Эксперт: Большинство российских продуктов в Европе считают отравой, а мы их едим

Новость о том, что шесть стран ЕС запретили продажу российского вафельного торта «Аленка» - культового бренда на территории бывшего СССР, прошла как-то незаметно. Центральные каналы не сообщили об этом в новостях, популярные ток-шоу не посвятили теме свои выпуски. А ведь речь идет о здоровье народа. По факту на территории России давно происходит пищевой геноцид в угоду алчным бизнесменам и коррумпированным чиновникам. Об этом беседуем с д-ром мед. наук, профессором, бывшим ректором Московского государственного университета пищевых производств, президентом Национального проекта «Здоровье нации» Дмитрием Еделевым.

Эксперт: Большинство российских продуктов в Европе считают отравой, а мы их едим
© Экспресс газета

- Дмитрий Аркадьевич, про «Аленку» в центральных СМИ молчок. Опасные канцерогены обнаружены только в вафельных тортах?

- У меня есть текст официального заключения о запрете, который в России никто не публиковал. Вроде как «Аленка» - это же наша гордость. Но дело не только в тортах или в этой конкретной фирме, а в качестве всей отечественной кондитерской продукции. Вам будет тяжело найти в ЕС на прилавках российский шоколад - многие ингредиенты, из которых он производится, там попросту запрещены.

В сентябре 2020 года Департамент защиты прав потребителей и безопасности продовольственных товаров ФРГ опубликовал уведомление о том, что в российском лакомстве выявлено большое содержание глицидиловых эфиров и канцерогена 3MCPD, сильно вредящих здоровью.

- Но список опасных продуктов этим далеко не ограничивается, - продолжает Еделев. - Российские журналисты иногда честно об этом рассказывают. Например, Аркадий Мамонтов привез чешским экспертам ряд наших продуктов животного происхождения. Ему прямо сказали, что за такой товар в Европе могут посадить в тюрьму. Но разве что-нибудь после этого репортажа изменилось?

Свиной шпик в колбасе делают из сои

- В чем же проблема российской еды?

- Прежде всего в том, что в страну абсолютно бесконтрольно ввозится техническое пальмовое масло, или в переводе с английского пальмовый жир. Российское законодательство никак не ограничивает использование дешевых пальмовых жиров при производстве продуктов питания.

- А я вот читал несколько статей, где нападки на пальмовое масло называют несправедливыми, не так уж оно и опасно.

- Подобные статьи пишутся с подачи, например, чиновников Малайзии, ведь именно из этой страны идет львиная доля поставок. А также от наших бизнесменов, которые благодаря дешевым ингредиентам зарабатывают миллиарды. Я же руководствуюсь официальными постановлениями Еврокомиссии, которая дважды с 2014 года ограничивала использование пальмового масла на территории ЕС. А также заключением Института рака Всемирной организации здравоохранения, сотрудники которого считают, что 37 процентов онкозаболеваний в развивающихся странах могут быть вызваны этим веществом. При переработке «пальма» выделяет глицидиловые эфиры, вызывающие рак. Все остальное - болтовня.

- Куда же эта дрянь добавляется?

- Например, в огромное количество молочных и сырных продуктов вместе с сухим молоком. Сухое молоко - отдельная тема. Официально оно поставляется из Белоруссии, но мы с вами понимаем, что там просто нет столько коров. Значительная часть его имеет латино-американские корни, много фальсификата из соевых составляющих. Смешиваются растительные жиры и животные, в этом виде ввозятся на территорию России.

Молоко давно фальсифицируется в промышленных масштабах. Людей на это подсадили настолько, что если дать попробовать нормальное молоко, вкус большинству просто не понравится.

Что касается сыра, то, по оценке Росконтроля, Роскачества и так далее, до 60 процентов товаров на наших прилавках с таким названием сыром не являются. Тем более если стоит дешевле 700 рублей за килограмм - в Московском регионе, во всяком случае.

В составе отечественного майонеза сплошное пальмовое масло. Напомню, что в нем, в отличие от других масел, вообще ничего не живет. Поэтому если майонез без консервантов может храниться в холодильнике максимум две недели, то с такой основой - месяцами.

- Хлеб по крайней мере безопасен?

- К сожалению, нет. Для связывания формы абсолютное большинство производителей сейчас как раз используют «пальму», которая в процессе изготовления хлебобулочных изделий так же вырабатывает глицидиловые эфиры. Другие масла тоже, конечно, но их концентрация невелика. Кстати, теперь ведь в России даже нет своих дрожжей - их производят для нас во Франции и в Англии. Или же на их заводах, локализованных на нашей территории.

- Ну, если мы без иностранной помощи даже хлеб испечь не можем, то про мясную промышленность даже боюсь спрашивать.

- Да, и здесь у нас все очень печально. Огромное количество заменителей жира и мяса. Берется, например, соевый шрот, такая пористая субстанция, похожая на вату, - побочный продукт, получаемый во время производства масла из сои. Пропитывается пальмовым маслом, мелко режется - вот вам и свиной шпик! Он массово присутствует в отечественной колбасе.

Свежее мясо должно быть жестким

- А вот теперь, Дмитрий Аркадьевич, когда мы всех загнали в депрессию, скажите, что нужно делать, чтобы исправить ситуацию?

- Менять чиновников, которые контролируют эту сферу экономики и находятся в спайке с недобросовестными производителями. Поддерживать общественные организации, как, например, Общество прав потребителей. В Москве таких энтузиастов и зеленкой поливают, и бьют по углам. Но не все так безнадежно. Например, в Красноярском крае общественники добились того, чтобы из детских садов убрали все так называемое белорусское молоко, которому там просто неоткуда было взяться, и другие молочные продукты. Не позволили травить своих детей. А уж сколько крику было! До самого верха.

