Анатолий Голов: «Медленно, но меняются стереотипы пития»

По мере приближения Нового года, самого обильного, по неоспоримой статистике, праздника по части выпивки и закуски, почти по-гамлетовски обостряется вопрос «пить или не пить». С развитием в РФ рынка продукции спиртного дилемма корректируется: если пить, то что? Об алкогольных брендах и трендах, а также о социологических подоплеках отечественных устремлений то в насильственную трезвость, то в безбрежное пьянство «Инвест-Форсайту» дал интервью сопредседатель Союза потребителей России, экс-депутат Госдумы РФ, автор более 50 законопроектов по социальной и экономической тематике Анатолий Голов. Граненый стакан с огурцом — уже не в моде? Алкоголь и проблема свободного времени ЕГАИС и электронные приложения на службе у культурно пьющих Главное — не пить всё на букву «Ш» Граненый стакан с огурцом — уже не в моде? — Россияне за минувшее десятилетие стали потреблять в два раза меньше спиртного. Об этом в беседе с ИА Nation News 15 декабря 2020 года сообщил глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «Цифра» Вадим Дробиз. По вашим данным, чем может быть обусловлено сокращение? — Ну, вы наверняка слышали шутку, что есть три вида лжи: ложь, страшная ложь и статистика. На мой взгляд, сотрудники центра «вырвали» на поверхность одну лишь цифру, никак не поясняя ее. На самом деле россияне не стали пить меньше. Они меньше потребляют чистого спирта, а это «две большие разницы». Но вот в Союзе потребителей располагают несколько иными данными, и их подтверждает агентство Федстат, согласно которому, потребление сухого вина с 1998 по 2016 годы возросло соответственно с 3,5 литра на человека до 5,8. По шампанскому — аналогичное увеличение с 1,2 литра до 1,5. Коньяк: было — 0,3; стало — 0,7. Пиво — было 27,6 литра; стало 53. То есть очевиден рост потребления всех видов алкоголя в среднем почти в два раза. Какой напиток упал в показателях? Как бы для кого ни показалось неожиданным, это водка: было 14,7 литра, стало — 6,6. За два десятилетия изменилась структура традиционного для России потребления — люди явно стали покупать меньше водки. — Действительно, весьма неожиданно. — Потому что самогонные аппараты сейчас у каждого второго. Вот я недавно у приятеля спросил: почему ты, богатый человек, имеющий шикарный загородный дом, гонишь самогон? Он ответил кратко: хочу знать, что я пью. И я бы серьёзно подкорректировал выводы многочисленных комиссий и агентств, призванных, судя по всему, приукрашивать картину, в том числе по трезвости в нашей стране: пить стали не меньше, пить стали больше, но другое, чем прежде. Как это проявляется на житейском уровне? Согласитесь, чтобы напиться пьяным, надо влить в себя того же пива намного больше, чем водки, по понятной причине: градусов в нем меньше. Нормальный человек пива выпьет литр, и это будет малозаметно. А если он выпьет 200 граммов водки, скрыть это будет гораздо труднее. К тому же не будем забывать, двести граммов — это стакан, выпивается он за один раз. А литр пива никто не пьет за раз. Иначе говоря, человек потребляет пиво, растягивая процесс по времени. Алкоголь и проблема свободного времени — В итогах опроса, проведённого в уходящем году в ходе реализации федерального проекта «Трезвая Россия», фигурируют несколько другие, чем у «Цифры», данные: в РФ увеличилось систематическое потребление алкоголя среди молодежи — на 16% в 2019 году в сравнении с 2018 годом (возрастные рамки опрашиваемых — 18–23 года). Также среди факторов алкоголизации населения указаны доступность продажи спиртного (на этом сделали акцент 62% опрошенных). Имеет значение и локальная востребованность т.н. бесконтрольных «наливаек»: псевдокафе, где «направо и налево» разливают горячительное. С вашей точки зрения как сопредседателя Союза потребителей РФ, «корень зла» — в доступности алкоголя? — Нет, здесь другие, более фундаментальные, причины. Добавлю к цифрам, что спрос на слабоалкогольные товары, не относящиеся к пиву, вырос с 2013 года по 2016 годы в 1,5 раза. Но для воссоздания всей полноты картины с потреблением алкоголя, считаю, нужно возвратиться к «водочному» вопросу: почему за последние годы в России водку стали пить меньше? Пусть медленно, но меняются стереотипы пития. Всё больше отечественных потребителей «принимает за основу», как говорится, что водка нужна, когда требуется залпом «дать по мозгам». А вино — чтобы получить удовольствие. Тем более, если учитывать не мгновенное и не сильное опьянение, поскольку в литре вина, как правило, 112 граммов спирта (меньше стакана спирта). Конечно, это несравнимо пока с европейским уровнем, но в России параллельно со снижением объемов потребления водки постепенно формируется культура потребления спиртного. Увеличился