Войти в почту

Российские магазины полны подделок. Почему их нельзя покупать?

Говоря о подделках, многие думают, что они бывают только в Китае. На самом деле это не совсем верно по двум причинам. Во-первых, в Китае активно борются с мошенниками, зарабатывающими на популярности брендов. Во-вторых, российские прилавки заполнены отечественными подделками: «Аква Натурале» вместо «Аква Минерале», «Стрит» вместо «Спрайт», «ФАНТАстик» вместо «Фанта»... «Лента.ру» при поддержке производителя семечек «Джинн» разбиралась, что нужно знать, чтобы не купить подделку.

Российские магазины полны подделок. Почему их нельзя покупать?
© Lenta.ru

В 90-е были массово распространены копии кроссовок и одежды Adidas — Abibas и Adibas. Общие принципы подделок остаются теми же многие годы — это паразитирование на популярных брендах, которое вводит потребителя в заблуждение и помогает выиграть конкуренцию за счет соотношения цены и качества.

Как правило, в спешке в супермаркете потребитель не рассматривает упаковку и по ошибке может приобрести фейк. Чем популярнее бренд и чем больше его доля на рынке, тем чаще недобросовестные конкуренты пытаются заработать на невнимательности потребителя.

При этом похожее название как бы снимает с вещи или продукта статус прямой подделки — это лишь имитация. Сходство до степени смешения наблюдается в цветовой гамме, написании и элементах дизайна. Зарегистрированный товарный знак не позволяет ограничить выпуск товара-копии просто по факту обнаружения, сходство нужно доказать в суде. На разбирательства порой уходят годы, а производитель-имитатор в это время продолжает зарабатывать на чужом имени и репутации.

Самые явные случаи подделок можно найти среди кондитерской продукции. Например, всем известный KinderChocolate и его копия NellyKidsChocolate. Аналог имеет такие же дольки, с упаковки улыбается такой же мальчик, только подделка по вкусу значительно уступает оригиналу, судя по отзывам в интернете.

Резонансными судебными историями стали разбирательства компании «Ферреро» из-за конфет Landrin, похожих на Rafaello, и Monterosh, похожих на Ferrero Rocher. В первом случае производителю удалось отстоять право на товарный знак, охраняющий внешний вид сладостей, — никто не может выпускать круглую конфету в обсыпке из кокосовой стружки с орехом внутри. Во втором «Ферреро» защитил авторские права на упаковку.

При выборе продуктов бдительность не помешает. Роспатент лишил правовой охраны товарные знаки под названием «Добавкин» — майонез под этим обозначением был явной имитацией бренда «Махеевъ». Сходство внешнего вида упаковки полуфабрикатов «Сытоедов» со своей продукцией обнаружили и в «Мираторге». А Danon усмотрел сходство в дизайне упаковок белорусских йогуртов «Оптималь» со своей линейкой «Актимель».

Несколько лет назад на рынке стала появляться продукция, имитирующая по цвету и дизайну упаковку известной марки жареных семечек «Джинн». Выпускающая их компания «Смарт», по данным международных исследований, уже несколько лет подряд занимает лидирующие позиции в России и странах СНГ по производству и продажам упакованных семечек. По-видимому, именно эта популярность и стала причиной копирования.

Потребители замечают на одной полке рядом с оригиналом его копию — семечки «Джокер». Затем покупателей возмутили похожие случаи с пачками «Аладдин», «Дижже», «Джанг» — все они очень похожи на яркую желтую упаковку семечек «Джинн». Подделки и имитации товаров этого известного бренда находили в России, Германии и Казахстане.

Вроде бы мелочь: какая разница, какие семечки покупать? Лишь бы вкусные были и недорогие. В этом-то и таится опасность. Одно дело — купить фейковую сумочку Fendi и получить разочарование от неровных швов и дешевого материала. Другое дело — продукты питания, к которым в том числе относятся и семечки. Вспомнить только прошлогодний случай в Ульяновске, когда от подсолнечного масла, изготовленного кустарным способом, пострадали несколько человек. Выяснилось, что сырье хранилось в ангаре и обрабатывалось крысиным ядом (кумарином). Это вещество попало в организм людей, вызвав тяжелые последствия.

