Войти в почту

Органическая ферма «История в Богимово» - интервью с Эдуардом Почивалиным II часть

Первую часть интервью вы можете прочитать по ссылке.

Органическая ферма «История в Богимово» - интервью с Эдуардом Почивалиным II часть
© АГРОXXI

Часть 2. Сколько нужно вложить в органическую ферму – денег, времени и терпения

Как создать органическую ферму с нуля? Задача непростая: сертификация дорогая, сложная, а главное – требует полной перестройки производства и хорошего контроля. Экологичные продукты – тема модная во всем мире. И она вдохновляет все больше людей в России. Это заметно по стремительному перепроизводству натуральных и фермерских продуктов. Однако органик – не просто продукция, которая выращена без химии, а явление значительно более сложное, интересное и глубокое. Мы поговорили с Эдуардом Почивалиным, соучредителем органической молочной фермы «История в Богимово», о том, насколько затратным является органический бизнес и в чем его уникальность для рынка.

- Какой уровень инвестиций стоит рассматривать для создания органической фермы?

- Однозначного ответа здесь быть не может, потому что нужно идти от конечного продукта: что ты будешь производить, как и по какой цене продавать. Когда можешь понять свой продукт и каково его место на рынке, тогда возможно что-то просчитать. Может быть, ты сделаешь такой сыр, килограмм которого будет продаваться за 10000 рублей, или, наоборот, недорогой сыр, который будет «улетать» по 100 кг в день.

У нас есть опыт работы фермы на 80 дойных коров и теоретическое понимание, как мы будем работать с 500 головами. Ориентировочные инвестиции в строительство и запуск новой фермы потребуются, исходя из цифры – около 1 миллиона рублей на голову. Это исключительно инвестиционные затраты, без операционных расходов. А дальше надо считать операционные расходы: амортизацию, зарплаты, корма, ГСМ, ветеринарию, воспроизводство, сервис и т.д. Если ферма роботизированная, то самое дорогое – не оплата работы сотрудников, а эксплуатация оборудования, поскольку роботы дороги в обслуживании. К сожалению, операционные расходы не поддаются реальному прогнозу – это исключительно умение и в некоторой степени везение. При этом самое сложное здесь – во всяком случае, из того, с чем мы столкнулись, – это найти и воспитать кадры.

Фото предоставил Эдуард Почивалин.

- Вы восстановили деревню – работы там не было, и она потихоньку умирала. Наверное, люди были довольны, что вы создали рабочие места?

- Не каждый хочет работать на ферме, и это нормально. А если человек хочет гостиницу открыть? Или цифры считать, картины писать? Прелесть нашего проекта в том, что к нам постоянно тянутся люди и есть перспективы для представителей разных профессий. Это не обычная промышленная ферма, которая, по сути, представляет собой поточный комбинат по производству молока и мяса. Сейчас приходят даже люди из соседних деревень – например, с предложением открыть йога-центр. В этом плане органическое сельское хозяйство является центром возрождения села и основой альтернативной занятости, то есть не связанной с сельских хозяйством. При этом скажем честно, что найти толковых людей, которые смогут работать на органической ферме в области животноводства и растениеводства, – непросто. В сельском хозяйстве настолько глубоко укоренилась школа «плана по валу», что у людей наши относительно невысокие надои вызывают дрожь в коленях. По этой причине нам пришлось сменить немало сотрудников.

- Каков период окупаемости органической фермы?

- Для сельского хозяйства в любом случае надо закладывать не менее 10 лет – это тот минимальный срок, на который нужно рассчитывать. Причем отсчитывать его надо с момента выхода на плановую мощность. Много времени занимает проектирование, постройка коровника, создание инфраструктуры.

Мы вышли на операционную окупаемость за 2 года, и теперь, чтобы начать возвращать инвестиции, нам нужно развиваться посредством увеличения оборотов и снижения себестоимости. Наше сегодняшнее хозяйство являет собой прототип. Мы освоили определенные технологии, и видим, как наше предприятие может выглядеть через 5 лет. Есть такая книжка Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей», в которой говорится: «Начиная, представляйте конечную цель». Сейчас нам уже понятно, как повысить объем производства, не потеряв в качестве. Мы видим, что можем расширяться и создать не один органический кластер. У нас базовая площадка в Ферзиково – 1200 га. На ней мы планируем создать 3 фермы. Сейчас построена и работает первая. Всего на 1200 га планируется содержать около 500 голов. Они будут жить в 3 коровниках – на 100, 200 и 200 голов. Расчет примерно такой: 2 га на голову, из них 1 га – на пастбище, 1 га – на заготовку грубых кормов и зерновых. Еще запланировано 2 площадки в Калужской области, на которых мы можем построить новые фермы.

