Войти в почту

Из ЮАР в Санкт-Петербург: открытие сезона фруктов – 2021

Петр Первый прорубил окно не только в Европу, но и в… Африку. Сегодня в порт Санкт-Петербурга приходят суда с товарами из ЮАР.

Из ЮАР в Санкт-Петербург: открытие сезона фруктов – 2021
© ТВ БРИКС

На российских прилавках

южноафриканские фрукты

уже почти 30 лет. Во время пандемии рыночная стоимость плодов упала, но своей популярности фрукты не теряли: в эпоху коронавируса «витаминный товар» был у потребителя в почёте. Поэтому поставки остались стабильными.

Антон Крюгер, исполнительный директор Форума экспортеров плодоовощной продукции ЮАР:

«Некоторое время российский потребитель был не готов платить за фрукты цену, установленную до коронавируса. Поэтому стоимость нашего товара была снижена. Но изменение ценовой политики никак не отразилось на регулярности поставок. Действительно, ковид внес некоторые корректировки в нашу стандартную работу, но большинство вопросов решила южноафриканская сторона».

Первое в новом сезоне судно с южноафриканскими фруктами в середине мая пришвартовалось в Санкт-Петербурге. Главные «пассажиры» -

яблоки,

груши, мандарины, лимоны и

грейпфруты.

Ольга Бубнова, корреспондент:

«На борту одного такого судна в Санкт-Петербург приходит 3,5 тысячи тонн свежих фруктов. Груши, яблоки и цитрусовые из Южной Африки доставляют по морю за 21 день».

Это ожидаемое транзитное время из Кейптауна. Чтобы собрать весь грузопоток, фрукты отправляют еще из двух южноафриканских городов: из Дурбана и Порт-Элизабет. В пути - 25 и 23 дня соответственно.

Георгий Кешишян, менеджер отдела фрахтования компании «Балтик Шиппинг»:

«В этом сезоне «Baltic Purple» - первое судно. Это риферное судно, способное в трюмах поддерживать нужную температуру с точностью до полградуса, при этом соблюдая влажность, выхлопы CO2 и обмены».

Рефрижераторные суда идут напрямую, время в пути – гораздо меньше, чем у контейнеровозов, которым приходится останавливаться для перевалки, то есть, проще говоря, перегружаться. Плюс благодаря специальным холодильными установкам лучше сохраняются полезные свойства вкусного груза. В результате потребитель получает фрукты с низкой стоимостью и высоким качеством.

Компания «Балтик Шиппинг»

перевозит южноафриканские фрукты уже 20 лет. На их судах в Россию доставляют более 40 процентов от общего объема сезонных поставок. Если говорить только про цитрусовые, то свыше половины всего витамина C в период с апреля по сентябрь российскому потребителю из ЮАР привозит петербургский оператор.

Георгий Кешишян, менеджер отдела фрахтования компании «Балтик Шиппинг»:

«В зависимости от степени созревания для цитрусовых существует три режима: 3,5°C, 7°C и 8°C. Для яблок -0,5°C. Все эти температурные режимы в обязательном порядке строго соблюдаются, ведется ежедневный отчет, ежечасный отчет с записью на ленте регистрации температуры».

Елена Сахартова, генеральный директор терминала «Морской рыбный порт»:

«Данное судно планируем обработать в течение двух, максимум двух с половиной дней. Очень рассчитываем на регулярность рейсов».

Планируется, что в этом сезоне суда из Южной Африки будут приходить раз в неделю. Со следующего рейса в компанию цитрусов к мандаринам, лимонам и грейпфрутам добавятся

апельсины

- самый популярный южноафриканский товар: летом большинство апельсинов на российских прилавках - из ЮАР.

Георгий Кешишян, менеджер отдела фрахтования компании «Балтик Шиппинг»:

«Сейчас в Южной Африке грузится пароход под названием Cool Eagle, это крупнейший в мире риферный пароход, который может перевозить 342 контейнера плюс в трюмах 7 600 палет. Всего он может брать до 16 тысяч палет».

