Пять экостартапов для лучшей жизни на Земле
Согласно оценкам Global Impact Investing Network, в 2020 году емкость мирового рынка импакт-инвестиций составила $1 трлн. У фондов и частных инвесторов появился запрос на проекты, которые, помимо финансового возврата, создают позитивные социальные и экологические изменения. Современный мир все чаще ориентируются не столько на прямое извлечение прибыли, сколько на то, какую пользу обществу принесут средства, вложенные в проект. В России импакт-инвестиции — достаточно новое направление. Хочется надеяться, что оно будет развиваться, инвесторы поддержат импакт-предпринимателей, а тренд на осознанное потребление окажется устойчивым. «Инвест-Форсайт» рассказывает о пяти отечественных GreenTech-стартапах, заботящихся об экологии и заслуживающих внимания. Художник: Юрий Аратовский Спаси еду! Сервис Eatme основал молодой предприниматель из Петербурга Рудольф Ан. Мобильное приложение предлагает ресторанам, кафе, пекарням, магазинам выставлять на продажу «лишнюю» еду с существенными скидками (от 15% до 80%). Ежегодный рост количества пищевых отходов — одна из очень важных экологических проблем, о которой тем не менее часто забывают, считает Рудольф. Между тем в мире каждую секунду выбрасывают 51 тонну еды! Получается, 25% запасов всей пресной воды на Земле расходуется на выращивание ненужной еды. Население растет, потребители становятся все более привередливыми — не покупают в магазине потемневшие бананы, вчерашние бублики, «некрасивые» яблоки. Нераспроданные продукты отправляются на свалку. Есть рестораны, которые выбрасывают более 20% продуктов. В основном это заведения, где действует система «шведский стол» — все, что гости не съели на завтрак или обед, выкинут, пусть даже продукты вкусные и свежие. Рудольф Ан решил, что хорошо бы регулярно спасать хотя бы часть еды, и запустил Eatme. Вся еда, которую можно купить через мобильное приложение, успокаивает Рудольф, хорошего качества — это не надкушенные пирожные или недоеденные салаты. Большинство блюд — из заготовок, которыми рестораны запаслись с избытком. Стоимость подписки на сервис для ресторанов составляет 399 рублей в месяц. В основном Eatme работает с питерскими заведениями, но есть и московские. Пользователи выбирают себе блюдо со скидкой (салат «Нисуаз» 180 рублей, а не 360; торт «Новотель» 182 рубля вместо 260 рублей), оплачивают заказ онлайн и затем либо сами забирают еду из ресторана, либо пользуются услугами доставки. Сейчас у приложения 470 партнеров и 30 000 активных пользователей, которые помогли стартапу спасти 9000 кг еды. «Мы — первый экостартап в России, нацеленный на борьбу с foodwaste. И у нас хорошие перспективы, ведь тренд на “ноль отходов” — один из самых быстрорастущих в ресторанном сегменте», — уверяет Рудольф Ан. Зубная щетка превращается… в ручку ProEcoPen производит ручки, блокноты, шашки, зажимы, чехлы для телефонов из вторсырья. Основатель стартапа Илья Цигельницкий видит свою миссию в том, чтобы показать — из старых зубных щеток и использованных молочных пакетов можно сделать много интересных, красивых и нужных вещей. ProEcoPen не стремится собрать как можно больше пластика, не гонится за объемами производства и продажами, но только за 2020 год переработал около 6 тонн полиалюминия: это примерно 1 миллион литровых пакетов TetraPak. Если эти пакеты не сдавливать и не складывать, они займут тысячу мусорных контейнеров. Основной канал продвижения продукции ProEcoPen — соцсети. Одна шариковая экоручка в упаковке из вторичного картона символизирует вторую жизнь одного полностью переработанного пакета TetraPak. Стартап продал уже 85 тысяч ручек. На Ozon комплект из двух ручек ProEcoPen стоит 188 рублей, блокнот — 348 рублей. «Мы сокращаем количество мусора, а значит, сохраняем экологию России и здоровье россиян. Когда человек занимается раздельным сбором мусора, а потом идет во “ВкусВилл” и видит там в продаже ручки из переработанных пакетов, он понимает, что старался не зря», — говорит Цигельницкий. Посуда из пальмовых листьев и соломы Geovita — это одноразовая посуда из сахарного тростника, кукурузного