спрос на коньяк и коньячные напитки, шампанское, вина. Есть тенденция в плюс по виски. И поскольку это, как известно, крепкий напиток, плюс по историческим меркам относительно новый в отечественном массовом потреблении, виски пусть и не решающим образом, но тоже замещает водку в питейном рационе россиянина. — В уходящем году — своеобразный юбилей: 35-летие памятного постановления «О преодолении пьянства и алкоголизма». Очень много критических стрел было выпущено по стратегии и тактике борьбы с зелёным змием в середине 80-х. Вы можете выделить поучительные моменты той кампании? — Поучительный момент от той кампании простой. Если не выработана культура пития, запрещай — не запрещай, никаких результатов от действий не получишь, ни при каком общественно-экономическом строе. Вывод актуален, пожалуй, не в последнюю очередь для тех, кто о той кампании с вырубкой виноградников знает только по кадрам телехроники или рассказам своих родителей. Вот вы упомянули т.н. «наливайки». А у меня вопрос: почему люди продолжают туда ходить, а власти на местах зачастую смотрят на наличие таких заведений, мягко говоря, сквозь пальцы? В стране, несмотря на все громкие декларации, на мой взгляд, до сих пор на системном, социологическом уровне отсутствует концепция свободного времени — с учетом всех реалий ХХI века. Если человек по-настоящему занят (и здесь мы говорим даже не столько о его бизнесе, работе, выполнении служебных обязанностей, сколько о правильно организованном досуге), у него не будет ни времени, ни желания пьянствовать и становиться маргиналом. С другой стороны, проблема свободного времени уходит корнями в «загнанность» значительной части наших бывших советских, ныне российских людей, когда им приходилось ранее и приходится сейчас работать, что называется, не покладая рук, не всегда получая за труд адекватное материальное вознаграждение. Когда у нашего соотечественника выдается долгожданная минута отдыха, он в основной своей массе расслабляется испытанным, универсальным, по его представлению, способом — с помощью алкоголя. Других вариантов времяпровождения он не знает, а порой и не желает знать. Беда, когда нет понимания, что личное свободное время — ценность. ЕГАИС и электронные приложения на службе у культурно пьющих — Фальсификация алкоголя (прежде всего его крепких сортов) продолжает оставаться бичом и для потребителей, и для медиков, порой вытаскивающих несчастных буквально с того света. По вашей информации, насколько меняются способы спиртных подделок? В каких дополнительных мерах нуждаются сегодня ритейлеры в целях защиты от поступления на склады и прилавки ядовитого контрафакта? — Необходимо различать контрафакт и фальсификат. Должен заметить, значительная часть того, что у нас называют нелегальным, «левым» алкоголем, — алкоголь, произведенный на тех же заводах, специализирующихся на ликеро-водочном производстве и имеющих на профиль деятельности все лицензии и разрешения. Алкоголь, замечу, в таких случаях — абсолютно качественный. Но он является контрафактом; проще говоря, нелегальным. Почему недобросовестные производители идут на уловки, производя контрафакт? Причина экономическая: себестоимость бутылки водки — копейки, сделать ее ничего не стоит. Ведь основная доля в цене водки — акциз, налоги; а это давайте признаем, то, на чем зарабатывает государство. На пьянке, по сути. Но есть куда более опасное для потребителя кустарное производство псевдоалкоголя в подвалах, гаражах, на дачах и т.д. ; вот там действительно ни санитарных норм, ни элементарных стандартов не соблюдается, потому и происходят отравления. Часто с летальным исходом, когда вместо этанола фактически используются другие, абсолютно ядовитые для человека спирты. Это фальсификат «в чистом виде». Опять-таки, тенденция, по данным Союза потребителей, такова, что за последние 10 лет количество печальных случаев уменьшается — по уже упомянутой причине ослабления спроса на водку и перехода предпочтений употребляющих алкоголь на другие его виды. В немалой степени это переключение интереса обусловлено устойчивым расширением предлагаемого спиртного ассортимента в магазинах. Но также среди причин замена водки самогоном в структуре алкогольного потребления. Если он плохой, то, конечно, и он отравляет организм. Но последствия негативного воздействия сказываются не сразу, в отличие от вредоносности фальсификата. — Анатолий Григорьевич, а как бороться с «леваком», если уж не в каких-то подвалах, а на самих заводах, подчас с брендом, может происходить надувательство потребителя? — Для противодействия контрафакту была введена система контроля качества продукции ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. — Ред.). По действующему в настоящее время регламенту