Палетой называют транспортную тару. В одной палете – 1 100 килограммов свежих южноафриканских фруктов.

Ольга Бубнова, корреспондент:

«Этот витаминный коктейль – основа не только сильного иммунитета, но крепкого торгово-экономического сотрудничества. Треть взаимного товарооборота России и ЮАР составляют фрукты. Российский потребитель «съедает» десятую часть всех плодов, которые Южная Африка выращивает на экспорт».

В 2021-м в России ожидают увеличение импорта на 5 процентов. Во фруктовой отрасли общая тенденция – ежегодный рост минимум на 3 процента. Для сравнения: в 2019-м петербургский оператор привез 164 000 палет с южноафриканскими фруктами, в 2020-м – уже 202 000.

Сесиль Хеппес, советник по политическим вопросам Посла ЮАР в РФ:

«Между Южной Африкой и Россией установилась действительно прочная связь. В следующем году мы отметим тридцатилетие дипломатических отношений. ЮАР уже входит в тройку лидеров по экспорту фруктов в Россию, и мы работаем над расширением торгового сотрудничества».

Фрукты из ЮАР

пользуются постоянным спросом в России. В первую очередь благодаря достойному соотношению цена-качество: в магазинах стоимость южноафриканских фруктов иногда даже ниже, чем у сезонных отечественных. В Южной Африке – высокая культура производства. И другим странам трудно конкурировать с ЮАР в борьбе за российского покупателя.

Владимир Борисенко, почетный консул ЮАР в Санкт-Петербурге и Ленинградской области,

генеральный директор компании «Балтик Шиппинг»:

«Мы давно работаем с нашими южноафриканскими партнерами. Производители фруктов – они по темпераменту не сильно отличаются от русских деловые люди, которые очень ценят надежность и порядочность, я бы сказал так».

Важность этих качеств при работе с зарубежными партнерами подчеркнули и на пресс-конференции, посвящённой первому в этом сезоне судну с фруктами из Южной Африки. Эксперты обсудили потенциал увеличения взаимного товарооборота России и ЮАР: об этом говорят с момента исторического

саммита Россия-Африка

, прошедшего в 2019 году в Сочи.

Андрей Хлутков, заместитель председателя комитета по внешним связям Санкт-Петербурга:

«Вопрос сегодня такой на пресс-конференции звучал: а что поставляется на обратном пути? Структура нашего товарооборота с ЮАР говорит о том, что здесь и минеральные удобрения, и бумага, и картон, оптические приборы. И я думаю, что это тоже надо учитывать в выстраивании товарооборота. И конечно мы будем стремиться – поскольку у нас появилось почетное консульство – в целом к увеличению темпов нашей торговли и продвижению не только товаров ЮАР на рынке Санкт-Петербурга, но и товаров Санкт-Петербурга на рынке ЮАР через то самое окно, о котором вы говорите».

Еще один тренд, о котором говорят сегодня в мире транспортных перевозок, – возвращение к маршрутам

Шелкового пути.

Михаил Фатеев, заведующий секцией продовольствия и сельского хозяйства Делового совета Россия-ЮАР:

«Уже сейчас скоростные составы идут из Европы с остановками на территории России дальше в Китай. В эту систему не включены фрукты. С учетом того, что южноафриканцы поставляют свои фрукты вне сезона в Европу и в Россию, а также в Китай, то вырисовывается схема поставки фруктов в Санкт-Петербург, часть забирает Россия, а дальше по железной дороге они идут в Китай».

Пока это – не вопрос ближайших месяцев, но, по словам

Михаила Фатеева,

план обязательно будет реализован. И тогда «делить апельсины» между странами «большой пятёрки» станет намного проще.

Ольга Бубнова, TV BRICS.