Здание фермы 3 - кормовой стол. Фото: Елена Карих.

- Насколько рентабельным может быть такой бизнес?

- Мгновенно стать миллионером по образу и подобию стартаперов из силиконовой долины не выйдет. Однако получать достойную прибыль возможно. При этом важно сознавать, что создание органического продукта – скрупулезная работа, это совесть и ответственность, перед самим собой и перед твоим покупателем. Такое дело надо полюбить – и со временем ты будешь вознагражден. Но очень важно с самого начала детально продумать вопрос сбыта. В Европе, например, если ты хочешь быть фермером, сбыт для тебя – решенный вопрос: твое молоко заберут на переработку. А в России – нет. Почему вы сейчас не встретите органической козьей фермы? Потому что козий сыр априори трудно продавать, даже не органический, так как он меньше знаком отечественному потребителю. Овечий сыр тоже крайне сложно продать. Очень важно отталкиваться от того продукта, который планируется производить – это может быть молочка, мясо, зерно. Надо идти от конца к началу, то есть продумывать бизнес со сбыта: анализировать, что целесообразно производить, попробовать получить какие-то предконтракты или гарантийные письма, познакомиться заранее со сбытовиками, закупщиками, дирекциями рынков.

- С какими каналами продаж стоит работать?

- Работать нужно по всем направлениям. Это и собственный интернет-магазин, и точки на рынках, мелкие магазины и крупные сети.

- Пробовали ли вы работать по предзаказу?

- Мы пытались внедрить такую форму, и надо сказать, что в первый раз это сработало плохо. Нам бы хотелось, чтобы работа по предзаказу стала системной. Какой клиент для фермера самый лучший? Который позвонил и сказал: «Ребята, по вторникам я хочу две бутылки молока, бутылку кефира, три пачки творога и пачку масла. Когда у меня будет отпуск, я вам позвоню». А если и денег вперед заплатит – вообще отлично. Но люди не готовы к заказу «корзины» на регулярной основе. Они пару раз закажут ее, а потом забудут, потому что в гости уедут или еще что-нибудь. Мы продавали подписку со следующим условием: заказ продуктов на 10000 рублей в месяц – можно больше, меньше нельзя. Ты заплатил за месяц – и можешь хоть одну бутылку молока заказать. Мы его бесплатно тебе привезем, но сдачи не вернем. И в благодарность за подписку давали покупателю существенную скидку на весь ассортимент. Казалось бы, шикарное предложение. Но проходил месяц – и люди отказывались. К тому же заказывать молоко в одном магазине, хлеб в другом, овощи в третьем – потребителю неудобно.

- Какова, на ваш взгляд, специфика продаж молочных продуктов?

- Чтобы ответить на этот вопрос, приведу наглядный пример: провожу дегустацию наших сыров в супермаркете, рядом со мной огромная полка с нарезкой сыра самых разных производителей – и я не вижу, чтобы его разбирали. Половина этого сыра будет просто списана и выброшена. А я не понимаю, как это возможно и за счет чего выживают производители сыра? Хочется верить, что общество будет развиваться и мы преодолеем этот массовые консьюмеризм, эпоху потребление и проблемы, которые касаются продуктов с коротким сроком годности. Необходимо вернуться к планированию, как было раньше – например, в США, когда молочник развозил по домам молоко. В этом случае фермер точно знает, что его молоко купят, а покупатель – что получит качественный продукт.

- Есть такое мнение, что для обычной фермы, где молоко закупают по 27 рублей за литр, для получения прибыли надо содержать минимум 250 дойных коров. А если говорить об органической ферме?

- Думаю, минимум для окупаемости фермы – 150 голов. Стоит учитывать, что порода Джерси дает меньше молока, чем высокопроизводительные породы. У нас надои составляют около 5000 – 6000 л в год у коров 2-й и 3-й лактации. Средний надой за день у нас 15 литров, летом – 20 литров. Но это высокожирное и высокобелковое молоко, которое прекрасно подходит для производства сыров.

- Если говорить о принципах органик, то здесь также важно учитывать, какова продолжительность жизни коровы. В органическом сельском хозяйстве стараются продлить жизнь животных и обеспечить им максимально комфортные условия содержания.

Здание фермы 2 - глубокая подстилка. Фото: Елена Карих.

- Действительно, в России средняя продолжительность жизни коровы – 2,5 лактации, или 4,5 года, после чего корова идет на мясо. У нас коровы входят уже в 4-ю лактацию и прекрасно себя чувствуют. Растут надои, качественные показатели. На органических фермах в Европе коров содержат до 8 – 10 лактаций, или до 10 – 12 лет.

