Войти в почту

Самогонный аппарат вне закона

В докладе на имя президента Путина он заявил о низком качестве самодельного алкоголя, который к тому же заметно потеснил легальную продукцию.

Самогонный аппарат вне закона
© Мир новостей

КОНКУРЕНЦИЯ ЛЕГАЛЬНЫМ НАПИТКАМ

В защиту своей инициативы Борис Титов приводит очень простые аргументы: по данным Союза производителей алкогольной продукции, на долю легальных напитков приходится менее 70% всего рынка. Это значит, что 30% того, что выпивают граждане страны, производится кустарным способом. По данным того же исследования, на юге страны почти половина спиртного - контрафакт, на Дальнем Востоке только одна из десяти бутылок попадает на стол выпивающих законным способом. Но самое главное было сказано в самом конце доклада - за последние пять лет потери производителей достигли 1,35 млрд литров.

Сразу после этой новости в Сети появились многочисленные комментарии: люди вспомнили сухой закон времен Михаила Горбачева, начавшийся с тотального запрета на продажу горячительных напитков. Большинство авторов предположили, что былые времена возвращаются. Но так ли это?

Сегодня речь идет вовсе не о борьбе с зеленым змием, а о том, чтобы его стало еще больше. В докладе, который приготовил аппарат бизнес-омбудсмена Титова, присутствует такая инициатива: зафиксировать ставку акциза на алкогольную продукцию на три года. Приводятся такие цифры: в 2017-2019 годах, когда ставка акциза оставалась неизменной, объем легального производства водки вырос на 5%, а поступления в бюджет увеличились на 7%. В 2020 году ставку увеличили. Легального алкоголя сразу стало на 5% меньше, а акцизные поступления в бюджет сократились на 4%.

Бизнес-омбудсмен требует смягчить ограничения по лицензированию розничных продаж алкоголя и легализовать интернет-торговлю этой продукцией. Он утверждает, что в России работает более 560 тыс. магазинов, торгующих продуктами питания, однако из них только 219 тыс. имеют лицензию на продажу алкоголя. Из 160 тыс. сельских населенных пунктов 45% не имеют магазинов с лицензиями, и их жители вынуждены пить самогон. Согласно этой логике, сельские магазины в будущем должны быть загружены легальным спиртом. В своем докладе Титов предлагает облегчить и развить официальное производство горячительных напитков, организовать упрощенную и удобную торговлю ими, а конкурентов, то есть самогонщиков, ликвидировать. Это не имеет ничего общего с реформами Михаила Горбачева.

ЭТО ХОББИ НЕ ЗАДУШИШЬ, НЕ УБЬЕШЬ

Самогонщиков действительно стало больше, но утверждать, что именно они занимают значительную часть рынка как минимум нелепо. Мы поговорили с хозяином небольшого магазина, торгующего всем необходимым для этого процесса. Алексей Петренко признал, что покупателей у него достаточно.

«Тех, кто гонит второсортное пойло на продажу, очень мало. В крупных городах, где огромный выбор алкоголя в магазинах, это вообще невыгодно. В основном к нам приходят эстеты, знатоки, любители экспериментировать. Для них самогоноварение - хобби и даже творчество. Кто-то ищет древние рецепты, кто-то осваивает напитки малых народов. И уж, конечно, ни о какой массовой продаже его не идет речь», - говорит Петренко. При этом он признает, что в последнее время среди покупателей появилось немало новичков. «Кто-то хочет сэкономить. Сейчас бутылка водки сомнительного качества в магазине меньше 250 рублей не стоит, а производство такого же объема хорошего алкоголя в домашних условиях обойдется максимум в 50 руб­лей», - подсчитал Петренко.

Несколько другая ситуация в сельской местности. Там некачественный алкоголь продается едва ли не в большинстве магазинов. «В регионах больше покупают самогона там, где много суррогата, потому что люди не хотят умирать от паленого алкоголя. Пытаются защитить себя от метанола, вызвавшего массовое отравление в 2016 году в Иркутске. Люди не доверяют магазинам и хотят сами производить алкоголь», - утверждает руководитель проекта «Трезвая Россия» Руслан Хамзаев. Он считает, что проблема, озвученная в докладе Бориса Титова, сильно преувеличена: на самогонных аппаратах невозможно сделать даже 2% рынка нелегального оборота алкоголя. Этот рынок составляет миллионы и миллионы декалитров ежегодно.

«Это было, есть и будет всегда. До революции, в советской России, в постсоветской стране люди занимались изготовлением домашнего алкоголя. Это было и остается неким хобби, аналогичным, например, охоте или изготовлению собственного варенья», - уверен доктор экономических наук Никита Кричевский. Не может не понимать таких вещей и Борис Титов, который сам является виноделом-энтузиастом, но интересы бизнеса в этом случае явно оказались сильнее здравого смысла.

Наталья Пуртова.

Фото: ADOBE STOCK