Николай Тютюнников, ГК "Каравай": "Мы хотим стать лидерами отрасли хлебопечения в ПФО"

— Вы приобрели Самарский хлебозавод № 5 в 2012 году. Его выручка с того времени выросла в четыре раза, предприятие вышло в прибыль. За счет чего удалось добиться таких результатов?

Николай Тютюнников, ГК "Каравай": "Мы хотим стать лидерами отрасли хлебопечения в ПФО"
© Волга Ньюс

— За это время мы инвестировали в предприятие более 600 млн рублей. Были приобретены автоматизированные линии, печи и другое оборудование. 30-40% результата обеспечили эти вложения.

Оставшиеся 60-70% мы получили благодаря нашим сотрудникам — технологам, маркетологам, механикам, пекарям. В процессе участвовали все. Оборудование новое и его нужно запустить, изучить, эксплуатировать, обслуживать, разработать новый ассортимент и обеспечить продажи. "Железо" есть на всех заводах, но в него необходимо вложить душу, чтобы обеспечить такие темпы роста.

Я считаю, что Самарский хлебозавод № 5 на сегодня — самое эффективное по темпам роста предприятие в отрасли хлебопечения России.

— Не проще было при таких объемах инвестиций построить завод с нуля?

— Построить с нуля завод такого масштаба стоит 2-3 миллиарда. А покупка позволила нам вкладываться постепенно и при этом сразу занять долю рынка. Также, когда я оценивал это предприятие, сразу учитывал возможности модернизации и расширения производственной базы. Здесь она возможна за счет сетки колонн в корпусе и свободной территории, на которой можно еще пристроить помещения.

У большинства же старых хлебозаводов есть одна проблема — это маленькая экспедиция и небольшие площади. Все это очень осложняет работу с современными способами отгрузки.

Раньше был преимущественно открытый хлеб, который сразу после печи укладывался в лотки и грузился в машину. Сейчас хлеб предварительно нужно остудить и этот процесс требует от часа до двух — в зависимости от массы хлеба — для этого нужны площади. Потом его необходимо упаковать, для чего нужно поставить соответствующее оборудование — снова площади. Своей отгрузки продукция также должна где-то ждать — вновь нужны площади под склад.

— То есть основная часть построенных в советское время заводов не подходит под модернизацию?

— Да, потому что площади распределялись в иной пропорции — ¾ на производство и ¼ на экспедицию. Кроме того, где-то 40% продукции отгружалось в дневное время, а 60% — ночное. То есть отгрузка шла в течение суток. Сегодня же каждый магазин хочет, чтобы ему привезли свежую продукцию в 8 часов утра.

Предприятиям нужно накопить продукцию, чтобы утром отгрузить в одно время. Для этого необходимо большое количество отгрузочных окон, персонал, чтобы можно было быстро вывезти все, что произведено за полдня.

— Самарский хлебозавод поставляет хлеб и в соседние регионы — Чувашию, Ульяновскую, Оренбургскую и Пензенскую области. За счет чего удается заходить в другие регионы при дополнительных затратах на перевозки?

— Представим, что в регионе один хлебозавод, и делает он буханку черного хлеба, батон, бублик и все. Его никто не поджимает, он не развивается и спокойно работает в привычном ему режиме. И тут вдруг привезли в торговые сети булочку с маком, булочку со сгущенкой, батончик с семечками. И что, на фоне скучной полки покупатель не заметит и не будет брать новую продукцию? Конечно, будет.

Мы изучали ассортимент в регионах прежде, чем заходить туда со своим продуктом и именно новые обогащенные хлеба с добавленной стоимостью, и сдоба пользуются большей популярностью.

— Выросшая из-за транспортных расходов цена не играет большой роли?

— В свое время, когда мы в Санкт-Петербурге только начали делать хлеба с добавленной стоимостью, высокомаржинальные — с семечками, с отрубями и другими добавками — повезли их в Москву. И там полочная цена была выше, чем у продукта московских хлебозаводов, но у них просто не было тогда таких хлебов.

Если продукция с более высокой ценой, но высокого качества и эксклюзивна, то люди будут ее покупать, несмотря на более высокую стоимость.

— Какую долю рынка хлебозавод № 5 занимает сейчас в Самарской области?

