Коронавирус усилил «просрочку» в магазинах

Простой, казалось бы, вопрос - чем людям питаться в эпоху пандемии? - на поверку оказывается не таким уж и простым. Ведь продукты могут стать опасными из-за тех или иных технологических нарушений, напрямую связанных с ковидом.

Коронавирус усилил «просрочку» в магазинах
© Свободная пресса

Не обойтись в повседневной жизни, также без товаров для дома и семьи. Не случайно минувшей весной, когда в России только-только заговорили о возможной эпидемии, население почти всех регионов рвануло в магазины. Ажиотажный спрос буквально на всё, начиная с туалетной бумаги, захлестнул страну.

Сейчас, когда запасы впрок многими уже сделаны, на первое место вышла проблема безопасности нас самих - поставщиков, продавцов, потребителей. Защищены ли мы от заражения COVID-19, который может «прилететь», как говорят специалисты, откуда угодно и поражать, не взирая на возраст?

Чиновники уверяют: да! Создана, мол, прочная законодательная база по поддержке граждан. Предусмотрены, в частности, наказания за нарушения правил поведения в общественных местах, которые по мере роста числа инфицированных, ужесточаются. Но действенны ли они?

Когда видишь на городских улицах и в торговых центрах, в метро множество открытых, без маски лиц, а потом слышишь в новостях об очередном антирекорде в статистике зараженных, начинаешь сильно в этом сомневаться. Нам говорят: есть система мониторинга, которая построена на оценке риска и современных методах анализа. Ею, объясняют, руководствуются власти на местах, принимая решения об ограничениях или их отмене. Судя опять-таки по ежедневным кови-сводкам, то ли система дает сбой, то ли ошибочны заложенные в ней риски.

Но вернемся к продуктам, то бишь, к магазинам, где мы привыкли их приобретать. Полки там заполнены до отказа. В частности, в Петербурге. Но иной раз, идешь вдоль них, а что-либо выбрать не решаешься. Из-за сомнительности сроков реализации, например.

В популярном гипермаркете на Обводном канале корреспондент «СП» купила на прошлой неделе упаковку кефира и пачку творога. Свежих, судя по дате производства обозначенной на них. Но стоило открыть тот же кефир, как в нос ударило кислятиной, а в стакан полилась мутная жижа.

Сразу вспомнилась недавняя, конца октября, история с отравлением детишек и одного взрослого в детском саду на юге города. Четверых малышей потребовалось срочно госпитализировать. Расследование ещё не окончено, но уже известен диагноз пострадавших: острая кишечная инфекция. Причина - некачественная молочная продукция. Сейчас выясняется, кто её поставил.

По данным Центра контроля качества товаров (продукции), работ и услуг городской администрации за минувшие с начала года месяцы рассмотрено более трех тысяч жалоб. Большая часть из них - на качество пищевых продуктов. Как показали анализы взятых образцов, более 21% не соответствуют требованиям. Безусловный лидер тут - молочка (15%).

- Ненамного отстают от нее плоды с овощами и продукты их переработки (13,7%), мясо и мясопродукты (13,3%), рыба и рыбные продукты (10%), - уточняет Наталья Талдыкина, замначальника отдела контроля качества Центра. - Одна из главных проблем тут в том, что продукты не всегда имеют явные признаки плохого качества и просроченных сроков.

«СП»: - Тем более, сейчас столько средств, чтобы вернуть им свежий вид!..

- Да, торговцы нередко пользуются ими. Чаще всего их недобросовестность выявляется в процессе потребления купленного, когда «хватать за руку» продавцов уже поздно. Но если при лабораторных исследованиях подтверждается, что продукт был испорчен, мы организуем проверку в торговом предприятии. На основе её результатов принимаем меры воздействия.

Меры эти известны - сначала штраф, затем, если не действует, закрытие торговой точки. Как показывает практика, они малоэффективны.

Штрафы копеечны, в среднем по стране от 5 до 10 тысяч на частное лицо, от 50 тыс. до 100 тыс. на должностное, от 700 тыс. до миллиона на юридическое (читай - гипермаркет с его миллиардным оборотом). Наказание рублем регулярно обещают ужесточить, заметно повысив суммы, но что-то все время мешает. А открыть новую «точку» труда для современных коммерсантов не представляет.

Впрочем, не все с такой критикой согласны. Например, Инна Соколовская, начальник отдела надзора за питанием Управления Роспотребнадзора по Петербургу считает борьбу за качество продуктовой продукции успешной, а принимаемые к нарушителям «средства воздействия» эффективными.

- В последней редакции действующего Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов, которая была утверждена 2 января текущего года, само понятие качества включает три основных показателя. Первый - это безопасность. Второй - показатель полноценности рациона питания. Третий - обеспечивающий потребительские свойства продукта. Отсюда и повышенные требования к тому, что нам продают для еды, - говорит Инна Анатольевна.