Несколькими годами ранее в Севастополе задержали производителя, который у себя в гараже расфасовывал семечки в пакетики, похожие на упаковку известного бренда. Единственное, на что потратился «имитатор», — упаковочный автомат, но на момент задержания он уже окупился. Фальшивые семечки поставлялись в мелкие магазины по бросовой цене. Но даже не это поразило оперативников. После осмотра сырья сотрудники правоохранительных органов обнаружили, что семечки хранились в мешках от ядов против насекомых, и без очистки фасовались в пачки. Мошенника осудили, а в городе, к счастью, не было зафиксировано массовых отравлений.

Главная цель недобросовестных производителей — быстрый заработок, поэтому их не интересует качество товара, который они выпускают. Мелкие конторы, которые чаще всего паразитируют на крупных брендах, скупают самое дешевое и некачественное сырье. Чтобы не попасться на уловки недобросовестных производителей, при покупке любого товара, даже семечек, нужно обращать внимание на ряд элементов.

Дизайн упаковки. На сайте производителя можно увидеть каталог продукции и то, как выглядит товар: где расположен логотип, какие шрифты и цвета используются для упаковки. Имитаторы в основном видоизменяют упаковку, если это не реплики товаров класса люкс.

Если говорить о семечках, упаковка должна быть герметичной — от этого зависит вкус и польза продукта. Например, компания «Смарт» для производства семечек «Джинн» использует упаковку из многослойного материала, защищающего семечки от воздействия ультрафиолета и кислорода. При фасовке в пачке создается специальная «подушка», которая бережет продукт от повреждения и позволяет сохранить оригинальный вкус и аромат в течение всего срока годности.

Качество. Семечки с горьким привкусом, мелкие, да еще и пачкающие пальцы — это признаки некачественного товара. Семечки, выпускаемые под маркой «Джинн», отличаются крупным размером. Этот специальный сорт был выведен специалистами селекционно-семеноводческого центра компании «Смарт». Подсолнухи выращивают на собственных полях в Краснодарском крае, Адыгее и на Алтае. После созревания семена сортируют в калибровочном цехе: только крупные отправляются на завод в Челябинскую область для дальнейшей обработки.

Технология производства. Производители оригинальной продукции постоянно повышают качество своих товаров и внимательно следят за отзывами потребителей, о чем сообщают на официальном сайте.

И даже в производстве такого продукта, как семечки, производитель постоянно внедряет инновационные решения. Семечки марки «Джинн» проходят многоступенчатую обработку, очищаются от сора и примесей, промываются проточной водой. На каждом этапе производства продукция проходит контроль качества. Так достигается однородность цвета и отсутствие лишней шелухи и сора. За вкус отвечает качество обжарки, а на него, в свою очередь, влияет оборудование, которое использует производитель. Не каждая компания готова вложить в оснащение производства круглую сумму.

Крупные и ценящие свою репутацию компании постоянно совершенствуют производственный процесс. Так, на заводе «Смарт» используется оборудование мировых лидеров отрасли, которое обеспечивает равномерную обжарку зерна горячим воздухом. Это исключает попадание в пачку пережаренных или недожаренных семечек. А еще во время обжарки происходит мощный обдув сырья, при котором все частицы нагара оседают в вытяжной трубе и не смешиваются с готовым продуктом.

Цена. Если стоимость подозрительно низкая, это не повод радоваться. Имитаторы выбирают дешевое сырье, не тратятся на рекламу, не расширяют сеть продаж, что позволяет им снижать цену по сравнению с оригиналом.

Какой бы ни была подделка, рано или поздно потребитель поймет, что его обманывают. Когда на прилавках появились первые книги «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, в книжных магазинах и киосках обнаружилась серия книг «Таня Гроттер», которая в значительной степени копировала первоисточник, особенно в начале серии. Да, Таня Гроттер нашла своих поклонников, но это не спасло ее от судов с Джоан Роулинг, после чего книги признали плагиатом.

В целом же подделки и имитации — свидетельство популярности и качества оригинала. И если известный бренд подделывают — значит, оригинал стоит того, чтобы его брать.