Волгоградская область лидирует по внедрению маркировки молочной продукции

Наш регион стал площадкой рабочего совещания по вопросам внедрения цифровой маркировки молочной продукции и модернизации отрасли. Для обсуждения этих вопросов в Волгоград приехали члены Совета Федерации, в том числе от нашей области, депутаты Госдумы, представители профильных министерств и ведомств. Совместно с представителями молочной отрасли были выработаны конкретные механизмы реализации проекта по маркировке продуктов с учетом интересов сельхозтоваропроизводителей и потребителей.

Волгоградская область лидирует по внедрению маркировки молочной продукции
© Волгоградская правда

В числе первых 

С 2014 года в Волгоградской области ведется активная работа по развитию агропромышленного комплекса, новой точкой роста становится животноводческая отрасль. Сегодня по темпам роста поголовья КРС Волгоградская область вышла в лидеры в Южном федеральном округе. Областные власти оказывают достаточную поддержку отрасли, в том числе различными мерами стимулирования.

Молочная отрасль – приоритетное направление в АПК, развитие которой определил глава региона Андрей Бочаров. Важной задачей сейчас является увеличение объемов производства и переработки сырого молока в целях обеспечения жителей высококачественной продукцией по доступным ценам. За последние шесть лет объемы производства молока увеличились на 8% и составили в 2020 году 562,4 тысячи тонн, а объемы переработки выросли на 16,7%, составив 274,6 тысячи тонн.

– В работе по увеличению объемов производства молочной продукции мы не должны упускать из внимания повышение ее качества, – отмечает заместитель губернатора Волгоградской области Василий Иванов. – Обязательная маркировка молочной продукции как действенный инструмент пресечения контрафакта призвана обеспечить качество продукции для потребителя. При этом необходимо соблюсти баланс интересов и при сохранении уровня рентабельности, сделать цены комфортными для всех жителей. Нам предстоит сложная, но крайне важная работа.

фото предоставлено пресс-службой губернатора Волгоградской области

Начиная с января 2021 года в стране стартовала добровольная маркировка молочной продукции, принятая на федеральном уровне. Благодаря этому станет возможным контролировать перемещение продукции от завода до покупателя. Во время маркировки этой категории товаров, на их упаковку наносится специальный цифровой код Data Matrix. 

Пока что этот процесс вводится поэтапно: с 1 июня 2021 года маркировка становится обязательной для мороженого и сыров, с 1 сентября – для остальной молочной продукции сроком годности более 40 дней, на третьем этапе, с 1 декабря этого года, нанесение цифровых кодов станет обязательным для продукции сроком годности менее 40 дней.

Сегодня во время пленарного заседания его участники смогли уточнить у федеральных экспертов все интересующие их вопросы, в том числе и о порядке внедрения обязательной маркировки, а также мерах материальной поддержки производителей «молочки» при реализации этого проекта.

– Этим должна заниматься вся молочная отрасль, – подчеркнул член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Кондратенко. – Сроки и даты утверждены правительством, решение принято, даты переноситься не будут. Продукция тех предприятий, которые маркировкой не занимаются, может оказаться вне закона. Сегодня нам важно услышать, как ситуация обстоит в Волгоградской области, на предприятиях, важно услышать руководителей предприятий отрасли: какие проблемы есть, с чем сталкиваются. Многие решения на Федеральном уровне скорректируются после общения с отраслевиками. Вопрос по внедрению цифровой маркировки находится на контроле нашего Комитета.

Отметим, Волгоградская область уже вошла в список лидеров среди регионов по присоединению к маркировке молочной продукции в ЮФО. По информации Центра развития перспективных технологий, в системе «Честный ЗНАК» зарегистрировано более 250 компании, из них 18 – производителей. До введения обязательного внедрения оператор будет выдавать коды маркировки бесплатно, в качестве поощрения заблаговременной подготовки участников оборота. «Честным ЗНАКом» уже эмитировано более 300 миллионов кодов.

