Сокращение производства картофеля взвинтит цены в магазинах

Картофельный союз предложил торговым сетям ввести в ассортимент картошку «экономкласса» — корнеплоды широкого диапазона калибра от 35 мм до 55 мм, упакованные в сетку по 2,5, 3 и 5 кг. Самое интересное — для рядового потребителя продукция будет дешевле на 15–20%. Тем самым, участники рынка стремятся снизить требования торговых сетей к продукции. Включение в ассортиментную матрицу торговых сетей качественного картофеля малого размера позволит расширить предложение для потребителей, увеличить сбыт продукции сельхозтоваропроизводителей, сократить их издержки, а также сдержать цены, проинформировали NEWS.ru в Картофельном союзе. В ФАС России предложения Союза пока не поступали. При поступлении документ будет рассмотрен и дана «антимонопольная» оценка, заявили в ведомстве.

По мнению Минсельхоза России, включение в ассортимент торговых сетей картофеля калибра 35-55 мм позволит увеличить сбыт продукции сельхозтоваропроизводителей, сократить их издержки, а также расширить предложение по данной категории продукции для потребителей. Министерство со своей стороны обратилось в Минпромторг России с просьбой поддержать данную инициативу.

Урожай картофеля в России в прошлом году составил 19,577 млн тонн, что с учетом импортных поставок позволит удовлетворить внутренние потребности страны, — успокоили NEWS.ru в ведомстве.

Как объяснил председатель Картофельного союза Сергей Лупехин, картошка калибра 35-55 мм не уступает по качественным характеристикам более крупной.

{{expert-quote-10952}}

Author: Сергей Лупехин [ председатель Картофельного союза ]

Она весьма востребована, например, для запекания, что является наиболее здоровым способом приготовления и потребления. При этом чтобы ввести её в ассортимент, по требованию сетей мы готовы идти на дополнительные издержки — для того чтобы исключить пересортицу, картофель будет мелко расфасован по 2,5 — 3 кг в сетке. Хочу отметить, что это оптимальная упаковка для потребителя, которая позволяет оценить качество и свежесть продукции.

Директор по внешним связям АКОРТ Илья Власенко, отметил, что торговые сети формируют ассортимент индивидуально, каждая сеть делает это с учётом сложившегося спроса и условий работы.

{{expert-quote-10948}}

Author: Илья Власенко [ пресс-секретарь Ассоциации компаний розничной торговли ]

Таким образом, переговоры о возможности внесения изменений в ассортимент, поставке новой продукции, коммерческих условиях поставок, целесообразно вести в двухстороннем формате «поставщик — торговая сеть».

По данным АКОРТ такого рода переговоры уже ведутся некоторыми торговыми сетями.

Сложившаяся ситуация на рынке картофеля — закономерный итог развития отрасли в 2020 году, полагает доцент кафедры региональной экономики и географии экономического факультета РУДН Татьяна Крейденко.

Рост цент на картофель в 2020-2021 гг. -результат действия сразу нескольких факторов:

во-первых, сокращение в 2020 г. площади выращивания картофеля на 8% по сравнению с 2019 г. (что было связано относительно низкими ценами на товар предыдущих сезонов); во-вторых, сложные погодные условия 2020 г. определили снижение урожайности практически во всех хозяйствах страны, занятых выращиванием картофеля, кроме южных регионов, где используется система орошения. Весна в прошлом году, которая была достаточно затяжной и холодной, сменилась очень жарким летом, в ряде регионов еще и с повышенным количеством осадков.

В результате, как отмечали многие сельхозпроизводители, даже к октябрю 2020 года большая часть урожая не соответствовала оптимальным параметрам для закладки на длительное межсезонное хранение, поэтому основной объём собранного урожая ушёл в реализацию и на переработку.

Кроме того, и урожайность раннего картофеля (не предназначенного для длительного хранения) оказалась выше.

{{expert-quote-10950}}

Author: Татьяна Крейденко [ доцент кафедры региональной экономики и географии экономического факультета РУДН ]

Из-за резких перепадов температур, переувлажнения и уплотнения почвы увеличилась доля мелкого картофеля. И уже осенью 2020 г. представители Картофельного союза обсуждали возможность с представителями ритейла в рамках сложившейся ситуации брать на реализацию мелкокалиберный картофель. Это позволит ограничить рост себестоимости производства картофеля за счет ввода в торговый оборот мелкого (а значит нестандартного) картофеля.

До настоящего времени ритейл предъявлял достаточно жёсткие требования к размерам картофеля в каждой партии, на основании которых тот и фасовался весь. В условиях фасовки несортированного картофеля можно существенно сократить затраты на упаковку, что в свою очередь приведёт к стабилизации цен.

По словам Крейденко, рост цен в феврале на картофель — традиционная ситуация для рынка, но в 2020 году такой рост начался ещё в сентябре. Ситуация на рынке в феврале — марте обычно стабилизируется за счёт наращивания импорта (основной объём импортного картофеля ввозится в страну с февраля по июль).

Но главные риски развития рынка — это возможное дальнейшее сокращение производства картофеля в условиях складывающейся низкой маржинальности, что приведет к еще большому росту цен, — предупреждает эксперт РУДН.