Я, кстати, сам сталкивался с подобной наглой подменой. Как-то летел одной очень известной авиакомпанией, и мне предложили обед. Я обратил внимание на адрес производителя на 15-граммовом брикетике масла. И очень удивился, так как неплохо знал этот московский район. Не поленился, приехал туда и обнаружил там… Дом культуры. Даже зашел внутрь, естественно, ни о каком масле там не слышали. Авиакомпания просто по дешевке закупила фальсификат по поддельным документам.

Другой пример. Купил я в очень крупной торговой сети минеральную воду в бутылке. Все как положено. И прочел адрес в Пятигорске. Там был указан дом номер семь, но мне-то известно, что на этой улице всего четыре дома!

- Снимать чиновников - это правильно. Но простой человек завтра это сделать не сможет, зато наверняка пойдет в магазин. Как ему следует отбирать продукты? Вот у вас, к примеру, что в холодильнике?

- Колбасы нет. Хотя я не считаю колбасное производство каким-то преступлением. Издревле люди учились обрабатывать мясо, которое не очень годилось в пищу, например, слишком жилистое. Если все сделано хорошо, почему бы это не попробовать? При покупке стоит обращать внимание на цвет продукта: чем он аппетитнее выглядит - тем больше в нем добавок.

То же относится и к ярко-желтому «солнечному» сыру - вы же не игрушки покупаете, а еду. К тому же сыр не может издавать приятный сливочный запах. Это все-таки продукт брожения, он должен пахнуть соответствующе - чем-то кисломолочным. Кстати, если сыр маслом пахнуть не может, то масло сыром - да. Потому что в некоторых сортах применяется технология брожения.

- Что думаете о мясе?

- Скажу очень неаппетитную вещь. Мясо - это все же труп животного. А раз труп, то должно быть трупное окоченение. Если вы видите на прилавке нежно-розовый глицериновый кусочек, который легко гнется в разные стороны, то знайте - туда вбухано огромное количество добавок. Оно вам нужно? Свежее мясо должно быть жестким.

Что касается курицы - бегите от тушек-атлетов. Если у курицы сильно развита грудная клетка, а лапки и крылья непропорционально маленькие, то этот мутант не должен попасть в вашу тарелку. Кстати, яйца, из которых вылупляются птенцы в нашей стране, закупаются исключительно за границей - во Франции, Великобритании, Болгарии. Кому-то очень выгодно сделать зависимой куриную отрасль от Запада.

- Вот тебе и продовольственная безопасность! Значит, Европе ничего не стоит мгновенно свести к нулю все наше так называемое импортозамещение? Один щелчок пальцев - и целая птицеводческая отрасль рухнет, в стране голод. Но хоть яйца, которые мы употребляем в пищу, не ядовиты?

- В целом все нормально, делайте яичницу смело.

 - И на том спасибо. А еще мы про рыбу ничего не говорили.

- С ней в России неплохо. Как только были введены некоторые ограничения на вывоз рыбы из страны, на прилавках появился приличный ассортимент. Например, давно исчезнувший хек, почти пропавший минтай. Наши кошки забыли про мойву - ее почти всю забирал Китай, теперь и она возвратилась. Очень популярна сейчас тилапия, но я бы относился к ней с осторожностью. В Китае про нее говорят: «Брось в лужу башмак, тилапия и его съест». Кто знает, чем ее кормили перед продажей…

Рыбу я рекомендую покупать с головой, потому что все мы знаем, с чего она начинает гнить. Всегда обращаю внимание на состояние глаз, жабр, чешуи. И конечно, лучше не брать филированную рыбу без костей. Вы действительно думаете, что это продавец их вынул? Делать ему нечего! Кости сами растворились в результате специальных добавок. Они все еще в этой рыбе. И добавкам все равно, чьи кости растворять - рыбьи или ваши.

- А как выбираете хлеб?

- Предпочитаю делать его самостоятельно. Сейчас, слава богу, продается соответствующая техника. Я и простоквашу делаю сам.

- Погодите, но для простокваши нужно молоко! Значит, можно купить хорошее?

- Можно, но где беру - не скажу, извините. На всех все равно не хватит. Надеюсь все же, что со временем ситуация изменится.

Совсем обнаглели!

В СССР для номенклатуры существовали спецмагазины, где продавался дефицитный товар. В России возрождается эта сомнительная традиция - в элитных домах, где живут силовики и чиновники, открываются торговые точки с санкционными продуктами из Европы. Там есть и съедобный сыр, и колбаска из мяса, и прочий натуральный корм. Правоохранительные органы на это смотрят, естественно, сквозь пальцы.

Чемпионы по закупке отравы

Не так давно общественность возмущалась, что Россия в 2018 году побила свой антирекорд, ввезя в страну 1 млн пальмового масла, на 18, 9 процента больше, чем в предыдущем. Однако 2019-й переплюнул все предыдущие годы - было закуплено аж 1,2 млн т! Учитывая специфику 2020-го, хорошего ждать не приходится. Травить нас будут еще более усиленными темпами.

Кстати По утверждению Дмитрия Еделева, в 70 процентах отечественных продуктов содержится глицедол, который в 2008 году

Геннадий Онищенко

, тогдашний главный государственный санитарный врач России, внес в список самых опасных веществ для здоровья человека. Конечно, с того времени прошло уже 12 лет, но мы что-то не слышали, дескать, русские перестали считаться людьми и в еду им теперь можно подсыпать отраву, как крысам.