В марте рост розничных цен на социально значимые продукты питания ускорился как в годовом, так и в месячном выражении, говорится в исследовании компании FinExpertiza.
Так, стоимость корзины из 24 базовых товаров, включая курицу, масло и овощи, выросла на 15,6% год к году. Это в 2,7 раза больше потребительской инфляции, которая в марте составила 5,8%. Сильнее всего за год с марта 2020-го подорожали картофель, морковь и сахарный песок. Также снизились цены на белокочанную капусту и пшено.
Об исследовании рассказывает член совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, гендиректор «Алианта групп» Агван Микаелян:
Агван Микаелян член совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, гендиректор «Алианта групп» «Исследование проводилось, исходя из данных Росстата, которые были опубликованы за первый квартал. Исследование показало, что произошел очень серьезный рост цен по определенным группам продовольствия. Туда вошли почти все товары, которые входят в группу социально значимых, — все 24 с достаточно серьезной цифрой: за это время не менее чем на 20% выше инфляция, чем предполагалось. То есть если взять отдельно по товарам, то это картофель, морковь, сахар-песок, яйца, гречневая крупа и прочее, это целая группа товаров. Почему это произошло? Скорее всего, есть два основных момента. Первый — это удорожание нашего традиционного экспорта — зерна, что с собой потащило подорожание самого зерна на территории России. И вторая часть — это серьезное ослабление рубля, которое произошло. Надо не забывать, что у нас в любом случае в продовольствии остается очень солидная доля иностранных технологий, компонентов, расходных материалов, сырья и прочего — до 30%. А там достаточно сильно выросли цены в целом. И посему итог в том, что в среднем продуктовая инфляция составляет 15 с лишним процентов, тогда как общий индекс потребительских цен вырос на 5,8%. Это почти в 2,7 раза больше».
Долгое время цены на базовые продукты питания почти не менялись. Многие уже привыкли, что килограмм картофеля всегда стоит порядка 40 рублей. Так что нынешнее подорожание можно рассматривать как отложенный рост цен. Кроме того, в абсолютном выражении рост цен не такой большой, как кажется. Если та же морковь выросла в цене в полтора раза, то ее стоимость в рознице увеличилась на 15 рублей за килограмм.
Вот что об особенностях восприятия инфляции говорит советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие брокер» Сергей Хестанов:
Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие-брокер» «Восприятие инфляции сильно зависит и от психологии людей. Давным-давно замечено, что наблюдаемая инфляция, то есть та инфляция, которую видят люди, всегда оказывается заметно выше, чем та инфляция, которая измеряется статистическими органами. Это связано с тем, что людям свойственно гораздо больше внимания обращать на рост цен тех продуктов или услуг, которые растут больше, и наоборот, те товары или услуги, которые дорожают слабее, привлекают меньшее внимание. Из-за этого субъективное восприятие инфляции всегда гораздо выше, чем ее объективная величина».
В конце прошлого года на подорожание базовых продуктов обратил внимание Владимир Путин, и потребовал их стабилизации. В результате правительство, сельхозпроизводители и ретейлеры заключили соглашения о фиксации розничных цен на подсолнечное масло и сахар. Кроме того, были введены пошлины и квоты на экспорт зерна.