Игры с потребителями

Возникло нескольких ключевых факторов: пандемия и её влияние на доходы населения, не самый лучший урожай картофеля в этом году (по сравнению с несколькими последними), девальвация рубля, объясняет специалист отдела рыночной информации Института конъюнктуры аграрного рынка Варвара Сердюкова.

{{expert-quote-10954}}

Author: Варвара Сердюкова [ специалист отдела рыночной информации Института конъюнктуры аграрного рынка ]

Рынок последние несколько лет стремился выйти на нулевой торговый баланс (в натуральном выражении), а далее — на экспортную ориентацию. В этом году качество урожая хуже прошлых лет. Поэтому уровень рыночных цен (цен производителей) на урожай картофеля 20 года значительно выше, чем за последние несколько лет. Дальше с таким урожаем мы будем наращивать импорт. Помимо влияния сезонного фактора на цены, с нынешним курсом, импортный картофель будет дороже отечественного, а там и отечественные цены подтянутся.

Так называемые «игры с потребителем» есть элемент рынка, говорит профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Вячеслав Чеглов. А инструмент «калибровки» не является изобретением наших торговых сетей. Сама по себе калибровка стала востребованной на росте рынка. И позволила сетям дифференцировать продукт по качеству. И это нормально, но при условии продажи и «выбракованного» по размеру товара, ведь он также имеет своего потребителя. Однако эти фракции низкомаржинальны. И их продажа не выгодна торговым сетям.

{{expert-quote-10956}}

Author: Вячеслав Чеглов [ профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова ]

Практика показывает, что продажа некалиброванного картофеля, как и фасовка его в магазинах — это трудозатраты, потери, грязь и мало дохода. Но продажа мелкого картофеля не выгодна и производителю. Ему интереснее фасовать товар смешанных фракций, так отпускная цена будет выше, а отходов меньше. Против этого собственно сети, ибо пропорции смешения нужно отслеживать. И, наверное, в дискаунтерах вполне оправдано продавать такой продукт. Но честнее — не смешивая один продукт с другим. А еще лучше обязать торговые сети предоставлять полки фермерам того региона, где находятся производители. А то странно выглядит продажа импортного картофеля в регионе его производства.

Производители давно действуют, либо отступая в составе продукта или «играя» весом, уточняет Чеглов. Заменяя масло маргарином, смешивая фракции крупы, продавая 900 г. продукта по цене, за которую отпускался килограмм. И объяснение тому есть. Производитель сталкивается с жесткой конкуренцией, в том числе со стороны импорта и сокращением реальных доходов у населения. Держать в этих условиях качество — проигрывать конкуренцию, повышать качество — закупать импортное оборудование и проигрывать ценовую конкуренцию. Какая-то часть потребителей готова переплачивать за качественный товар и пойти для этого в условный сетевой магазин, но тому надо захватывать рынок, ему нужны для этого деньги и дивиденды платить надо. А значит и маржа у него будет высокой. Поэтому проще внести изменения в технологию производства, пересмотреть технические условия.

Очевидно, производитель ищет разные способы удешевить продукцию, чтобы больше потребителей могли ее купить, замечает директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Наталья Шагайда.

{{expert-quote-10958}}

Author: Наталья Шагайда [ директор научно-исследовательского центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС ]

Это обычная практика, когда производитель ориентируется на возможности покупателя. Для удешевления своей продукции производитель картофеля может его мыть или не мыть, отсортировать или не делать этого, подбирать корнеплоды разного размера. В итоге разные товары будут стоить по-разному.

В условиях, когда у потребителя падают доходы, такая политика производителя разумна, отмечает эксперт. А сети должны в этой ситуации выступать посредником. Если товар не найдет покупателя, ритейлер будет разговаривать об этом с производителем.

{{expert-quote-10960}}

Author: Владимир Буев [ президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) ]

Да, картошка (как и любые иные продукты, себестоимость которых или рыночная цена будут расти) может уменьшиться в размерах за те же (прежние) деньги. Это не игры продавца с потребителями. Это игры государства с потребителями. А производителю и продавцу придётся манипулировать, чтобы подыграть власти.

Важно ещё понимать, что выращивание картофеля пока не является высокорентабельным в нашей стране. Для некоторых производителей выйти в ноль в конце сезона — отличный результат. Прошлый год, к примеру, для производителей был крайне сложным. В коммерческом секторе был собран рекордный урожай, уровень цен держался на уровне себестоимости или чуть выше.

Качество картофеля в хозяйствах и у фермеров не всегда получается «на высоте». Однако, с этим картофелем тоже нужно что-то делать. Такой картофель могут взять переработчики, но не весь. Кстати, из субъективного опыта, такой мелкий картофель можно встретить на «фермерских ярмарках». К качеству относится не только размер картофеля, но и его органолептические характеристики, наличие каких-либо бактериальных заболеваний и тд. Потому в первом вопросе под качеством подразумевается все вышеперечисленное, а во втором — конкретно размер, о котором говорится в предложении — калибр 35-55, — сказала специалистка отдела рыночной информации Института конъюнктуры аграрного рынка.