- Тонкое и непростое это дело – научиться производить молоко без химии, не потерять в процессе сертификат – просто потому, что твой сотрудник что-то забыл или сертификатор что-то напутал, и потом, самое главное, суметь продать. Органическая ферма требует больших вложений времени и ресурсов, а от руководителя – полной самоотдачи. Можете ли вы как уникальное предприятие, которое производит экологичный продукт исключительно высокого качества рассчитывать на государственные субсидии?

- КФХ не подходит для нашей модели бизнеса. А потому и гранты нам не положены. Знаю, что в некоторых регионах есть субсидии для производителей здорового питания, например, в Белгородской, Воронежской и Томской областях. Но это все не федеральные и к тому же разовые меры поддержки, которые могут завтра исчезнуть. Сейчас государство практически все субсидии отменило и перешло на прямую поддержку путем субсидированного кредитования. Но опять-таки, его получить крайне тяжело. Несмотря на это, мы работаем в данном направлении, и у нас уже есть первые победы. Для получения субсидированного кредитования нужно заполнить много бумаг, создать бизнес-план и желательно иметь собственного юриста, что не каждая ферма может себе позволить. Полгода назад мы общались о льготном кредитовании на уровне руководящих органов, в том числе Россельхозбанка, и выяснилось, что у них есть внутренние критерии, которые не совпадают с нашими исходными данными. Например, когда ты приносишь проект фермы, одно скотоместо не должно стоить больше 600 тыс. рублей. Но опять-таки, здесь речь идет о площади 3 кв. м, без выгульной площадки, а у нас – совсем другая история. Поэтому наше скотоместо примерно в 1,5 раза дороже. Есть и второй критерий: цена молока, которую ты можешь заложить в бизнес-план и на которую можешь рассчитывать, – это 27 рублей за литр. 600 тыс. рублей ты потратишь на 1 скотоместо, а получать за молоко ты будешь всего 27 рублей. Наше молоко никак не может стоить 27 рублей. Не только по причине того, что оно органическое, но еще и потому, что у нас другая порода и совершенно иная экономика: молоко белковое, жирное, подходящее для производства масла и сыра, а надои – более низкие. При этом на килограмм сыра уходит 7 – 8 литров молока против 11 – 12 литров от других коров. Но банк обычно эту экономику в расчет не принимает. К счастью, постепенно мы эту ситуацию переламываем.

- Вы проходили сертификацию у целых четырех европейских сертификационных органов и одного российского. Какой процент составляет стоимость био-сертификации в ваших операционных затратах?

- Стоимость органик-сертификации для проекта довольно высока по причине того, что сертификационный орган проверяет три типа производства – растениеводство, животноводство и переработку, а еще потому, что придется платить за целых две сертификации – международную и российскую, поскольку первая в России не признается. Всего за год мы проходим 3 инспекции: дважды к нам приезжает европейский инспектор и один раз – российский. В расходы входят также трансферы, проживание и питание специалистов в рамках этих трех аудитов. При этом у нас в целом все объекты очень компактно расположены. Думаю, что стоимость органической сертификации составляет около 1% наших операционных затрат. Естественно, чем больше хозяйство, тем дешевле сертификация на единицу продукта.

- Какое время следует закладывать на процесс первой сертификации?

- Первая сертификация у нас была для залежных земель, поэтому мы довольны быстро получили био-сертификат. Залежность земель подтверждали березы, которые росли на полях – это были заброшенные земли. Во время 2-й и 3-й инспекций я уже наизусть мог перечислить все наши показатели по урожаям и полям, потому что еще не было животных. Поэтому в нашем случае процесс перехода к органик было простым. Тем не менее, когда у людей полноценный переходный период в 3 года, например, если на органик-производство переводится действующее хозяйство, то сертифицироваться надо начинать чем раньше, тем лучше.

- Проходят ли конверсионный период ваши коровы?

- Нетелей мы покупали на органической ферме в Дании, то есть привозили уже с сертификатом. Сейчас же при расширении стада, когда к нам приезжают новые животные, в том числе не органические, они встают на переходный период продолжительностью 3 месяца. То есть получаемая от них продукция не может продаваться как органическая в течение этого периода. При этом стоит учитывать, что сертификаторы к нам очень лояльны, поскольку у нас хорошие корма и условия содержания для коров. Наше хозяйство получает очень высокие оценки по всем параметрам. А вообще переходный период для коров может достигать 12 месяцев.

Автор текста и фото: Елена Карих, D.Y. ORGANIC Eco Consulting Group. На заглавном фото: коровы джерсейской породы.