Заброшенный детский дом и тайная могила – загадки деревни Суздалка
Рассказать о судьбе Суздалки отозвались сразу два коренных жителя – селькор Валентин Николаевич Пинекер и Виктор Семенович Черепанов. Мужчины очень переживали, как бы чего не забыть и рассказать обо всем, чем славилась их малая родина. После долгих споров было решено начать со здания ныне заброшенного Детского дома. Стоит отметить, что в тяжелые 1940-е годы в Доволенском районе их было всего два.
Их везли из-под бомбежек
Несмотря на преклонный возраст, Виктор Семенович быстро и стремительно шел к намеченной цели, как будто ноги сами его несли. И только когда мы преодолели бурьян и остановились возле обшарпанных стен старого бревенчатого здания, он начал рассказ.
– Сначала Детский дом был в райцентре, но в 1946 году его перенесли к нам в село. Выделили четыре помещения – корпус для мальчиков (с мастерской), столовая, дошкольная группа и отдельная опочивальня для девочек. Прибывшие эвакуированные дети – русские, украинцы, эстонцы, латыши, татары… А сколько совсем маленьких из Ленинграда привозили, вспоминаешь, и сердце сжимается. Тяжелое время было, – вздыхает он.
К сожалению, Виктор Семенович не помнит, что стало с Детским домом потом: может, его перенесли в другое село, а может, просто закрыли, подняв всех воспитанников, но одно мужчина знает точно – в конце 50-х годов его не стало… а след в истории и памяти суздальцев остался навсегда (подробную историю о жизни Суздальского детского дома можно прочесть в книге воспитателя Зои Романкиной «Дети войны»).
Тайна уличного фонаря
Дорога вела нас мимо сельского клуба, и вдруг Виктор Семенович остановился, устремив взгляд на фонарь, находящийся на территории ДК, и произнес: «А ты знаешь, что вот как раз под этим фонарем был похоронен батюшка». Как? На территории клуба? Но ведь ни надгробья, никаких его следов совсем не видно?
Для незнакомого с историей села человека, уличный фонарь не представляет никакого интереса, но местные жители, проходя мимо, часто вспоминают эту легенду. Давно на этом месте стояла церковь. Служил в нем батюшка, воля у него была одна – покоиться под самой святынею и нигде боле. Так прихожане и церковные служители и поступили. Время шло, приход снесли, а место захоронения батюшки и по сей день там.
Быть здесь Суздалке
В XIX веке большинство деревень основывали переселенцы, и Суздалка не стала исключением. В 1809 году на плодородные, окруженные рыбными водоемами земли, наткнулись поселенцы Суздалевы и обосновались на юго-восточном берегу одного из озер. И село и озеро назвали в их честь. Кстати, деревня до сих пор может похвастаться своими озерами, только в самом селе их три – Суздаль, Домашнее, Травное, а за его пределами еще четыре – Харино, Соловково, Москалево, Хоренок. С озерами, находящимися в селе, тоже интересная история.
Когда-то внутри Суздалки было два водоема: Травное и Суздаль. Первое местные жители прозвали Травным, потому что всегда водоем затягивало водорослями, так затягивало, что невозможно было ни стирать, ни купаться, ни поить скот. Собственно и сейчас та же картина.
Время шло, село разрасталось, улиц и дворов становилось больше. И Травное разделили на две половины, выстроив дорогу для сообщения улиц, так в деревне появилось третье озеро. Местные жители всегда могли похвастаться обилием вкуснейшей рыбы. На въезде в село одна и та же картина – на берегу озера скопление любителей рыбалки, конечно, не всегда, но в сезон один-два рыбачка да стоят на рыбном карауле.
Кузница, пилорама, кирпичный завод
В 1936 году в Суздалке насчитывалось шесть колхозов: «Им. Ворошилова», «Путь Ленина», «Большевик», «Победа», «Им. Кирова», «Красная Дубрава». Все они занимались засевом полей и разведением сельского хозяйства, еще при каждом колхозе имелось свое производство.
Добравшись до «Красной Дубравы» (ныне ветхое помещение на берегу озера Домашнего), мы подошли к огромным железным дверям, они оказались не заперты. С трудом, но все же попали внутрь, и как будто оказались в тех самых 40-х годах…
Внутри находилось помещение, где когда-то была знаменитая кузница. Сегодня от нее осталась лишь добротная кирпичная печь. Дальше – заброшенное помещение по отжиму конопляного масла. Рядом с этим ангаром когда-то еще были здания, где находились пилорама и кирпичный завод, но, к сожалению, сейчас от них остались только холмы, заросшие сорняками…
Опубликовано в газете «Сельская правда» №46 от 14 ноября 2020 года