— 22- 25% в целом по рынку, а по отгруженным в торговые сети хлебам где-то 50-60%.

— Ставите цели по доле рынка в Приволжье?

— Мы хотим стать лидерами отрасли хлебопечения в ПФО.

— За счет чего планируется рост? У вас также останется при этом одна площадка?

— Я думаю, за счет одного предприятия это у нас не получится. Рассматриваются варианты приобретения новых активов. Моя позиция такая — мы не агрессивные, мы ждем предложений.

Предложений на самом деле уже очень много, но на каждую кость мы не бросаемся. Рассматриваем только варианты предприятий, у которых есть доля рынка, традиции и возможности для реконструкции и дальнейшего развития площадки.

— Если говорить о консолидации рынка, в Санкт-Петербурге остались еще варианты для присоединения к ГК "Каравай", поглощения?

— В Питере нет, но на Северо-Западе есть. Поэтому мы в своем родном регионе еще будем расти. Не исключаем мы и вариантов по Москве. У нас есть в столице склад, через который отгружаем в сети нашу питерскую продукцию, но мы уже пришли к тому, что нам необходимо и производство в Москве или в Московской области. Пока без подробностей, но нам интересны предложения в этом направлении.

В Москве не так давно обанкротился и закрылся один из самых крупных местных хлебных холдингов, и ниша освободилась, появились новые игроки, которые в том числе зашли сейчас в Питер. Появилась здоровая конкуренция, которой нужно воспользоваться и занять свое место уже на столичном рынке.

— Самарская площадка на 100% загружена?

— Сейчас на 120% (улыбается). На сегодняшний день у нас не хватает мощностей для полного закрытия заказов. Поэтому в перспективе у нас будет все же построен новый цех, в том числе по производству замороженных продуктов. А в ближайшей перспективе у нас запуск новой линии для непрерывной выпечки формового хлеба. Запустим ее в ближайшее время.

— Заморозка — это какая-то новая ниша? На кого она ориентирована?

— В первую очередь это всем известные так называемые багеты, полубагеты, булочки, хлеба — глубокой заморозки, недопеченные на 10–20%. И сдоба с начинками. Сейчас это направление очень активно развивается в ритейле — гипермаркеты устанавливают у себя печи и как раз делают эту продукцию из наших замороженных заготовок.

Развитие заморозки подтолкнул закон на запрет возвратов хлебной продукции, который удалось принять с помощью депутата Госдумы Ирины Яровой. Были очень большие возвраты продукции, что приводило к убыткам. Раньше сети могли не утруждать себя расчетами и заказывать большие объемы, а потом возвращать.

Сейчас торговые точки более внимательно отслеживают поток покупателей и заморозка им выгодна: вытащили из морозилки багеты — испекли — и продали.

Заморозка также популярна у конечного потребителя — дома быстро допек в духовке и у тебя свежайший хлеб или пирог на столе.

— В Санкт-Петербурге у вас заморозка уже есть?

— Да, но мощностей, которые задействованы не хватает. И там мы уже строим новый цех на базе одной из площадок.

— В пандемию как-то изменилось потребление? Еще какие-то тренды возникли?

— Были потери как раз в категории замороженных полуфабрикатов. Рестораны и кафе были закрыты, а это на сегодня основной наш канал в этой категории. И рост продаж домовладениям не компенсировал эту просадку. В остальном люди стали, как мне кажется, больше есть хлеба и сдобы.

— Хлеб в России — это продукт социальный. Насколько государство участвует в регулировании цен?

— Государство пытается, но по факту не регулирует цены, потому что реальным регулятором являются торговые сети, как основной заказчик продукции. Также сдерживанию роста цен способствует высокая конкуренция между хлебозаводами. А еще все хлебопеки чувствуют свою социальную ответственность перед обществом и никогда безосновательно не поднимали и не будут поднимать цены. Существует закон "О торговле". Считаю, что государство только и должно отслеживать исполнение данного закона.

— Как распределяются основные издержки в вашей отрасли?

— Основное — это сырьевая составляющая, прежде всего мука — около 35%. На фонд оплаты труда приходится 18%. Затем транспорт 14%, упаковка — 5%.

— В интервью 2012 года вы говорили, что рентабельность у вас тогда была 9%. Как она изменилась?

— Сейчас в районе 5%, максимум — 7%.

