«Заказали ouha au champagne и какой-то крошечной дичи»: каким был легендарный ресторан «Яръ»

...Долго ль мне в тоске голодной

«Заказали ouha au champagne и какой-то крошечной дичи»: каким был легендарный ресторан «Яръ»
© Mos.ru

Пост невольный соблюдать

И телятиной холодной

Трюфли Яра поминать?...

А.С. Пушкин

Второй год подряд Москву признают туристической столицей мира. На престижной международной премии World Travel Awards 2020 она, обогнав Лондон, Нью-Йорк и Париж, завоевала главный приз в номинации «Лучшее туристское направление. Город».

Российская столица привлекает гостей не только историческими достопримечательностями, но и удобными сервисами. Москва находит способы по-новому рассказать о самых интересных местах. Многие старинные здания сегодня можно посетить, даже не выходя из дома. Одна из лучших онлайн-экскурсий, по мнению москвичей, посвящена дореволюционному ресторану «Яръ».

Москвовед, старший научный сотрудник отдела образовательных программ Музея Москвы Денис Ромодин рассказал mos.ru, что происходило в легендарном московском ресторане за его почти двухвековую жизнь.

Место притяжения литераторов

История легендарного «Яра» на Петербургском шоссе — а в те годы это была практически окраина Москвы — началась еще в 1826 году и совсем в другом месте. Тогда на углу улиц Кузнецкий Мост и Неглинная в доме сенатского канцеляриста Людвига Шавана «открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликерами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах». Владельцем ресторации с гостиницей был француз Транкиль Ярд — именно по этой иностранной фамилии, правда, немного искаженной, впоследствии и стали называть одно из самых известных московских заведений.

Приезжая в Москву, Александр Пушкин неоднократно посещал ресторацию Ярда, у солнца русской поэзии было там и любимое блюдо — сладкий суп с ревенем. Кстати, именно здесь 27 января 1831 года литературная интеллигенция в лице Пушкина, Евгения Баратынского, Петра Вяземского и Николая Языкова поминала общего друга — поэта Антона Дельвига.

Дореволюционные полицейские списки сохранили имена тех, кто останавливался в гостинице «Яра» и состоял под надзором. В 1832-м тут жил Павел Голицын, участник военных походов 1813–1814 годов и член «Союза благоденствия» — тайной организации декабристов. 6 января 1842 года проездом через Санкт-Петербург здесь останавливался поэт и революционер Николай Огарев, а в феврале 1846-го после заграничного путешествия он снова гостил в «Яре» вместе с поэтом-переводчиком Николаем Сатиным.

«Мы не видались несколько лет... С сильно бьющимся сердцем бросились мы с Грановским к Яру, где они остановились», — вспоминал об этом философ Александр Герцен. В произведении «Былое и думы» он описал свой первый обед у знаменитого ресторатора.

«У меня был золотой, и у Огарева около того же. Мы тогда еще были совершенные новички и потому, долго обдумывая, заказали ouha au champagne (уха на шампанском), бутылку рейнвейна и какой-то крошечной дичи, в силу чего мы встали из-за обеда, ужасно дорогого, совершенно голодные…» — писал Александр Герцен.

Несколько лет — с 1848 по 1851 год — «Яръ» работал в саду «Эрмитаж», но не в том, который хорошо известен современным москвичам, а в старом — на не существующей ныне Божедомке. Теперь это улица Дурова.

В 1851 году «Яръ» еще раз открылся, но уже как загородный ресторан в Петровском парке, на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект, где ресторан существует до сих пор) во владении генерала Александра Башилова. Помещение состояло из небольшого общего зала и совсем маленьких, похожих на стойла отдельных кабинетов. При ресторане был небольшой садик, выходивший на шоссе, с двумя беседками и качелями.

Никаких особенных увеселений у «Яра» тогда не было. Заведение отличалось от остальных тем, что имело образцовую кухню, а накормить запоздалого гостя иногда мог сам хозяин, лично приготовив, например, котлету.

Цыганский «Яръ»

При каком из владельцев в «Яре» впервые появились цыганские хоры, доподлинно неизвестно. Летом, когда в прилегающем парке было много гуляющих и дачников, ресторан был забит до отказа. А зимой он практически пустовал, бывало, что целыми днями в заведение никто не заглядывал. Однако если под вечер туда приезжала какая-нибудь компания, то сразу появлялись цыгане, и, по воспоминаниям современников, дым столбом стоял до самого утра. Знаток цыганской культуры Алексей Плещеев писал, что постоянное пребывание цыганских хоров в ресторанах существует с 1860-х годов.

В 1871-м владельцем «Яра» становится Федор Аксенов, при котором ресторация процветала. Однако уже в 1895 году после его смерти «Яръ» приобретает Алексей Судаков, ярославский крестьянин, жизненный путь которого сегодня назвали бы историей успеха.

Судаков начал работать официантом в 1875 году в трактире низшего разряда в Хамовниках, где его отец служил приказчиком. Довольно быстро у предприимчивого крестьянина появился собственный трактир на Рождественке, скромный и недорогой. Через некоторое время он организует еще одно предприятие общественного питания и, наконец, на скопленные средства за 92 тысячи рублей покупает «Яръ» в Петровском парке. Если переводить эту сумму на современные деньги, получится, что бывший крестьянин приобрел ресторан более чем за 100 миллионов рублей.

Завсегдатаями «Яра» были известные писатели, художники и другие творческие люди. В разное время здесь можно было встретить Антона Чехова, Максима Горького, Валерия Брюсова, Федора Шаляпина, братьев Васнецовых, Исаака Левитана, Илью Репина и Валентина Серова.

В 1909–1913 годах по поручению Судакова архитектор Адольф Эрихсон выстроил «Яру» новое здание в стиле модерн.

После 1917 года

После Октябрьской революции ресторан закрыли. Он ненадолго возобновлял работу во времена НЭПа. Позднее в здании «Яра» были кинотеатр, спортзал для бойцов Красной армии, госпиталь, а с 1925 года — мастерские киноинженерного факультета Государственного техникума кинематографии.

В 1939-м архитекторы Павел Рагулин и Николай Механиков перестроили здание под клуб Центрального дома гражданского воздушного флота, а росписью потолка занялся художник Павел Корин. С конца 1930-х годов в бывшем «Яре» размещался Центральный дом ГВФ — Клуб летчиков, в годы Великой Отечественной войны — Клуб Военно-воздушных сил.

В 1952 году по распоряжению Иосифа Сталина здание еще раз перестроили архитекторы Павел Штеллер, Иосиф Ловейко и Владимир Лебедев. «Яръ» выполнили в стиле сталинского ампира с частичным сохранением прежних объемов и помещений. Вдоль улицы Расковой пристроили новый корпус, где разместили гостиничные номера. За этот проект авторов удостоили Сталинской премии.

С 1969-го часть помещений гостиницы и соседнее здание по проекту Эрихсона занимает цыганский театр «Ромэн».

В 1998 году ресторан при гостинице вновь вернул себе историческое название, а центральный зал целиком сохранился еще с 1909–1911 годов. И сегодня на Ленинградском проспекте вновь можно увидеть знаменитый московский «Яръ».