NielsenIQ сообщила о сокращении доли крупных пивных компаний
За последние 12 лет конкуренция на российском пивном рынке значительно усилилась, показало исследование компании NielsenIQ (есть в распоряжении "Газеты.Ru"). Если в 2008 году на долю "большой тройки" - AB InBev, "Балтики" и Heineken - приходилось 91,9% городского рынка, то в 2020 году их доля снизилась до 67,5%. Ассортимент пива расширяется, при этом доля транснационалов в нем сокращается в пользу более мелких игроков. "Количество новых брендов у средних и небольших игроков растет быстрее, чем у крупнейших производителей", - отметили в NielsenIQ. Продажи пива в натуральном выражении в течение последних трех лет также увеличиваются. По данным на январь 2021 года, они выросли на 4,4% по сравнению с прошлым годом. Стоимость пива за последние 12 лет увеличилась более чем в два раза: если в 2008 году средневзвешенная цена за 1 литр составляла 41 рубль, то в 2020 – уже 98 рублей. Пивоваренный рынок сейчас действительно высококонкурентный, сообщил "Газете.Ru" директор по корпоративным отношениям Heineken в России Алексей Воробьев. Мелкие предприятия и крафтовики растут. "Следуя глобальному тренду, традиционный пивной рынок России, на котором доминирует лагер (сорт пива. – "Газета.Ru"), сокращается, демонстрируют рост так называемые специалитеты и крафт. Тем не менее, это все еще нишевый сегмент. При этом именно разнообразие рынка говорит о его зрелости и способности к саморегулированию", - сказал Воробьев. Он добавил, что благодаря высокой конкуренции у покупателя есть большой выбор пива: разных вкусов, сортов и стоимости. Рост популярности крафта говорит о естественном развитии рынка, в соответствии с трендами и запросами потребителей, сказал "Газете.Ru" вице-президент по коммерческому развитию и развитию бизнеса региона Центральная и Восточная Европа "Балтики" Павел Еранкевич. Он отметил, что компания выступает за здоровую конкуренцию на пивном рынке и разнообразие выбора для потребителя. Малый и средний бизнес успешно конкурирует за любовь потребителя с крупными компаниями, и в первую очередь здесь выигрывают сами покупатели, поскольку у них больше выбор, отмечает эксперт . "Нельзя недооценивать вклад крафтовых пивоваров, которые делают акцент на уникальной рецептуре пива, тем самым развивая индустрию и формируя культуру потребления, - считает директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев. - Крафтовое пивоварение имеет большой потенциал и может способствовать дальнейшему развитию отрасли", - заметил он. В то же время в компании также отмечают и рост интереса к привычным сортам, классическим лагерам, добавил он. Что говорит малый и средний бизнес Данные NielsenIQ по игрокам пивного рынка 12-летней давности не совсем корректные, заявил "Газете.Ru" член президиума правления "Опоры России" Алексей Небольсин. Тогда значительную часть рынка занимали транснационалы, а также крупные российские региональные компании – "Очаково", Липецкие, Сыктывкарские заводы и другие производители, но просто их никто не считал. В 2020 году на "большую тройку" приходилось 65,15% рынка, еще 31,85% занимают региональные игроки, 3% - крафтовики, сообщил Небольсин. Он сослался на данные ЕГАИС, которые есть у "Опоры России". У транснационалов 28 заводов, у российских региональных производителей – 62, мелких пивоварен 1384 (среди них 700-800 – это рестораны-пивоварни). "В 2020 году крафтовый рынок немножко просел, потому что были закрыты рестораны, и потом еще долгое время они восстанавливались, а основной сбыт у крафтовых пивоваров – это HoReCa, рестораны. На том же фоне, так как очень многие люди сидели на карантине, они покупали бутылочное пиво в супермаркетах, в рознице, что обычно сбывают транснационалы. Поэтому рынок транснационалов вырос на 2%", - отметил Алексей Небольсин. По его словам, в целом уверенная тенденция последних пяти-шести лет – это наступление регионального рынка и наступление крафтовиков на продукцию транснациональных компаний. "Качество продукции транснационалов до того можно сказать убогое, оно привлекает только ценой. Вкусовыми качествами оно не может выделиться", - заявил Небольсин. Он добавил, что крафтовики не боятся экспериментировать с новыми вкусами, сортами, оригинальными добавками, это привлекает людей. Однако и цена такого пива выше, заметил он. Однако основатель и пивовар крафтовой пивоварни Paradox Владимир Наумкин не согласен с таким мнением. Он считает, что транснациональные компании делают продукт более качественный, чем многие региональные компании. По его словам, зачастую у некоторых региональных и крафтовых предприятий есть проблемы с качеством. По мнению Наумкина, дело скорее в однообразии продукции транснациональных компаний: люди уже "напились" и хотят чего-то нового. "В России даже есть такой феномен в некоторых регионах: людям нравится пиво с некоторыми дефектами. Это отсылка к советским временам, когда было много дефектного пива. В СССР качество было низким. Люди скучают, ностальгируют по тому вкусу", - рассказал Владимир Наумкин "Газете.Ru". Он добавил, что, возможно, людям даже стало скучно потреблять "чистый и рафинированный" продукт. В России за последние лет восемь наблюдается рост региональных пивоварен, которые не принадлежат транснациональным компаниям, рассказывает Наумкин. Все больше россиян обращают внимание на производителей, которые находятся у них в регионе. По его словам, у людей развивается патриотизм в плане потребления: причем это касается не только пива, но и многих других продуктов. В целом развитие малого пивоварения – это общемировая тенденция, говорит он. По словам эксперта, особенно ярко это проявляется в США, где крафт занимает примерно 10%. Однако в России крафт вряд ли станет массовым. Один из сдерживающих факторов - это низкая платежеспособность населения, поскольку крафтовая продукция дороже, пояснил Владимир Наумкин. Малые пивовары и крафтовики, скорее, могут отбирать какую-то долю, например, у винного сегмента, потому что это более премиальный продукт, сказал "Газете.Ru" соучредитель пивоварни Rewort Роман Гущин. По его мнению, вряд ли они могут серьезно потеснить производителей массовой продукции. "Крафт – это очень маленький, узкопрофильный сегмент. Он никаким образом не может конкурировать с гигантами", - заключил Гущин.