Проверено на себе
Звёзды
Психология
Еда
Счет
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота

Более 200 человек приняли участие в онлайн-конференции «Экспорт молочной продукции: знания, инструменты, практики»

19 ноября 2020 года Федеральный центр «Агроэкспорт» совместно с Национальным союзом производителей молока («Союзмолоко») провел онлайн-конференцию «Экспорт молочной продукции: знания, инструменты, практики».

Более 200 человек приняли участие в онлайн-конференции «Экспорт молочной продукции: знания, инструменты, практики»
Фото: АГРОXXIАГРОXXI

Видео дня

В рамках мероприятия были представлены первые экспортные гиды, разработанные для российской молочной отрасли, – по продвижению сухого молока в Оман и Нигерию, сыров – в Японию и Вьетнам. Отдельными темами обсуждения стали действующие и перспективные меры государственной поддержки, а также барьеры, с которыми сталкиваются экспортеры на зарубежных рынках.

Открыл мероприятие гендиректор «Союзмолоко» , который рассказал, что все больше и больше производителей задумываются о развитии зарубежных продаж, и гиды призваны стать для них своеобразными путеводителями.

«Гиды содержат базовую информацию по рынкам, барьерам для входа, механизмам таможенно-тарифного регулирования, отвечают на самые часто задаваемые вопросы. Особенно актуальны для компаний малого и среднего бизнеса, которые не всегда имеют возможность вкладывать значительные финансовые ресурсы на изучение зарубежных рынков, однако, заинтересованы в экспортных поставках», – уверен Белов.

Директор Департамента развития экспорта продукции АПК Роман Чекушов отметил, что за 10 месяцев текущего года (по странам – за 9 месяцев) российский экспорт молочной продукции вырос на 11% до 248 млн долл.

Основными странами-импортерами исторически выступают государства постсоветского пространства, однако постепенно происходит расширение географии поставок.

Так, экспорт в Китай в 2020 году вырос практически на треть. «КНР является очень перспективным для нас рынком, особенно по поставкам сухого молока. Одновременно мы должны думать о других направлениях, понимать, в чем особенность того или иного перспективного рынка для экспорта молочной продукции. Уверен, что работа, проводимая «Агроэкспортом» по созданию экспортных гидов, очень важна и позволит производителям молочной продукции более решительно переходить к экспортной деятельности», – заявил Чекушов.

Глава Департамента подробно рассказал о мерах господдержки, действующих для экспортеров молочной продукции. Среди них – льготное кредитование, компенсации до 90% расходов на сертификацию и части затрат на транспортировку. Прорабатывается вопрос о расширении в 2021 году инструментов финансирования в рамках льготного кредитования, а также о запуске новых мер – возмещения прямых понесенных затрат при строительстве и модернизации перерабатывающих молочных предприятий и компенсации затрат на лизинговые платежи, возникающие при приобретении оборудования для переработки агропродукции.

По итогам 2020 года российский экспорт молочной продукции вырастет на 12-13% в стоимостном выражении и превысит 300 млн долл. США.

В прошлом году российские молочные продукты экспортировались в 52 страны, и наиболее привлекательными для российских производителей молочной продукции в настоящее время являются рынки Азии и Африки, отметил руководитель «Агроэкспорта» .

В связи с этим команда «Агроэкспорта» совместно со , отраслевыми ассоциациями и производителями подготовила экспортные гиды по продвижению российского сухого молока в Оман и Нигерию, а также сыров – в Японию и Вьетнам.

До конца 2020 года будет разработано еще 5 гидов: по молочной продукции для рынков Саудовской Аравии, Индонезии, Малайзии и Республики Корея и по мороженому для рынка ОАЭ. «Проведение глубокого, всестороннего анализа является одной из важнейших задач как на этапе принятия решения о выходе на внешние рынки, так и в дальнейшем, при формировании стратегии позиционирования компании и ее продукции за рубежом. Для этих целей мы создаем экспортные гиды, обзоры по принципу «продукт-страна» и другие аналитические инструменты», – добавил Краснов.

При создании гидов выбирались страны, входящие в топ-25 глобальных импортеров и имеющие потенциал дальнейшего роста ввозимых объемов, рассказал генеральный директор ООО «Стреда-консалтинг» .

