Китайские фермеры против приморских: кто победит?

Снижение импорта из Китая после введения противокоронавирусных мер дало стимул к увеличению производства овощей. Но инвестиции в отрасль недостаточны, несмотря на усиление господдержки: расширение бизнеса действующих игроков и запуск новых проектов пока не позволяют полностью решить вопрос самообеспечения.

Китайские фермеры против приморских: кто победит?
© Konkurent.ru

Разные наборы

Спрос на овощи в Приморье закрывается из нескольких источников. Так называемый борщевой набор, в который входят картофель, морковь, лук, капуста и свекла, в общем обеспечен продукцией местного производства. Это урожай с полей, который собирается летом и осенью, за каждую тонну продукции можно получить небольшую субсидию из бюджета.

Даже в нынешний непогодный год наши аграрии неплохо поработали. Произвели картофеля больше на 25 тыс. тонн, чем в прошлом году, моркови — на 7 тыс. тонн, лука — на 7,5 тыс. тонн, капусты — на 8,5 тыс. тонн, свеклы — на примерно 7 тыс. Теоретически этого количества овощей с избытком хватит для того, чтобы обеспечить все население края на весь зимний период, при условии грамотного хранения. Пока же значительная часть картофеля осенью вывозится за пределы Приморья, а зимой и весной дефицит овощей восполняется за счет импорта из других регионов и стран.

Вторая часть — овощи, которые производятся в тепличных хозяйствах: огурец, томат, перец, листовой салат. Конечно, в определенный период эти культуры вызревают и в открытом грунте, но время это сравнительно короткое, а они в свежем виде недолго. Традиционно потребность в данных овощах, а также баклажанах, кабачках, дайконе и прочем, закрывала китайская продукция. Которую производят также в теплицах в южных провинциях КНР, где есть целые города «закрытого грунта» — практически круглогодично.

В Приморье овощи пользовались спросом за счет невысокой цены и пристойного качества — благо транспортировать продукцию далеко не приходилось. При приличном соотношении цены и качества приморцев не отпугивали даже слухи о сверхнормативном употреблении китайскими производителями различных химикалий. Конечно же, шли и идут поставки и из других стран, различных регионов России.

Китайская доля

В конце 2020 г. одновременно совпали три фактора, которые способствовали подорожанию продуктов: конъюнктура на мировом рынке (почти любое продовольствие дорожает), ослабление рубля и рост инфляции. Дополнительным и существенным фактором регионального значения является ограничение поставок китайских овощей и фруктов на местный рынок.

Еще в июле 2019 г. Россельхознадзор приостановил ввоз в Россию семечковых и косточковых культур (фруктов и плодов) из Китая из-за случаев поставок продукции, зараженной карантинными объектами. До сих пор запрет не отменен. Примерно с той же поры запрещена поставка картофеля из КНР, из-за задержек на границе и коронавирусных ограничений сильно ограничен ввоз овощей. Их в Приморье ввозят в разы меньше, чем раньше. Что существенно стимулирует цены на внутреннем рынке.

«Китайской продукции, зелени и овощей, совсем не так много, как раньше, — объяснил хозяин специализированного магазина во Владивостоке. — Тем не менее доля рынка значительная, любые ограничения на ввоз из КНР автоматически означают повышение цен на овощи в принципе. Недаром главным «овощным хабом» в Приморье считается оптовый рынок «Дружба» в Уссурийске. Сюда заходит не только импорт из КНР, но и практически любые другие овощи по любой цене, в том числе приморские. В результате формируется конъюнктура».

Как отмечает эксперт, важный плюс китайской продукции в том, что она достаточно многообразная. В каждой автомобильной фуре много чего везут — это не картофель вагонами из Подмосковья. Есть такие специфичные продукты, как стрелки чеснока, грибы, китайская капуста, национальные приправы, мытая морковь и т. д. У каждого овоща есть свой покупатель, и заменить данные направления практически невозможно.

