Волгоградцы узнали о традициях пермяков

Юкся, Пукся, Чадзь и Бач

Волгоградцы узнали о традициях пермяков
© Вечерний Волгоград

Коми-пермяки (коми морт, коми отир) – народность финно-угорской группы уральской семьи языков. Одним из своих предков коми-пермяки считают загадочный народ чудь.

По легенде северные коми-пермяки ведут свой род от четырех чудских богатырей, которых звали Юкся, Пукся, Чадзь и Бач. В честь них были названы населенные пункты Юксеево, Пуксиб, Чазёво и Бачманово. Говорят, что языческая чудь не захотела принять христианство, а потому добровольно ушла под землю – люди похоронили себя.

А кто-то утверждает, что чудь до сих пор живет под землей. Удивительно, но об этом народе есть упоминание даже в «Повести временных лет» Нестора: «…варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей, а хазары – с полян, северян, вятичей брали дань по серебряной монете и веверице (белке) с дыма». Также из летописей известно, что в 1030 году Ярослав Мудрый совершил поход на чудь «и победил их, и поставил город Юрьев».

Коми-пермяков отличает своя система традиций, обычаев и религиозных верований, сформировавшаяся в результате смешения язычества и христианства. Поначалу коми-пермяки почитали природу и умерших предков. У каждой семьи были свои тотемные животные или растения. С почтением относились к стихии огня и воды, в костер и реку нельзя плевать, говорить про них плохое, с их помощью очищались от сглаза или заразы. Молодожены приносили реке в третий свадебный день свои подарки: жених кидал в воду монеты, а невеста – монеты и цветные нитки или венки. Рыбак, перед тем как начать ловить рыбу, кормит реку хлебом. После утоления жажды из родника или реки, умывания или купания на реке, после полоскания белья пермяки в благодарность бросают в воду нитку, цветок, травинку, прося прощения или проговаривая слова с просьбой не сердиться.

Позже появляется вера в мифических существ, богов и верховного бога Ена. У каждой материальной стихии появился некий «хозяин», который управляет ими, например, у леса – «вдрись», у воды – «ваись», у дома – «суседку». А самый главный бог – Ен, обозначавший саму природу или весь мир. Его имя встречается в обозначениях природных явлений: енвевт (небо), еныс югдö (светает), еныс зэрö (идет дождь).

В середине XV века коми-пермяки принимают христианство, которое удивительным образом переплелось с языческими верованиями. Теперь словом «ен» стали называть еще и православного бога, и все иконы с изображением святых.

Турун вежан лун и Речкей

Помимо всем известных праздников, коми-пермяки отмечают несколько народных.

В весенне-летний период встречают обрядовый праздник солнца – Горку. Все собирались на самом высоком месте за селом или деревней и с радостью ждали, когда солнце выйдет из-за горизонта после длинной полярной ночи. Гулянье сопровождалось песнями и хороводами. В течение дня три раза поднимались на горку смотреть на светило. И каждый раз девушки должны были менять платья. Праздник длился несколько недель.

Когда в лесу отцветут цветы и на них появятся семена (примерно 29 июня – 2 августа), празднуют Турун вежан лун (День смены травы). Когда взойдет солнце и роса еще держится на траве, молодые и пожилые люди в нарядных костюмах молча идут за реку. Возле леса женщины, стоя на одном месте, трижды поворачиваются против солнца. На то место, на котором кружились, кладут козин – подарок лешему: хлеб или пирог. Потом женщины направляются в лес, а мужчины остаются на опушке. В лесу женщины должны были услышать голоса пяти разных птиц и после этого покричать. Затем привязывали к веткам дерева (желательно березы) ленточки, полотенце, кусок ткани и говорили: «Как подавилась зерном кукушка и развеялись по полю звуки ее голоса, так пусть и рассеются от меня болезни». После этого женщины со специальными заговорами вырывали с корнем пять разных трав с семенами. При выходе из леса женщины сначала кланялись лешему – хозяину леса, а потом пели песни. Вечером собирались с травами в четырех-пяти домах, опускали цветы в пиво, причем так, чтобы смочить семена, а потом целовали вершинки цветов и хозяйку. После этого вместе с мужчинами шли на реку, обжигали на костре корни все тех же цветов. Потом закапывали семена цветов в землю, а стебли бросали в реку. Мужчины и парни бросали в воду горящие головешки и загадывали желание: выше и дальше брошу – скоро и удача придет. Праздник с цветами обозначал в народном календаре границу сезонов: цветущего растительного мира и угасающего, но обязательно возрождающегося.

