Российские производители вслед за мировыми фиксируют снижение спроса на шоколад
В России потребление шоколада и шоколадных изделий сократилось более чем на 10% в годовом выражении — с семи до шести килограммов на душу населения, подсчитали в Россельхозбанке.
Такое падение связывают, в основном с трендом на здоровый образ жизни. Спрос на сладости из категории «без сахара» вырос минимум на треть. Эксперты Россельхозбанка считают, что в ближайшее время будет востребован шоколад с высоким содержанием какао, а вот спрос на молочный быстро не восстановится. Основатель и совладелец шоколадной мануфактуры Fresh cacao Андрей Хачатурян говорит, что его компания тоже зафиксировала падение спроса, но уверен, что все восстановится в ближайшее время.
Андрей Хачатурян основатель и совладелец шоколадной мануфактуры Fresh cacao «Если наши данные смотреть, в принципе снижение спроса в целом есть, мы видим вообще падение на 30% по прошлому году — по разным причинам, в том числе из-за локдауна, не работали розничные точки. Но я думаю, что это хвост как раз того года, когда люди сначала перестали покупать те продукты, от которых они могут отказаться легко, потом по инерции вошли в прежний режим, как-то в более экономном режиме потребляя. Но я думаю, что все постепенно восстановится. Шоколад никогда надолго не падал в популярности. ЗОЖ-тренд во всех сегментах, и в шоколаде в том числе — ну, темный шоколад 75% и так относится к категории ЗОЖ, без всяких даже ухищрений. Сегодня на рынке есть и шоколады без сахара, и на мальтитоле, на стевии, на эритритоле, вариантов полно. И сам по себе какао полезный, и даже наоборот, если вы придерживаетесь ЗОЖ, то какао нужен. Вреден сахар, ЗОЖ призывает уменьшать потребление сахара или вообще исключать сахар из потребления. И вот в этом, я думаю, что к концу 2021 года нормализуется все».
Вероятной причиной снижения спроса на шоколад также является смещение спроса в пользу недорогих кондитерских изделий (например, булочек и конфет подешевле), считает генеральный директор консалтинговой компании The Orchestra Дина Григолая.
Дина Григолая генеральный директор консалтинговой компании The Orchestra «В течение 2020 года и в начале 2021 есть объективно снижение спроса на определенные категории, и шоколад входит в эту категорию, судя по другим исследованиям и вообще по изменению подхода потребителей к формированию своей потребительской корзины. Обусловлено этот несколькими факторами. С одной стороны, снижением доходов, о котором много сказано, и это продолжается, это действительно так. С другой стороны, действительно существует новый всплеск интереса, особенно в аудитории городов, к образу жизни, который предполагает очень часто в том числе отказ от сладостей. Определенный тренд на эту тему существует, он усиливается, с этим тут не поспоришь на данном этапе. Конечно, определенный отскок и повышение, скорее всего, будут, если даже не учитывать прочие входящие в виде желания поддерживать здоровый образ жизни, уменьшать количество сахара и прочее, есть еще и внешние факторы — становится жарче или холоднее, и в зависимости от этого меняется состав потребительской корзины. Поэтому да, какой-то рост будет, и вряд ли можно говорить о том, что это радикальное снижение интереса к категории вообще очень надолго. Просто это общая история, касающаяся и Европы, и Америки — Россия в данном случае не выделяется из этого ряда. Действительно, интерес потребителя смещаются вы пользу более разнообразных решений по сладостям, не только шоколада».
Как пишет Bloomberg, мировые производители фиксируют стагнацию спроса в Северной Америке и Европе. Эксперты издания полагают, что компаниям придется перенаправить поставки шоколада в Индию — только там потребление сладкого может показать существенный рост.
Российский же шоколад экспортируется в основном в Казахстан, Китай и Белоруссию. А перспективным рынком в Российском экспортном центре считают страны Персидского залива.