«Большая очередь на китайской границе, такая ситуация — больше года, — отмечает предприниматель Сергей Юрченко. — Пропускается 10 грузовиков в день с овощами, хотя раньше было до 60. В обычном графике только Владивосток потреблял около 5 тонн одних огурцов в сутки, на максимуме потребление овощей — около 30 тонн в сутки. Проблема с ограничениями как была, так и осталась».

Предприятия торговли Приморья за последний год с момента введения ограничений на границе в определенной степени к ним приспособились. «Дефицит ощущается по баклажанам, перцам, кабачкам — тем культурам, которые затруднительно поставить из других регионов России. Ввиду постоянных задержек машин на границе китайские овощи приходят в нестабильном качестве. На текущий момент «Самбери» нашел альтернативу китайским огурцам и томатам — продукцию из теплиц западной и сибирской частей РФ», — сообщили маркетологи «Самбери».

Преимущественно на диверсификацию поставок уповают и в правительстве Приморского края. «В связи со временным приостановлением деятельности автомобильных пунктов пропуска на границе с КНР возможны ограничения в поставках овощей (огурцы, помидоры, перец сладкий, баклажаны, кабачки)», — сообщили в управлении торговли Минпрома Приморского края. Вместе с тем чиновники не ожидают дефицита овощей в розничной торговой сети края. Продукция будет замещена аналогичной из центральных регионов и Сибири (Толмачево), Азербайджана, Казахстана, Турции. Заметно, что в магазинах появилась и такая экзотика, как сахалинские огурцы и репа из Центральной России.

Как считают в Минпромторге, в питании приморцев в зимний период в наибольших объемах используются такие овощи, как картофель, морковь, свекла, капуста, лук, чеснок. Данные продукты имеют длительные сроки хранения, поэтому традиционно приобретаются населением с запасами до одного месяца и более. При этом овощи в достаточных запасах хранятся у производителей края, потому временное закрытие границы, как считают в Минпромторге, «не скажется ни на наличии продукции на торговых полках, ни на объемах реализации и цене товара».

Овощи и тарифы

Фермеры «советской закалки» считают, что китайские овощи особо Приморью и не нужны. Вполне можно вернуться к практике советского времени, когда превалировала местная тепличная продукция (правда, не особо разнообразная, на 99% — огурцы). «Все упирается в дорогие энерготарифы, — считает глава крестьянского хозяйства Александр Гришко. — Дармовое тепло, которое идет на охлаждение турбин электростанций в Партизанске и Артеме, продается теплицам Приморья по рыночным ценам. В Китае совершенно иная тарифная политика. Там у предприятий есть возможность не только выращивать на внутренний рынок, но и экспортировать».

Сказывается также сезонный характер бизнеса. В летнее время теплицы Приморского края практически не зарабатывают, поскольку продукция неконкурентоспособна. На зимний период приходится самый большой объем издержек на отопление. Потому пик продаж и прибылей приходится на апрель — май, когда уже большой световой день и хорошая вегетация.

В Приморье выращивают овощи в закрытом грунте на трех предприятиях в Партизанске и Артеме, которые занимают общую площадь 10 га и выпускают суммарно 2,8 тыс. тонн овощей в год. В 2020?г. за счет развития тепличных хозяйств произошел небольшой рост производства. Недавно проведена техническая модернизация основных тепличных комплексов в Партизанске, предприятия увеличили объем производства овощей защищенного грунта на 148 тонн.

«Лотос» надежды

Возможно, свой толчок тепличным хозяйствам должна дать позиция премьер-министра Михаила Мишустина, который поручил наращивать производство овощей закрытого грунта в ДФО. Строительство теплиц будет даже субсидироваться.

Во втором квартале нынешнего года планируется ввести в эксплуатацию первую очередь тепличного комплекса ООО «НК ЛОТОС», расположенного в ТОР «Михайловский». Бизнес этот развивает сын приморского губернатора Никита Кожемяко. По словам генерального директора предприятия Вадима Залозного, на первых порах планируется выпускать до 8 тыс. тонн овощей в год. Сейчас на «Лотосе» засеваются огурцы и зелень, работа ведется в две смены.

