В России вырос спрос на черную икру и фуа-гра

Пока бедные россияне перестают есть яичницу на завтрак, потому что дорого, богатые, напротив, едят с утроенной силой. Как рассказали нам продавцы черной икры, спрос на нее не падает, на хамон, фуа-гра и дорогие колбасы — растет.

Фото: Алексей Меринов

Главный символ роскошного застолья для большинства россиян — черная икра. Вроде бы такая же ритуальная вещь, как и красная, но куда более недоступная: цена за килограмм сегодня стартует от 30 тысяч рублей. Казалось бы — о какой черной икре (да и о красной!), осьминогах и прочих деликатесах может идти речь, когда у каждого второго сократили зарплату.

– Если сравнивать с прошлогодней ситуацией, то всё осталось на том же уровне, — удивил нас президент Союза осетроводов Александр Новиков, — Теперь получается такая картина: курс валют изменился, рубль упал, а большинство кормов для осетрового промысла — импортные. Поэтому ситуация неприятная скорее для бизнеса: продукта осталось столько же, а цена для потребителя не изменилась — соответственно, производитель получает меньше прибыли.

По словам Новикова, в прошлом году производство чёрной икры в России составило 53 тонны. Он подчеркнул, что есть еще один нюанс: во время пандемии спрос на черную икру мог увеличиться за счет тех, кто покупал ее «для здоровья», и такие потребители как будто заняли место тех, кто отказался от черной икры на праздничный стол.

– Люди покупают черную икру не только в качестве деликатеса, но и как лекарство — не секрет, что чёрная икра очень полезна, и ее рекомендуют людям с ослабленным здоровьем. Сейчас, когда все проходят восстановление после коронавируса, это актуально.

Такой тезис может показаться сомнительным, однако подтверждается фактами: в тематических группах в соцсетях, где люди обсуждают реабилитацию после перенесенного коронавируса, можно встретить упоминания о черной икре.

«Я в детстве жила в Астрахани, и у моей бабушки черная икра была универсальным лекарством — считалось, что очень полезно, сплошной гемоглобин. Тогда это тоже было дорого, но не так запредельно.

Во время беременности мне тоже рекомендовали есть черную икру от анемии, но я не стала, ограничилась печенкой. Сейчас же дочка долго приходила в себя после ковида — я и купила баночку. Не знаю, помогло ли всерьёз, но мы долго смеялись: мол, хоть из-за болезни ребенок деликатес попробовал!», – рассказывает в соцсети москвичка, представившаяся Полиной. Ей вторят и другие пользователи — кто-то рассказывает, что на пике болезни, когда аппетит пропадал напрочь, организм больных соглашался принимать только куриный бульон, йогурты и по чуть-чуть черной икры (конечно, если она была в доступе).

— Я думаю, что многие москвичи сегодня даже не вспомнят вкуса черной икры, так что «хотеть» ее вряд ли могут. И вряд ли кто-то из врачей станет ее советовать, если только не в дорогих частных клиниках. Однако в этом есть правда: в черной икре много белка, железа, фолиевой кислоты, жирных кислот и витаминов, она действительно полезна. Если речь идет об укреплении организма, то нужно выбирать не слишком соленую икру, иначе соль сведёт на нет всю пользу, – объяснила в разговоре с корреспондентом «МК» врач-терапевт Татьяна Чарушина.

Вот спрос на хамон, гусиную печень, дорогие колбасы — вырос вне зависимости от влияния этих продуктов на самочувствие. 

– Цена выросла, качество ухудшилось, а покупать стали больше, — говорит удивлен предприниматель Сергей Козырев, который продает мясные деликатесы Возможно, дело в том, что людям закрыт доступ в ту же Испанию, где они могут купить хамон, поэтому приходится довольствоваться тем, что производят здесь. Хотя российский — гораздо хуже на вкус.

Здесь играет роль и психологический аспект. Ещё летом 2020 года многие предприниматели отмечали, что, несмотря на экономический кризис, в Москве вырос и спрос на покупку новой одежды и на доставку еды из ресторанов. Логика простая: компенсация и сублимация. Из-за пандемии людям стали недоступны многие привычные и дорогостоящие удовольствия — например, поездки за границу. Сэкономленные на них деньги остались, и так обрел популярность подход в стиле «Ну, во Францию не поехали, но хоть дома устриц поем!»

Кстати, о морепродуктах. Тут свои нюансы. В одной из сетевых точек, специализирующихся на дарах моря, корреспонденту «МК» рассказали, что спрос на осьминогов, гребешки и филе семги остался прежним. Но всё больше клиентов стали покупать морепродукты навынос, чтобы приготовить дома, и всё меньше стали приходить на обеды или ужины.

– Это не секрет, что покупать сырые продукты выгоднее. Для нашего бюджета это не имеет принципиального значения — есть шанс, что на вынос купят даже больше. Другое дело, что постепенно уходит формат недорогого кафе с дорогими деликатесами. Это, скорее, репутационный момент. Однако мы все равно будем рады, если у людей осталась возможность есть хорошие морепродукты, пусть и дома.

К слову, средняя цена свежих гребешков в торговой точке сегодня — порядка 3000 рублей за килограмм, а охлажденного осьминога можно купить по 1800 рублей за кило. Поскольку морепродукты имеют свойство уменьшаться при термообработке, этого килограмма как раз хватит на ужин для трёх человек — не самый дешевый ужин.

Сотрудники магазина также отметили, что, на их взгляд, люди стали более грамотно подходить к выбору креветок — тратят, возможно, чуть больше денег, зато получают более качественный продукт.

– Раньше большинство людей покупали креветки по принципу «самые дешевые»: варено-мороженные, залитые льдом, с головами. После того, как их почистишь, остается примерно 40% от исходного объёма, но это считали неизбежным злом. Во время пандемии, как я посмотрю, люди начали больше готовить и экспериментировать. Теперь берут креветки без головы, сырой шоковой заморозки. Они более дорогие. С них панцирь снимается легче, и «очистков» остаётся совсем мало. Получается, что килограмм стоит дороже, но и на выходе готового продукта — больше.

Источник

0

Сообщение В России вырос спрос на черную икру и фуа-гра появились сначала на уника портал.