Перед сенокосом собирались на Речкей. Все мужчины плели и надевали на себя пояса из травы. Точили косу и заклинаниями заговаривали: чтобы спина не болела, руки не уставали, душа не была черствой. Затем дружно запевали песню и шли работать в поле: мужчины косили траву, а женщины собирали сено в стога. Пообедав после сенокоса, с песнями возвращались в деревню.

Черинянь, човпан и паренки

Традиционными занятиями коми-пермяков были сбор ягод, грибов и трав, рыболовство и охота, которые и сформировали их основной рацион. Очень много блюд из дичи – лося, глухаря, рябчика, тетерева, зайца, кабана, лося, медведя. Мясо обычно тушат в молоке или сметане, запекают или сушат. В суровом климате особенно важны витамины. Любая каша всегда подается с ягодами – клюквой, земляникой, княженикой, голубикой, малиной, черникой, брусникой, морошкой. Пищу также дополняют грибами, орехами и лесными травами, которые богаты микроэлементами.

Они придают особый аромат еде. Ранней весной коми-пермяки собирают листья и стебли пикана – сныти, которую употребляют в пищу в виде основного блюда и в виде добавок в окрошку или в различные соусы. Очень любят пистики – молодые побеги полевого хвоща, из которого готовят вкусные и полезные кашу, суп, пельмени и пироги.

Нянь (хлеб) – это не только основной продукт питания, но и символ богатства и счастья. Свадьбы, крестины, новоселье, христианские праздники и языческие обряды всегда сопровождаются приготовлением рыбного пирога – черинянь, пельменей – пельнянь, каравая – човпан. Из репы и брюквы готовят паренки, которые парят с добавлением сусла или сахара.

Есть особый ритуал угощения гостей. Перед тем как рассадить гостей за стол, хозяйка подает ырош (овсяный квас) или сур (напиток из ржаного солода). Причем по правилам приличия нужно отказаться от напитка: «Да ог ме ю!» («Да не буду я пить!») Такая процедура повторяется несколько раз, и только после уговоров следует взять в руки кружку и, подув на поверхность напитка, попробовать питье. После того как гости выпьют домашних напитков, хозяйка приглашает всех к столу.

Редька вместо мяса

Коми-пермяки считают, что их пельмени самые вкусные. Ведь само слово «пельнянь» – коми-пермяцкое: «пель» – ухо, «нянь» – хлеб, то есть «хлебное ухо». Любимой начинкой для пельменей является редька – зеленая с луком или черная с салом.

Нам понадобится: редька зеленая – 0,5 кг, лук репчатый – 200 г, 3 ст. л. сметаны, масло растительное – 3 ст. л., мука пшеничная – 3 ст., вода – 3/4 ст., соль и перец черный по вкусу.

1. Замесить крутое пельменное тесто из муки, воды, соли и растительного масла. Завернуть в пакет и убрать в холодильник на пару часов.

2. Редьку очистить и нашинковать мелкими кубиками вручную. Говорят, если натереть, то будет не тот вкус. Отжать от лишнего сока. Лук очистить и порезать мелкими кубиками. Смешать с редькой, посолить, поперчить и добавить сметану (в постном варианте можно обойтись без нее).

3. Тесто раскатать, вырезать небольшие кружочки, разложить в каждую по чайной ложке начинки и слепить пельмени.

4. Варить в просторной кастрюле в кипящей подсоленной воде три-четыре минуты после всплытия. Готовые пельмени выложить шумовкой на блюдо.

5. Посыпать рубленой зеленью и подавать на стол. Вкуснее всего есть пельмени горячими. Нянь-сов, как говорят коми-пермяки (приятного аппетита!).

Вероника Скворцова © Фото автора