«Однако для выхода на запланированные мощности необходимы год-полтора, — считает Вадим Залозный. — Сложно сказать, сколько именно мы реально выпустим в первом году, постараемся достигнуть максимально возможных показателей».

С полной реализацией проекта площадь комплекса составит 30 га, а объемы производства — 25 тыс. тонн. Предполагается, что сюда подадут природный газ, что позволит снизить себестоимость продукции.

Коллеги проект уже оценили. Хотя считают, что место под крупнейшую в Приморье теплицу выбрано не самое лучшее. С учетом сильных морозов и более низкой солнечной инсоляции в Михайловском районе оптимальным местом стали бы южные районы края, в идеале — Хасанский район.

«Если будет работать крупный тепличный комбинат, рынок наполнится, — говорит директор ООО «ДЭМ-Лазурное КСП» Наталья Дубовцева (руководит действующими теплицами в Партизанске). — 8 тыс. тонн — очень неплохо. Раньше комбинат во Владивостоке давал 5 тыс. тонн, предприятие «Дальневосточное» в Суражевке — примерно столько же. Для Владивостока хватало. Мы сейчас производим 1700 тонн в год».

Наталья Дубовцева рассуждает и о сезонных проблемах овощеводов: «Мы готовы высаживать овощи на наших площадях и летом, но кто их будет собирать, скажите, пожалуйста? Пока китайцы работали, были в Приморье на полях овощи, иностранцев не стало — заниматься сельским хозяйством некому. Конечно, в Партизанске с рабочей силой меньше проблем. Сейчас световой день удлиняется, огурец хорошо спеет. Мы перестраиваем старые теплицы, расширяемся, валовый сбор растет. Но зима в нынешнем году тяжелая — сильные ветра».

Господдержки всем не хватает

Как объяснила Дубовцева, дешевизна завозных китайских овощей обоснована большим количеством «очень хорошей» господдержки и низкими энерготарифами. Субсидии на выпуск тепличных овощей в прошлом году в Приморском крае были повышены — до 30 руб. за килограмм. По признанию Натальи Дубовцевой, это и позволяет расширять производство.

Но все не так просто. «Надо несколько лет проработать, прежде чем подать заявку на господдержку. Что касается овощей и зелени, то очень сложно преодолеть риски. Нужен некий государственный план, чтобы пережить возможный неурожай и т. д. В общем, рентабельность сельского хозяйства в Приморье на уровне 6%, потому предприниматели не особо хотят им заниматься. И не нужна особо поддержка, если наш агропром убыточный — откройте границу с Китаем. Не стоит забывать, что на ввозе овощей никогда особо не зарабатывали — основная прибыль формировалась за счет продажи фруктов», — утверждает Сергей Юрченко.

«Отсутствие газа, высокая стоимость строительства и оборудования не дают возможности расширять объемы производства овощей защищенного грунта. Что касается овощей открытого грунта: большой объем ручного труда и необходимость в привлечении сезонных работников на 2–3 месяца также являются причиной отсутствия возможности увеличения посевной площади», — прокомментировали в Минсельхозе Приморского края.

Генеральный директор ООО «Гринхаус» (выпускает порядка тысячи тонн овощей в год) Михаил Марков отмечает: «Конечно, требуется увеличение площади теплиц в Приморье. Между тем господдержки не хватит даже на сдерживание энерготарифа. В зимнее время наши затраты больше прибыли. Сейчас везут в Приморье овощи из разных регионов: Амурская область, Новосибирская, Волгоград. В чем преимущество? У них ниже стоимость теплоэнергии. Притом есть претензии к вкусовым качествам завозимого. У приморских производителей лучше качество, но тарифы высокие и ценовое регулирование в руках государства.

Простым субсидированием строительства теплиц вопрос не решить. Предприятие должно получать доход, но нам зачастую сложно решать проблемы с выходом на рынок. Торговым сетям проще купить китайские овощи или продукцию из другого региона России. В этом случае мы работаем себе в убыток. Рискует производитель, а не продавец. Кстати, по этой причине большая часть нашей продукции пока уходит за пределы Приморья».