государство отслеживает всю цепочку — начиная от спиртовых заводов и непосредственно до торговой точки. Кроме того, стал доступен ряд электронных приложений, позволяющих не экспертам, а самим покупателям прямо в магазине определять для себя качество вина. Во Франции — тысячелетняя культура виноделия, а мы в нашей стране долгие годы, не будем забывать, имели на самом деле дефицит качественного сухого вина. Довольствовались портвейном в виде «трех семерок» или «Агдама». И хорошо, если вам повезло достать «Киндзмараули» или, на худой конец, молдавского. Теперь же, когда глаза разбегаются от разнообразия на винных полках, потребитель с помощью мобильных сертификационных устройств получил возможность в буквальном смысле не отходя от кассы отследить качество продающегося вина. Одно из таких приложений — Vivino. Причем строится система на систематизации оценок не экспертов, а самих потребителей. Если, предположим,10 тысяч покупателей поставили вину среднюю оценку 4 и выше, оно считается хорошим. Если 2 и 3, его бы лучше не брать… Данные фиксируются, а затем отображаются в считывании. Соответствующая программа устанавливается в камере вашего смартфона, около прилавка нужно навести смартфон на этикетку бутылки, и вы увидите оценку. Аналогично можно проверить законность производства конкретной бутылки — в целях проверки на контрафакт, — наведя смартфон на акцизную марку. Что касается приемов «кустарей», то они пытаются проделывать махинации на сегменте алкогольных напитков, пользующихся массовым спросом и имеющих стабильно высокую цену. Пиво (да и вино, по большому счету) нет смысла подделывать вследствие невыгодности операций. Ведь общеизвестна относительно низкая цена пива в сравнении с крепкими напитками. В принципе, в пресечении активности творцов фальсификата более грамотно и более принципиально должна работать, на мой взгляд, полиция. Главное — не пить всё на букву «Ш» — В Госдуме, а также в среде общественников, ратующих за полную трезвость, неоднократно звучали предложения по введению «устрашающей» маркировки на бутылках с любым алкоголем, как уже сделано по отношению ко всей табачной продукции. Были инициативы ограничить торговлю спиртным отдельными магазинами, чтобы удалить этот тип товара из общедоступных супермаркетов. Ведут ли подобные меры к снижению алкоголизации? — Ну, послушайте, эти пугалки в принципе никак не решают алкогольные проблемы. Рассредоточение спиртной торговли также не может сказаться на осознанном потреблении, это может иметь минимальное влияние лишь на спонтанную ситуацию — когда вы решили вдруг выпить, а ближнего супермакета (где продается всё, включая алкоголь) не окажется в пределах вашей шаговой доступности. Вот я, например, считаю себя человеком среднего достатка. У меня дома есть винный погребок с тремя — четырьмя десятками самых разных бутылок. Но я не думаю, что на сегодня им обладает большинство россиян. (С улыбкой) Мне-то лично не придется бежать за два километра в поисках винного магазина в случае принятия таких мер. Но даже те «страждущие», кто таких погребков не имеет, все равно сейчас меняют потребительскую тактику, приготовляя для себя напитки заранее. И, что важно, не абы какие. Чем примечательна винная культура? Раньше мы, чего греха таить, хватали для сервировки стола что попадется — прямо по байке: один разборчиво пьющий приятель спрашивает другого такого же, но не столь разборчивого: «Ты что пьешь?» Тот отвечает: «Всё на букву «Ш». «Это как?» «А так: шампанское, шартрез, шерри-бренди, шамагон, шпирт…» Теперь же, подходя к винной полке, мы стараемся включать в себе другие механизмы, не ставя задачу примитивно напиться, а с помощью новейших потребительских знаний выбирая для себя лучшее из этой категории товаров. Не задействуя уже старый метод на букву «Ш»… — В начале декабря 2020 года столичный мэр Сергей Собянин пообещал, что в Москве в новогодние дни не будут вводиться ограничения в продаже алкоголя в контексте противокоронавирусного регламента. Солидарны ли вы с градоначальником, заметившим, что «у мира есть богатый опыт введения сухих законов, но, как правило, это всё заканчивалось повальным пьянством»? И, если не секрет, какой напиток будет на вашем новогоднем столе? — Полностью согласен с оценкой «шанса» получить всем нам на любимый праздник еще какие-то новые запреты на спиртное. Что же касается моих собственных «алкогольных планов» на Новый год, я пью сухое вино и пиво (марки по понятным причинам называть не буду). Ну а если говорить о самом новогоднем застолье, то оно для меня и моей семьи немыслимо без шампанского. Беседовал Алексей Голяков Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Анатолий Голов: «Медленно, но меняются стереотипы пития»
© Инвест-Форсайт