Развеяла предположения о значительном росте цен на молочную продукцию после внедрения маркировки руководитель центра отраслевой экономики Научно-исследовательского института Министерства финансов РФ Инна Рыкова. 

– Вклад маркировки в рост цены по каждой позиции не превысит более 1% и по каждому году это не превысит 3-4 % за шестилетний цикл. При повышении цен и при их сохранении, баланс расходится незначительно, – объяснила Рыкова.

Настройка господдержки

Участников рынка молочной продукции волнуют вопросы не только технического характера, но и меры поддержки со стороны государства для внедрения проекта по маркировке продукции. Председатель Совета директоров Молочного союза России Людмила Маницкая считает, что субсидирование должны получить все производители, ставящие оборудование для маркировки.

Работа по возмещению затрат производителям молочной продукции, внедряющих проект по маркировке, ведется в Министерстве сельского хозяйства РФ. По словам специалиста Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ Сергея Кущенко, сегодня производители имеют доступ к широкому кругу инструментов поддержки, включая субсидии, льготное кредитование, возмещение части капитальных затрат.

– Предусматривается предоставление льготных краткосрочных, сроком на 1 год, и инвестиционных кредитов, от 2 до 5 лет, на приобретение соответствующего оборудования. Дополнительно Минсельхозом прорабатывается вопрос о льготном краткосрочном кредитовании на приобретение упаковочных материалов с нанесением кодов маркировки, – рассказал Кущенко. – Также рассматривается вопрос о возмещении капитальных затрат всеми производителями по внедрению маркировки на предприятиях до 70%.

Кроме того, эта же работа ведется и в Министерстве промышленности и торговли РФ. Воспользоваться мерами поддержки могут как крупные, так и мелкие производители и типографии. Параллельно разрабатываются новые инструменты стимулирования, в том числе использование излишек средств, направленных на реализацию маркировки лекарственных препаратов, на маркировку молочной продукции.

В порядок внедрения обязательной маркировки на предприятиях, реализующих молочную продукцию, также вносятся соответствующие коррективы.

– Одно из постановлений вносит изменения в правила обязательной маркировки молочной продукции и предусматривает распространение отсрочки до 1 декабря 2022 года на все КФХ и сельхозкооперативы. Также добавляется возможность передачи неиспользованной типографской упаковки другим участникам оборота молочной продукции, – рассказывает директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли РФ Екатерина Приезжева.

Федеральные эксперты высоко оценили готовность волгоградских производителей молочной продукции к переходу на внедрение маркировки.

– Все предприятия, которые есть на территории области, зарегистрированы у оператора ЦРПТ, занимающегося продвижением этого продукта на территории России, – рассказал «Волгоградской правде.ру» сенатор, член комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Кондратенко. – Есть ряд проблем, технических моментов, которые сегодня все решаются в рабочем порядке через операторов и технических служб. Мы видим хорошее взаимодействие между предприятиями и операторами, внедряющими оборудование. Нам было важно, чтобы руководители предприятий молочной продукции напрямую озвучили проблемы, которые у них есть. Прежде всего всех интересовала господдержка и ответы были даны.

Важность проведения такого совещания отметили и сами руководители предприятий по переработке молочной продукции. По мнению Натальи Согласновой, генерального директора предприятия в Еланском районе, после внедрения маркировки покупатель не останется без любимой продукции.

– Мы, начиная с конца прошлого года, тесно вошли в этот проект, сотрудничаем с ЦРПТ, чтобы с 1 июня выпустить наши сыры на прилавки. Другие производственные линии также будут оснащены дополнительным оборудованием и замаркированы «Честным ЗНАКом». Маркировка нужна, потому что благодаря ей у нас получается честная конкуренция на рынке, – добавила Согласнова.

Также считает и управляющий директор камышинского предприятия Сергей Агафонов. 

– Мы на высокой стадии готовности: все успеем, все сделаем. Эксперты у нас работают давно на заводе, мы сделали пробную маркировку, проработали все детали. Думаю, что к концу лета мы будем выпускать уже маркированную продукцию.