Так, Оман в совокупности с другими странами Персидского залива является вторым в мире рынком сухого молока после Китая: ежегодно в государства GCC его ввозится на более чем 1,6 млрд долл., и потребление стабильно растет. При этом продукция, сертифицированная для Омана и расфасованная на его территории, может поставляться и в другие страны Персидского залива и Северной Африки.

Однако важной особенностью данного рынка является применение сухого молока преимущественно не в b2b, как это происходит в России и на многих других рынках, а как расфасованного продукта для конечных потребителей, рассказал Груздев. Что касается Нигерии, то этот рынок также достаточно объемный – ежегодный импорт сухого молока превышает 310 тыс. тонн, однако в прошлом году страна фактически закрыла свой рынок для всех новых игроков. «Поэтому все новые экспортеры вынуждены поставлять продукцию только через 6 конкретных компаний-импортеров, которые давно присутствуют на рынке Нигерии. Информацию об организациях, с которыми можно работать, а также объемах рынка и его динамике, нормативном регулировании, барьерах входа, процессах сертификации, логистических и платежных аспектах – все это можно узнать из экспортных гидов», – указал Груздев.

Гиды для экспортеров сыра в Японию и Вьетнам представил руководитель программ Всемирного банка в России . Так, по его словам, Япония – растущий, но сложный рынок с высокими требованиями и жесткой конкурентной средой, и гид содержит всестороннюю информацию, на основе которой компания сможет оценить свою готовность к экспорту и определить свою нишу. «Информационные инструменты для экспортеров, такие как экспортные гиды, играют важнейшую роль в развитии торговли и повышении конкурентоспособности. Как правило, информационные пробелы не учитываются как часть торговых издержек, но могут составлять до 50% из них», – акцентировал Миллер.

Генеральный директор ОАО «Карат» Евгений Гребнев подчеркнул, что гиды разрабатывались путем всестороннего и детального обсуждения с молочной индустрией. «Десятки компаний принимали участие в формировании уникальных продуктов, благодаря которым мы получили в итоге максимальную информацию о рынках стран Африки и Азии», – обратил внимание Гребнев. Особое внимание в развитии экспорта необходимо уделять тем видам продукции, по которым Россия себя обеспечивает и импорт минимален. Среди таких продуктов гендиректор «Карата» назвал плавленые сыры и крем-чиз, в ближайшей перспективе потенциалом также обладают йогурты, десертная группа и мороженое.

Что касается b2b-сегмента, то, несмотря на еще сохраняющийся внутренний дефицит сырого молока в стране, экспортная тема крайне важна для производителей для нивелирования сезонных скачков спроса, продолжил коммерческий директор департамента «Молоко» ООО «Аутспан Интернешнл» . При этом, полагает он, завоевывать рынки необязательно при помощи низкой цены. Антонов привел в пример Новую Зеландию, у которой цены на сухое молоко примерно на 20% выше, чем в , однако продукция пользуется спросом за счет высокого качества.

«Детальный анализ стран-импортеров молочной продукции в разрезе наиболее востребованного ими ассортимента молочных продуктов и сырья, особенностей потребительских предпочтений и наиболее эффективных принципов дистрибьюции в этих странах поможет предприятиям России существенно расширить географию продаж молочной продукции. Это, в свою очередь, будет способствовать не только увеличению объемов продаж, но и компенсации сезонных падений спроса в России за счет продаж в другие страны», – отметил Антонов.

«Стабильно высокое качество производимой продукции, постоянное развитие ассортимента, коммерческая политика, а также высокий уровень сервиса являются основными факторами успешного развития бизнеса компании в странах-экспортерах», – в свою очередь, перечислил директор по продажам ООО «Хохланд Руссланд» . Среди сдерживающих факторов он назвал нелегальное перемещение товаров через границу, затраты на систему «Меркурий», давление стран-конкурентов и ограничительные меры в период пандемии.

Участники онлайн-конференции отметили профессиональный подход к подготовке экспортных гидов, их тщательную проработку и в то же время универсальность, что позволит любой компании чувствовать себя более уверенно при выходе на внешние рынки.

(Источник: Управление внешних коммуникаций Федерального центра «Агроэкспорт» Минсельхоза России).