Войти в почту

На «Сбер Еаптеку» и сеть «Здоров.ру» пожаловались в Генпрокуратуру

Российская ассоциация аптечных сетей (РААС) пожаловались в Генпрокуратуру на «Сбер Еаптеку» и сеть «Здоров.ру». По ее данным, эти онлайн-магазины торгуют лекарствами без рецептов. Заявление в органы оказалось в распоряжении «Ведомостей». «Сбер Еаптека» считает, что это происки конкурентов.

На «Сбер Еаптеку» и сеть «Здоров.ру» пожаловались в Генпрокуратуру
© BFM.RU

Началось все с контрольной закупки, которую провела РААС (она включает таких игроков, как «36,6», «Ригла» и «Неофарм»). Исполнительный директор ассоциации Нелли Игнатьева говорит, что было несколько закупок рецептурных препаратов, среди которых, например, «Азитрокс», «Метотрексат» и «Триазавирин». Сеть «Здоров.ру», как говорится в заявлении, привезла лекарства без рецептов сразу, сеть «Сбер Еаптека» — со второго раза.

К моменту публикации материала Business FM не удалось связаться с ассоциацией и с сетью «Здоров.ру». А гендиректор «Сбер Еаптеки» Антон Буздалин ограничился такой фразой: «Мне кажется, это конкурентная борьба».

О том, можно ли продавать рецептурные лекарства в онлайн-магазинах — вопрос до конца не решенный, говорят эксперты. Законодательство здесь довольно размытое. Бизнесмен, желающий открыть онлайн-аптеку, должен как минимум получить фармацевтическую розничную лицензию. Как продажа происходит сейчас? На сайте онлайн-аптеки при заказе препарата, как правило, есть плашка «отпускается строго по рецепту». Это значит, что рецепт у покупателя попросит курьер. Если рецепта не окажется, товар не выдадут. Вариантов несколько — можно повесить обязанность проверки рецепта на курьера, можно — на сам магазин при оформлении заказа, говорит специалист по медицинскому и фармацевтическому лицензированию Владимир Гупало:

— К сожалению, тут может появиться человеческий фактор. С курьером можно договориться. Тут либо необходимо проводить обучение курьеров или же по старинке — человек, который заказывает, может предъявить рецепт при заказе.

— Что может грозить онлайн-аптеке, если будет доказан факт нарушения?

— Если это рецептурный препарат или какое-то сильнодействующее средство, я думаю, что это вплоть до уголовного дела. Если это какое-то разовое нарушение, то это уже на усмотрение проверяющей инстанции. Это может быть штраф, приостановка деятельности, внеплановая проверка объекта.

Обычно все рецепты делятся на строгие номерные и, так сказать, нестрогие. Строгие выдают на сильнодействующие препараты, психотропные и наркотические. Нестрогие рецепты выдают на все остальное — таблетки от головной боли, проблем с давлением, заболеваний желудка и прочего. Когда приходишь в аптеку со строгим рецептом — продавец его забирает, чтобы нельзя было купить сильнодействующий препарат повторно. А вот нестрогие рецепты, бывает, в аптеке вообще не спрашивают, а врачи зачастую их даже не выписывают. Записывают на листочке название — и все. Практика сложилась такая.

Из-за этой неразберихи довольно легко обвинить онлайн-аптеки в том, что они привозят препараты без рецепта. И это, правда, очень удобный инструмент для нечестной конкурентной борьбы. Нельзя утверждать, что в данном случае так оно и было, возможно, действительно было нарушение. Прокуратура, во всяком случае, заявление приняла. Тем более что препараты в закупке были серьезные, говорит главный врач клиники «Твой доктор», терапевт Татьяна Романенко:

Татьяна Романенко главный врач клиники «Твой доктор», терапевт «Зачастую мои пациенты обращаются, и я выписываю им рецепты, и они при заказе предъявляют фотографию этого рецепта. Что касается строгих, или номерных, рецептов — естественно, эти лекарства без рецепта никто никому никогда не продаст. «Азитрокс» — это азитромицин, антибиотик широкого спектра действия. Его почему-то его назначают при лечении от коронавирусной инфекции, то есть на него должен быть рецепт. Что касается «Метотрексата» — это цитостатик, и конечно, применение должно быть строго обоснованным, это не тот лекарственный препарат, который рекламируется, широко используется.

Неразбериха в продажах рецептурных лекарств сейчас не только в аптеках. Законопроект, регулирующий такую торговлю, власти обсуждают с 2017 года. И только в апреле прошлого года Госдума приняла закон о дистанционной торговле. Дальше тянуть было нельзя — начиналась пандемия. В законе была норма и о рецептурных препаратах — что продавать нельзя психотропные и наркотические лекарства, а остальные — можно. Загвоздка в том, что у положения был срок действия — до конца 2020 года. О каком-то продлении этой нормы на 2021 год пока не сообщалось.