Власти КНР от увещеваний перешли к действиям — изначально носившая рекомендательный характер кампания по борьбе с чрезмерными заказами в ресторанах стала законом, за нарушение которого придётся заплатить. Высший законодательный орган страны — Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей 29 апреля принял резонансный закон о борьбе с расточительством в еде. Теперь посетители китайских ресторанов должны дважды подумать, прежде чем заказывать блюда, потому что за несъеденные продукты придётся доплачивать: стоимость утилизации остатков включат в счёт.

За заказ — ответишь!
© Парламентская газета

Со всей коммунистической решимостью

Закон вступил в силу с момента опубликования. Он состоит из 32 статей, где прописаны основные термины и перечислены виды нарушений в сфере потребления пищи, за которые госорганам, ресторанам и посетителям придётся нести ответственность. Центральным понятием выступает термин «пищевые отходы», которые определены как «продукты, которые могут быть употреблены в пищу без вреда для здоровья, но вместо этого используются не по назначению».

В законе перечислены государственные структуры, отвечающие за его исполнение, а также изложены требования к ресторанам и кафе, направленные на снижение количества отходов. От частников требуется обучать персонал бережному отношению к еде, готовить официантов-консультантов, которые помогут посетителям избежать заказа чрезмерного количества блюд. Особое внимание парламентарии уделили заведениям, где практикуется обслуживание в формате шведского стола — там работу с клиентами надо вести более активно, а чтобы не провоцировать их класть на тарелки лишнее, следует предусмотреть «экономный» размер посуды.

Отдельно в законе перечислены санкции и поощрения для посетителей ресторанов. Например, заведения могут устанавливать бонусы для тех, кто оставил после себя чистую тарелку. Одновременно с клиентов, не справившихся с заказом, можно снимать дополнительную плату за утилизацию недоеденного.

С особым тщанием расписаны правила для администраций школьных столовых, а также организаторов банкетов и пунктов питания туристических групп. По статистике, именно эти категории — главные «поставщики» отходов. Соответственно, к ним повышенное внимание и с них же особый спрос в виде штрафов и иных санкций.

Борьба с голодом или просвещение масс?

О необходимости более рачительного отношения к продуктам заговорили в Китае летом прошлого года. Сначала председатель КНР Си Цзиньпин напомнил согражданам о важности бережного подхода к еде. Затем эта тема выросла до общенациональной кампании, получившей название «Чистая тарелка 2.0». «2.0», потому что первая попытка сократить количество пищевых отходов уже предпринималась в Китае несколько лет назад.

Проблема выброшенной еды приобрела в последнее время в Китае поистине гигантские масштабы. Только по официальным данным, ежегодно в КНР на помойке оказывается до 18 миллионов тонн продуктов, которыми можно было бы целый год кормить 50 миллионов человек.

Стартовавшая кампания вызвала вопросы о её истинных причинах. Мол, «Чистая тарелка 2.0» связана с нехваткой продовольствия в Китае. Однако эксперты считают, что реальная подоплёка кроется в другой плоскости. Так, профессор Народного университета Чжэн Фэнтянь в интервью ресурсу «Хуаньцюван» предположил, что принятие Закона продиктовано стремлением создать эффективную цепочку взаимодействия правительства, рестораторов и граждан в такой важной сфере, как потребление продуктов.

По мнению заведующей лабораторией Рабочей комиссии по вопросам законодательства ВСНП Юань Цзе, которую цитирует ресурс «Гуанминван», принятие закона отражает в себе целый комплекс задач, которые старается решить современное китайское общество. Во-первых, воспитывать у граждан цивилизованное отношение к еде. Во-вторых, продвигать в массах ценности социализма, строительством которого занимается КНР. В-третьих, внести свой вклад в бережное отношение к окружающей среде. Наконец, одной из целей действительно названо обеспечение продовольственной безопасности. И если сейчас эта проблема пока не стоит в повестке дня, то при продолжающемся небрежном отношении к пище определённо «встанет ребром».