыгее и на Алтае. После созревания семена сортируют в калибровочном цехе: только крупные отправляются на завод в Челябинскую область для дальнейшей обработки.
Технология производства. Производители оригинальной продукции постоянно повышают качество своих товаров и внимательно следят за отзывами потребителей, о чем сообщают на официальном сайте.
И даже в производстве такого продукта, как семечки, производитель постоянно внедряет инновационные решения. Семечки марки «Джинн» проходят многоступенчатую обработку, очищаются от сора и примесей, промываются проточной водой. На каждом этапе производства продукция проходит контроль качества. Так достигается однородность цвета и отсутствие лишней шелухи и сора. За вкус отвечает качество обжарки, а на него, в свою очередь, влияет оборудование, которое использует производитель. Не каждая компания готова вложить в оснащение производства круглую сумму.
Крупные и ценящие свою репутацию компании постоянно совершенствуют производственный процесс. Так, на заводе «Смарт» используется оборудование мировых лидеров отрасли, которое обеспечивает равномерную обжарку зерна горячим воздухом. Это исключает попадание в пачку пережаренных или недожаренных семечек. А еще во время обжарки происходит мощный обдув сырья, при котором все частицы нагара оседают в вытяжной трубе и не смешиваются с готовым продуктом.
Цена. Если стоимость подозрительно низкая, это не повод радоваться. Имитаторы выбирают дешевое сырье, не тратятся на рекламу, не расширяют сеть продаж, что позволяет им снижать цену по сравнению с оригиналом.
Какой бы ни была подделка, рано или поздно потребитель поймет, что его обманывают. Когда на прилавках появились первые книги «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, в книжных магазинах и киосках обнаружилась серия книг «Таня Гроттер», которая в значительной степени копировала первоисточник, особенно в начале серии. Да, Таня Гроттер нашла своих поклонников, но это не спасло ее от судов с Джоан Роулинг, после чего книги признали плагиатом.
В целом же подделки и имитации — свидетельство популярности и качества оригинала. И если известный бренд подделывают — значит, оригинал стоит того, чтобы его брать.