7 способов развить инновационное мышление
Инновационное мышление — способ находить оригинальные решения новых или уже изученных проблем, умение творить и совершенствовать мир вокруг. Вы можете придумать, как оптимизировать процессы в отделе, а можете изобрести лекарство от смертельной болезни. И то, и то — продукт инновационного мышления.Содержание:Зачем нужны инновацииКакие бывают инновации7 способов развить инновационное мышлениеЗачем нужны инновацииБыло бы неплохо узнать о Facebook лет 15 назад и вложиться в него? В середине двухтысячных появлялось много похожих проектов, но именно творение Цукерберга выстрелило сильнее всех. В 2006 году первое упоминание о нём появилось на сайте Springwise. Это проект, который специализируется на инновациях: собирает перспективные идеи во всём мире и делится ими с потенциальными инвесторами и всеми интересующимися. Джеймс Бидуэлл — генеральный директор Springwise и один из известнейших в мире специалистов по трансформации бизнеса. В книге «Это прорыв! 100 уроков бизнес-инноваций» он делится идеями, которые в разное время появлялись на сайте проекта, и рассуждает о том, как они могут изменить мир. По словам Джеймса, какими бы ни были эти идеи, всех их объединяет инновационность.Инновация — это новое решение проблемы. Инновации из списка Springwise могут быть цифровыми или аналоговыми, разработанными в интересах бизнеса или в интересах общества, корпоративными или независимыми, научными или ведомственными, они могут развивать старые модели или создавать новые. Но самое главное — они будут отличаться от всего, что существовало раньше, выходить за рамки, соответствовать духу времени.Бидуэлл отмечает, что главная цель инноваций — то, что мы называем «делать мир лучше». Новые решения в области образования, здравоохранения, экономики совместного потребления и «умных городов» помогают смягчить эффект от быстрой трансформации цивилизации, сделать распределение благ более справедливым. И спастись от мировой катастрофы.Подробнее о книгеДжеймс БидуэллЭто прорыв!«100 уроков бизнес-инноваций»Сервис по доставке домашней еды, приложение для общения местных жителей, Airbnb для кино, фонари-ловушки для комаров, съедобные дроны: эти идеи вдохновят и помогут вам начать придумывать инновационные вещи и менять будущее вместе с самыми передовыми компаниями мира.Читайте также: Тест. Как хорошо вы разбираетесь в инновациях?Какие бывают инновацииМы живём в капиталистическом мире: чтобы выживать, нужно зарабатывать. А на создание новых технологических решений нужны месяцы или годы непрерывной работы. Может, инновационное мышление всё-таки нужно не всем, а только «гикам» в Кремниевой долине. Американский специалист по управлению, профессор Клейтон М. Кристенсен отвечает на этот вопрос в книге «Дилемма инноватора: как из-за новых технологий погибают сильные компании». Существует два вида инноваций: поддерживающие и подрывные.Хорошо управляемые компании превосходно разрабатывают поддерживающие технологии, которые совершенствуют их продукты по характеристикам, имеющим значение для потребителя. Они могут быть новыми, радикальными, постепенными, но у них всегда будет общая черта: эти технологии улучшают качество продукта в пределах тех характеристик, которые важны для основных пользователей на главных рынках.Представьте старый высококонкурентный рынок. Скажем, автомобильный. На нём есть несколько ключевых игроков и ещё с десяток тех, кто метит на место лидеров. Придумать здесь нечто принципиально новое и сразу же масштабировать это так, чтобы не потерпеть убытков — для гигантов задача практически невыполнимая. Например, Toyota может изобрести летающий автомобиль, но для этого ей понадобится перенаправить часть производственных мощностей на работу инженеров-исследователей. Шанс на успех невысок, неизвестно, сколько времени уйдёт на разработку рабочего образца. Если учёным удастся воплотить задуманное, предстоит в сжатые сроки выпустить миллионы таких авто и убедить потребителей их купить. В общем, долго, дорого и неопределённо. Обычно игроки подобных рынков внедряют именно поддерживающие инновации: подогрев сиденья, климат-контроль, улучшенные двигатели, привод и так далее. Добавление таких «фич» в продукты крупной компании тоже требует инновационного мышления. Сначала нужно придумать, как выделиться на фоне конкурентов, затем — как это реализовать в короткие сроки, наконец — как масштабировать, чтобы продажи выросли.Поддерживающие инновации помогают лучше достигать текущих целей компании, её потребителей и сотрудников. А что с подрывными? «Подрывные» технологии приносят на рынок совершенно новые предложения. Продукты на основе «подрывных» технологий обычно дешевле и удобнее в обращении. Вы знали, что первые мобильные телефоны с сенсорным экраном появились ещё в середине 90-х? Тем не менее, вплоть до выхода первого iPhone в 2007-м телефон ассоциировался с кнопками. Пока на сцене не появился Джобс, который доказал, что телефону достаточно пары кнопок, а всё остальное можно делать прикосновением.Сенсорному экрану потребовалось более 10 лет, чтобы стать нормой. В 90-х он был подрывной инновацией — революционным решением, которое сначала нашло спрос у очень ограниченного круга пользователей. Apple стала корпорацией, которая вывела технологию на новый уровень — и обеспечила себе успех.