крахмала, бумаги, пальмовых листьев. Основатель стартапа, петербуржский предприниматель Георгий Макаренко рассказывает, что начал выпускать альтернативу пластиковой посуде на свой страх и риск — покупатели не сразу поняли, чем одноразовая тарелка из сахарного тростника лучше пластиковой и почему она стоит в 10 раз дороже. Зато сегодня «Геовита» сотрудничает с такими крупными компаниями, как IKEA, «Азбука Вкуса», «ВкусВилл», Х5 Retail Group. Потребителям приятно чувствовать свою причастность к «зеленому» бизнесу, и популярность биоразлагаемых стаканчиков, трубочек, вилок и тарелок растет, тем более что экопосуда довольно удобна в использовании — ее можно греть в микроволновке и подвергать заморозке. «Старый добрый пластиковый стакан остается неизменным 400 лет и при нагревании выделяет вредные вещества. Когда знаешь, как вреден пластик, пить и есть из него становится менее приятно, но совсем исключить пластик из своей жизни пока сложно. Это огромный рынок, и наши 200 млн рублей в год — меньше десятой процента. Но если мы благодаря биоразлагаемой посуде хоть немного снизим количество пластика на планете, уже неплохо», — считает Макаренко. Вторая жизнь свитера Проект CharityShop Дарьи Алексеевой начался с «гаражной распродажи» — надоевшую и ненужную одежду, которую принесли друзья и знакомые, предпринимательница рассортировала и продала. На организацию импровизированного маркета ушло 4 тысячи рублей, а прибыль от продажи составила 134 тысячи рублей. Тогда Алексеева решила открыть постоянный магазин, где люди могли бы купить недорогую, но качественную одежду. Проект развивался, объем вещей рос. И неудивительно: только в Москве, по словам Дарьи, накапливается 450 тысяч тонн ненужной одежды в год, что, конечно, не лучшим образом сказывается на экологии. Именно забота об окружающей среде не позволила CharityShop превратиться в банальный секонд-хенд. Дарья создала фонд «Второе дыхание» с полусотней пунктов приема одежды. Хорошие вещи продают в CharityShop (магазины открыты не только в Москве, но и в Казани, Ярославле, Костроме, Ростове Великом) или отдают благотворительным организациям, ветхие — перерабатывают в волокно для набивки мебели и матрасов. «Мы тратим на переработку каждого килограмма 50 рублей. Для нас это убыточное направление, которое закрывается за счет перекидывания прибыли от продаж одежды. Это история не про деньги, а про экологию. Переработка хлама снизит негативное воздействие на экологию города», — убеждена Алексеева. Винные бутылки украсят интерьер Однажды питерский эколог Анастасия Селезнева организовала акцию #ForMemoryChallenge — объезжала на арендованном грузовике городские бары, собирая пустые бутылки, которые обычно отправляются в мусорные контейнеры. За один рейд набиралось около 1000 бутылок различных форм и расцветок. Подруга Селезневой, мастер по стеклу Светлана Черемисина, в печи переплавила некоторые бутылки в тарелки, стаканчики-подсвечники, подставки для кистей. Оказалось, стекло — ценное вторсырье: из него можно сделать множество красивых вещей. Акция по сбору стеклотары переросла сразу в два интересных стартапа. Студия GreenGlass делает из бутылок блюда и мозаики, студия Blink предлагает увековечить именно вашу бутылку. К примеру, вы приносите бутылку из-под шампанского, которое выпили в годовщину свадьбы, а вам из родного сердцу стекла делают дизайнерскую тарелку (стоимость — от 1500 до 2100 рублей). Почему бы нет? И память на долгие годы, и украшение интерьера, и вклад в экологию — мусорные контейнеры лишатся еще одной бутылки. «Стекло наименее рентабельно с точки зрения переработки, за это редко кто берется. Раньше мы просто сдавали бутылки и даже не отбивали аренду грузовика. А потом поняли, что пустые бутылки можно превращать в нечто полезное и красивое. Мы работаем со стеклотарой и стремимся показать ее красоту. Привлекаем внимание к тому, что вторресурсы могут быть качественным сырьем, из которого получаются прекрасные вещи. Это наш вклад в заботу о планете и ее экологии», — делится Анастасия Селезнева. Автор: Наталья Сысоева Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»