«СП»: - И много отравы, как называют в народе некачественные продукты?

- За минувшие девять месяцев 2020 года неудовлетворительных проб по санитарно-техническим показателям 0,1%. Практически на том же уровне, что и в предыдущие годы. Отмечено незначительное по сравнению с 2019 годом, но все-таки снижение претензий на неудовлетворительные требования по микробиологическим показателям - до 2,6% (минус 0,9%).

Проблемой остается фальсификация пищевых продуктов. На первом месте в антирейтинге фальсификатов молочная продукция, затем идут масло-жировая и консервы всех видов. В этом году было изъято из продажи более 108 тонн такого «товара».

«СП»: - Руководство Роспотребнадзора заявляет о необходимости новых санитарных правил и норм отпуска продуктов, напитков. Предполагается, в частности, запретить продавать их в чистую тару самих покупателей. Но почему? Это же во всех смыслах удобно!

- До тех пор, пока никаких решений на этот счет не принято, комментировать не считаю возможным. У кого есть аргументы «за» или «против», может принять участие в публичных обсуждениях на сайте нашей организации.

«СП»: - О том, что человек приобрел некачественный продукт, он узнает зачастую только дома. Как в такой ситуации можно оперативно устранить нарушения в том магазине, где ему его продали? Не в полицию же обращаться, да там сразу «развернут» в вашу сторону…

- Сначала надо обратиться к продавцу, предъявив купленное вместе с чеком. Если не реагирует - к руководству торгового предприятия устно или письменно. Если в течение десяти дней ответа не будет или он вас не удовлетворит - к нам. Будем разбираться.

Одна добрая знакомая вашего корреспондента, в очередной раз «словившая» кишечную болезнь из-за купленных в гипермаркете у дома «свежих» сосисок, сделала все именно так, как советует Инна Анатольевна Соколовская. Убила немало времени, чтобы собрать необходимые доказательства, донести их до всех инстанций.

Отказалась от обещанного ей гипермаркетом «вкусного презента» в обмен на отказ обращаться в Роспотребнадзор, и - ничего не добилась. «Одна болтовня во всех этих инстанциях, толку никакого, - констатирует она. - Ну, пожурили виновников, изъяли из продажи эти чертовы сосиски, выписали штраф. И что - стало лучше? Нет. Я в этот магазин теперь не хожу. А соседи рассказывают: как продавалась там просрочка, так по-прежнему и продается. Видимо, коммерсанты пытаются с её помощью компенсировать свои финансовые потери в карантин».

От себя добавлю: эта сеть гипермаркетов открывалась когда-то именно как магазин продуктов с заканчивающимися сроками реализации. Где-то скупали их по дешевке. Потом «толкали» нам по ценам, несколько ниже, чем у добросовестных коллег...

У Анатолия Голова, сопредседателя Союза потребителей РФ, свой совет, как наказывать бессовестных торговцев.

- Пришли в магазин, изучили желаемый продукт, засомневались - уходите. Если есть хоть одно маленькое нарушение, то скорей всего есть и другие и не только маленькие. Потому ничего не покупайте, накажите продавца рублем. И не стесняйтесь обращаться в наш Союз. Проконсультируем, поможем.

«СП»: - Какие сложности испытывают в пандемию и те, кто торгует, и кто покупает?

- Основную проблему создают сейчас потребители - тем, что нередко совершают походы в магазины без масок. К сожалению, много тех, кто не верит в опасность вируса и не бережет ни себя, ни окружающих. Целый ряд магазинов в обеих российских столицах пострадал из-за того, что обслуживал «неверующих». Специалистами давно сказано: самые опасные с точки зрения переноса вируса - бессимптомные больные. Даже не кашляя, они могут заражать других.

«СП»: - Влияет, на ваш взгляд, пандемия на продуктовую безопасность?

- В свое время наше Общество потребителей активно боролось против того, чтобы в магазинах были отделы, где люди могли бы сами накладывать, что им надо. Случалось, грязными руками брали горсть салата, кислой капусты, тут же пробовали, а остаток клали обратно. Нас, наконец, услышали, помог ковид. Сейчас самообслуживание категорически не допустимо. То, что продается на развес, упаковывает продавец.

Мы также настаиваем на том, чтобы сохранить отпуск сотрудником магазина товаров в тару потребителя. Понятно, с соблюдением всех необходимых правил. Это позволит отказаться от полиэтиленовых пакетов. Во многих цивилизованных странах они уже запрещены. У нас они составляют уже чуть ли не треть всего мусора. Что может грозить экологической катастрофой.

Санкт-Петербург