Подрывные инновации несут в себе большой риск: изобретённое вами может просто быть пока не нужно рынку. Затраты на производство могут сильно превысить потенциальную прибыль потому, что мир пока не готов к тому, что вы предлагаете. Но именно подрывные, а не поддерживающие инновации, двигают человечество вперёд, позволяя сделать мощный рывок в развитии.Подробнее о книгеКлейтон М. Кристенсен, Энтони Скотт, Эрик РотДилемма инноватора«Как из-за новых технологий погибают сильные компании»Профессор Гарвардской школы бизнеса Клейтон Кристенсен написал эту книгу более 20 лет назад — и до сих пор она актуальна. За это время Kodak, совершивший прорыв в пленочной фотографии, подал заявление о банкротстве, а Facebook из маленькой соцсети, у которой было достаточно более серьезных конкурентов, превратилась в монополиста. Автор разбирает примеры похожих компаний, пытаясь понять, почему инновации не всегда играют на руку их изобретателю и как не проиграть в современной гонке технологий.7 способов развить инновационное мышлениеАмериканские учёные Оливия Фокс Кабейн и Джуда Поллак считают, что каждый человек способен создавать революционные инновации. В книге «Сеть и бабочка: как поймать гениальную идею» они объясняют, как работает человеческий мозг и как он придумывает новое. По мнению авторов, прорывные идеи возникают в нашем сознании внезапно, вне зависимости от гениальности, усердия и других личных качеств. Главное — уметь «поймать» эти идеи в нужный момент.1. Чередуйте работу и отдых, интеллектуальную и физическую работуНапример, прогулки и ходьба вообще — один из лучших видов деятельности для повышения творческого потенциала. Согласно исследованиям, это единственная привычка, общая почти для двухсот наиболее успешных изобретателей и новаторов мира. Будьте дисциплинированны и всегда старайтесь зафиксировать возникающие во время ходьбы мысли.2. Экспериментируйте с обстановкойСделайте перестановку в комнате, послушайте музыку, познакомьтесь с новыми людьми. Всё, что идёт в разрез с рутиной, стимулирует творческие способности мозга.3. Переключайтесь на простую работуИсследования показывают, что переключение со сложной когнитивной работы и видов деятельности на деятельность с низкой когнитивной нагрузкой и обратно повышает творческий потенциал. Такие переключения использовали в том числе Сальвадор Дали и Томас Эдисон.Дали ставил на стол локоть, опирался подбородком на ладонь и зажимал между подбородком и ладонью ложку. Так он сидел, пока через какое-то время не начинал дремать. Мышцы расслаблялись, и ложка с громким стуком падала на стол. Дали резко просыпался и зарисовывал образы, которые в этот самый момент возникали в его голове. У Эдисона была на удивление похожая привычка: он засыпал в кресле с горстью стеклянных шариков в руке. Как только стук рассыпавшихся шариков будил его, он записывал все, о чем в этот момент думал.4. Ставьте и снимайте ограничения — финансовые, физические и другиеПопробуйте не тратить деньги на кофе в течение недели, начните делать зарядку каждый день. Или позвольте себе полениться на выходных вместо уборки. Понаблюдайте за собой в новых условиях и запишите мысли и возникающие желания — всё это тоже пища для изобретательской части мозга.5. Развивайте ассоциативное мышлениеПробуйте устанавливать связи между двумя на первый взгляд совершенно разными идеями или объектами, чтобы нащупать инновацию. Чтобы вызвать ассоциации, используйте семь вопросов:Как можно взглянуть на это иначе?Как можно использовать это иначе, чем предусмотрено?Что, если перенести это в другой контекст?Что, если объединить это с чем-то абсолютно новым и непохожим?Что, если изменить какую-то часть этого?Что, если сделать на основе этого что-то новое?Какое еще применение этому можно представить?6. Проводите мысленные экспериментыОни необязательно должны быть связаны с вашей деятельностью. Например, представьте, как бы выглядел мир, если бы по небу летали единороги. Что бы вы делали во время вторжения инопланетян. Какие сверхспособности вы хотели бы иметь и как им распоряжаться.7. Всегда держите под рукой блокнот или заметки в телефонеОсобенно перед сном и после пробуждения. Рекомендации выше раскрепощают и тренируют сознание, помогают создавать новых бабочек. Чтобы их поймать, нужна сеть — в данном случае, возможность быстро записать идею, которая пришла в голову.Подробнее о книгеОливия Фокс Кабейн, Джуда ПоллакСеть и бабочка«Как поймать гениальную идею. Практическое пособие»«Открытия способен делать каждый!» — говорят авторы этой книги. Гениальные изобретения — удел не только невероятных талантов, но и обычных людей, им лишь нужно этому научиться. Опираясь на многочисленные исследования в области нейрофизиологии, Оливия Фокс Кабейн и Джуда Поллак представляют свои методы нахождения гениальных идей и учат, как повысить свой уровень нейропластичности.Читайте также:В чём ошибся Шерлок Холмс: рассказывает математикКак устроен человек: 15 книг о мозге, теле и эмоцияхТри установки, которые мешают понять, чего вы на самом деле хотите[data-stk-css="stkAqb0a"]:not(#stk):not(#stk):not(style){background-color: rgba(252, 197, 9, 0.52)}[data-stk-css="stk_3n5c"]:not(#stk):not(#stk):not(style){background-color: rgba(255, 146, 67, 1)}