— Если издержки растут, а цена нет, наверняка многие пробуют экономить за счет качества продукции.

— Это не наш путь, и рентабельность это подтверждает. Но такие тенденции на рынке есть. Особенно это касается массовых сортов и собственных торговых марок сетей.

— Насколько большие предприятия прочувствовали конкуренцию со стороны мини-пекарен? Этот сегмент переживает настоящий бум.

— Они, безусловно, конкуренты заводам. В Питере мини-пекарни заняли 10–13% рынка. В Самаре — не больше 3–5%. Но наша задача — не потерять свою долю, пусть теряют другие.

— У вас в Санкт-Петербурге же есть своя сеть пекарен?

— Да, "Лавка пекаря". На сегодняшний день это 73 точки. Планируем развивать это направление и дальше.

— В Самару планируете ее выводить?

— Есть такое желание, но пока в планы не включали. После того как реализуем проекты по заморозке, вероятно, запустим.

— Как меняются объемы потребления хлебобулочных изделий в России в последние годы?

— На этот вопрос трудно ответить, потому что не знаю как устроена отечественная статистика — что они считают, как они считают… По статистике на сегодняшний день идет падение на 2% в среднем каждый год. Но попадают ли в статистику мини-пекарни и пекарни в гипермаркетах?

Поэтому я бы сказал, что, наверное, потребление не падает. В целом в периоды, когда доходы населения падают, идет увеличение потребления хлеба. Когда был первый кризис в 1998 году, случился заметный рост, когда пошел второй кризис, также был рост, но не такой значительный.

— Сама модель потребления, предпочтения меняются?

— В первую очередь растет спрос на хлеба с добавками, направленными на улучшение и поддержание здоровья. У нас очень популярная сейчас линейка хлебов ЗОЖ из пророщенного зерна — без муки и без дрожжей. Это запатентованный, прошедший клинические и научные испытания продукт. За счет таких уникальных хлебов и формируется основная прибыль. А традиционные хлеба всегда на грани рентабельности.

— Вы поставляете продукцию на экспорт?

— Самарский хлебозавод пока ничего не поставляет. "Каравай" поставляет сушку. Есть поставки в Америку, Данию, Германию, страны Прибалтики. Они ориентированы, конечно, на наших бывших сограждан, но не только. Доля в общих объемах небольшая, около 5%. Но по рентабельности очень выгодные поставки, так как осуществляются за валюту.

— Ослабление рубля как-то сказывается на вашем рынке. Оборудование же закупается за рубежом?

— В связи с падением рентабельности хлебного производства и из-за высокого курса валют сейчас мы стараемся уже смотреть на российских производителей пищевого оборудования и там, где влияние оборудования на качество хлеба минимально, отдаем предпочтение российским производителям. Справедливости ради надо отметить, что российские производители уже выпускают аналоги иностранного оборудования и постепенно улучшают качество изделий.

Основное оборудование и сердце любого хлебозавода — это печь. И если она отменного качества — можно получать отличный продукт на выходе. На самарском заводе мы ставим уже вторую печь отечественного машиностроительного завода. Но по многим позициям наши пока не могут предложить альтернативы импортному оборудованию.

— У "Каравая" 0,42% акций ФК "Зенит". Это спонсорство?

— АО "Каравай" в настоящее время является миноритарным акционером футбольного клуба "Зенит". В свое время у нас было около 10%. Мы стояли у истоков создания "Зенита" и оказывали спонсорскую помощь. Сейчас благодаря основному акционеру клуба "Газпрому" питерская команда стала топ-командой, и мы, безусловно, болеем за родной клуб и не только поддерживаем городские спортивные мероприятия, но и сами активно участвуем в них. У меня у самого спортивное прошлое, я с ним иду по жизни.

— Раньше вы были гендиректором "Каравая", сейчас вы председатель совета директоров. Изменилась степень вашего участия в бизнесе? Есть такой штамп, что эффективный менеджер, а уж тем более собственник только раздает задачи и контролирует исполнение.

— Нет, у нас это так не работает. Я погружен в бизнес, хотя и считаю это больше недостатком, но для себя лично, а не для бизнеса. Участие помогает держать руку на пульсе и оперативно подключаться к любому процессу при необходимости. Возможно, поэтому ГК "Каравай" все эти годы уверенно держится и развивается.