Советский маркетинг уровня «бог», или Как заставить граждан покупать рыбные консервы

Внедрять на консервативной Руси новинки, особенно пищевые, всегда было непросто. С этим столкнулся царь Петр Алексеевич, насаждавший культ картофеля, а в советскую эпоху — наркомат рыбной промышленности, навязывавший непривычные для граждан рыбные консервы. Как в первом, так и во втором случае, победить предрассудки помогла неистребимая страсть русского человека к «халяве».

Советский маркетинг уровня «бог», или Как заставить граждан покупать рыбные консервы
© BigPicture.ru

Многие помнят со школьной скамьи, как Петр I, отчаявшись заставить крестьян сажать картофель, приказал тщательно охранять поля с корнеплодами. После этого у противников новой сельскохозяйственной культуры возникло патологическое желание получить заветные клубни любым, даже незаконным путем. Немного другой способ, основанный также на жадности обывателя, использовали для популяризации рыбных консервов в 1939–40 годах в Стране Советов.

В довоенном СССР, несмотря на «успехи» в животноводстве, ситуация с мясными продуктами была достаточно напряженной. А вот рыбы, в отличие от говядины и свинины, было хоть отбавляй. Продовольственный кризис породил такое чисто советское явление как «рыбный день», традиционно приходившийся на четверг. Таким образом детей, рабочих и служащих вынуждали потреблять продукт, богатый витамином А и фосфором.

Но усилия правительства разнообразить скудный на животные белки рацион советских граждан сайрой, ставридой и сельдью иваси оказывались тщетными — покупалась рыба неважно, а в консервированном виде и вовсе плохо. Правительство не раз вмешивалось в ситуацию с рыбой — в качестве примера часто приводят «кильку в томате», которую взял под личный патронат сам Никита Хрущев.

При этом мало кто знает, что популяризация Никитой Сергеевичем томатных рыбных консервов — это далеко не самый яркий пример советского маркетинга, исходящего от власть имущих. Гораздо более интересным способом поднял продажи консервов сталинский нарком иностранных дел Вячеслав Молотов.

В 1939 году руководителем наркомата рыбной промышленности стала супруга Молотова Полина Жемчужина. Наличие влиятельного мужа вовсе не означало то, что эта женщина занимала должность формально. Товарищ Жемчужина была волевым и очень грамотным руководителем, страстно болеющим своим делом и отстаивающим интересы вверенного ей ведомства на самом высоком уровне.

В наркомы Полина Семеновна пришла не из домохозяек — до этого она успешно возглавляла Главное управление парфюмерно-косметической промышленности. Именно благодаря ей в СССР появились такие парфюмерные бестселлеры как духи «Tete-a-tete», «Красная Москва» и «Весенний ландыш». Чтобы создать эти три аромата, хорошо знакомые нескольким поколениям советских женщин, Жемчужина скупала во Франции и Италии лучшие духи и передавала их отечественным парфюмерам.

В принципе это и все, что требовалось сделать для обеспечения спроса на рыбные консервы. Граждане, узнав о находке в банке с рыбой, начали просто сметать с прилавков консервы, в надежде найти там несметные сокровища. Разумеется, ничего в кильке и ставриде найдено не было, зато неудавшиеся кладоискатели, вынужденно поедая приобретенные продукты, распробовали их и начали покупать уже в качестве пищи.

Смотрите также: 10 самых известных блюд шведской кухни, Как в СССР появился культ хлеба и почему от него так сложно избавиться и сегодня