Сельскохозяйственная бомба: чего боятся фермеры

В апреле темпы посевной кампании в Приморском крае увеличились почти в четыре раза по сравнению с прошлым годом. Сельхозтоваропроизводители с оптимизмом относятся к перспективам хорошо заработать на фоне дорожающего в России и за рубежом продовольствия. Однако не попадут ли они в традиционный «ценовой капкан» осенью, когда продукции может оказаться в переизбытке?

Сельскохозяйственная бомба: чего боятся фермеры
© Konkurent.ru

«В этом году удачные для посевной погодные условия. Основные районы уже завершили сев ранних зерновых культур», — заявил министр сельского хозяйства региона Андрей Бронц.

По состоянию на 28 апреля в Приморье засеяно почти 31 тыс. гектаров из 33 запланированных. Готовится почва под основные экспортные культуры — сою и кукурузу. В этом году есть все условия и возможности собрать хороший урожай овощей и картофеля.

«Сейчас потребность в сое на животноводство в крае составляет 80 тыс. тонн. В этом году будет прирост по птице, запускаем новые крупные инвестиционные проекты, при этом объем потребления увеличится максимум до 110 тыс. тонн в год. Поэтому наша задача — заготовить около 500 тыс. тонн сои на экспорт в Китай, Японию, Южную Корею», — оптимистичен Бронц.

Благоприятная экономическая конъюнктура (продовольственная инфляция опережает общую официальную в разы), повышенный спрос на мировом рынке подталкивают аграриев по возможности расширять посевы.

«В нынешнем году фермеры будут сеять много, — уверен председатель совета Ассоциации крестьянских хозяйств Приморского края (АККОР), глава КФХ Евгений Воронин. — Прошлогодний урожай прекрасно расходился по хорошим ценам».

«Нынешней весной будут хорошо сеять, — согласен фермер Александр Гришко. — Если вырастим большой урожай, то никаких проблем — он ложится в хранилище. Приморские соя, кукуруза хорошо востребованы за рубежом, потому посевы растут большими объемами. Если есть хорошие выходы на экспортные рынки, то это привлекательные направления».

Однако хороший урожай в условиях высококонкурентного рынка зачастую ничем не лучше, чем маленький. Как объясняет этот парадокс президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, отечественным крестьянам невыгодно хранить свое зерно в элеваторах из-за высоких расценок, потому они хранят зерно где придется, что приводит к огромным потерям уже после сбора. Продукция просто «не доживает» до следующего сезона.

Самое негативное следствие этого — избыток продукции после сбора урожая вынуждает производителей демпинговать. «Даже незначительное перепроизводство овощей вызывает снижение цен ниже себестоимости, — предупреждает директор ООО «Урожай» Юрий Рыбак. — Это означает, что фермер не может рассчитаться по кредитам, лизинговым платежам и другим обязательствам».

Первая волна не справившихся (то есть потенциальных банкротов) может появиться уже ближайшей осенью. «В прошлом году в Приморье не много засеяли, да и мало собрали из-за погодных условий, проливных дождей. Получился ценовой скачок на картофель и овощи. Крестьяне, увидев нынешнюю стоимость продукции, в этом году захотят увеличить посевные площади. Осенью (не обязательно нынешней) мы можем столкнуться с перепроизводством», — уверен Рыбак.

Кто под ударом? Евгений Воронин: «В АККОР иногда приходят проконсультироваться молодые люди, готовые инвестировать сотни миллионов в сельское хозяйство. Они наслышались об огромных прибылях фермеров, что-то подсмотрели, подсчитали с точки зрения своего прошлого бизнес-опыта. На самом деле никто из них ничего толком не понимает в сельском хозяйстве.

Во-первых, условия для выращивания овощей в Приморье достаточно сложные. Во-вторых, куда осенью девать овощи, когда их у всех много? Предприниматели не знают, что с ними делать, бегают, ищут покупателей, демпингуют на местном рынке, в результате цена опускается до 10–12 рублей за килограмм. Хорошо еще, если качество продукции получилось нормальное, что бывает не всегда.

Что потом с такими «фермерами» происходит? Попадают в убытки, банкротятся, не могут отдать кредиты и бегают от судебных приставов».

Выход из ситуации эксперты видят в регулировании предложения и стимулировании спроса со стороны правительства Приморского края. «Государство могло бы согласовывать площадь посевов и урожайность исходя из потребностей Приморья и информировать агропромышленников — сколько надо засевать», — говорит Юрий Рыбак.

Другой путь — элементарное хозяйственное планирование. Евгений Воронин: «Мы работаем на селе с начала 90-х, поэтому знаем: бизнес начинается с того, что ты рассчитываешь, сколько и по какой цене сможешь продать овощей после сбора урожая. Осенью картофель, морковь, свекла закладываются на хранение, затем мы спокойно реализуем их вплоть до мая, и ценовые скачки нам не помеха. Существует диверсификация, выращиваем пять сортов картофеля. Есть такой, который поставляем по госконтрактам, где в приоритете низкая цена. Есть отборная, рассыпчатая, которая реализуется на рынке, но здесь и стоимость другая. Существуют партнеры, которые покупают у нас овощи годами, постоянные клиенты. Потому мы знаем, на что можем рассчитывать, сколько и какого сорта продукции получится реализовать. Советовал бы всем начинающим аграриям изучить рынок, поискать потенциальных клиентов».