Пицца-убийца и педофил с сэндвичами: как реклама еды сводит людей с ума и заставляет браться за оружие

Что может быть безопаснее и зауряднее рекламы фастфуда или доставки еды? Обычно зрителю рассказывают о прекрасном сервисе, замечательном вкусе и неизменном качестве. Все это сопровождается приятной музыкой и сценами счастья из жизни влюбленных пар, многодетных семей и офисных работников. Однако маскоты некоторых знаменитых брендов бывали причиной самых безумных, драматических и даже криминальных историй. «Лента.ру» рассказывает о том, как реклама фастфуда сводила людей с ума и за что люди ненавидят маскоты известных продуктовых брендов.

Пицца-убийца и педофил с сэндвичами: как реклама еды сводит людей с ума и заставляет браться за оружие
© Lenta.ru

Нойд с пистолетом

30 января 1989 года 22-летний Кеннет Ламар Нойд вошел в ресторан Domino’s Pizza в городе Шамбли, штат Джорджия, достал револьвер и объявил, что работники заведения теперь его заложники.

Нойд потребовал 100 тысяч долларов и белый лимузин в качестве транспорта для побега. Кроме того, он хотел пообщаться по телефону с главой Domino’s. Ошарашенные сотрудники пиццерии попытались связаться с центральным офисом. Состоялся ли разговор Нойда с основателем и главой компании Томасом Монаганом — неизвестно.

Окружившая ресторанчик полиция вступила в переговоры с захватчиком. Как рассказывали позже офицеры, общавшиеся в Нойдом, он был явно не в себе, менял требования и вообще производил впечатление человека, который не очень понимает, что происходит.

В процессе переговоров, например, Нойд пообещал отпустить одного из заложников, если ему принесут экземпляр книги о масонах «Сын вдовы» Роберта Антона Уилсона. Полицейский принес книгу и положил у двери ресторана, но Нойд ее не забрал и заложника не выпустил.

Противостояние длилось более пяти часов и походило скорее на фарс, чем на трагедию, да и разрешилось самым дурацким образом. Нойд проголодался и потребовал, чтобы захваченные сотрудники пиццерии приготовили ему две большие пиццы со всеми возможными топпингами. Когда перед ним поставили пиццу, он положил пистолет на колени и принялся за еду. Заложники этим воспользовались — они просто сбежали. Похититель успел дважды выстрелить, но, как установили позже, не в заложников.

Заголовок газеты: «Domino’s не спаслась от мистера Нойда». Фото: Detroit Free Press February 1st 1989 Issue / NewsPapers.com

Еще какое-то время Нойд отказывался выходить с поднятыми руками, но потом понял, что вариантов у него не осталось. Полиция задержала молодого человека и предъявила ему обвинения в вооруженном нападении и похищении.

Впрочем, почти сразу стало понятно, что Нойд психически болен. Суд признал захватчика невменяемым и отправил на принудительное лечение.

Однако выяснилось, что его поступок был напрямую связан с деятельностью Domino’s, а конкретно — с невероятно популярным в конце 80-х маскотом компании.

Более того, на допросах Кеннет утверждал, что Томас Монаган, глава компании Domino’s, забирался в его дом по ночам и похищал вещи. Безумие настоящего Нойда было очень похоже на одержимость Нойда из рекламы.

Пластилиновое чудовище из 80-х

Для современного молодого человека на Западе, а тем более в России слоган Avoid the Noid (Избегай Нойда) покажется просто забавной игрой слов. Но это не так: в конце 1980-х так называлась одна из самых знаменитых рекламных кампаний на американском телевидении. Ее главным героем, вернее антигероем, был пластилиновый коротышка в красном костюме с кроличьими ушами и большой буквой N на груди, которого звали Нойд. Человек это, пришелец или еще какая неведома зверушка, до сих пор неясно.

Нойд был продуктом своей эпохи с ее страстью по всему яркому, шумному и странному. На запущенном в 1981 году канале MTV грохотали тестостероновые глэм-рокеры, печалились загадочные готы, а между ними плясал черно-белый Майкл Джексон. Молодежь разрисовывала улицы кислотными граффити и стремилась ко всему экстремальному, будь то музыка, спорт или одежда. А рекламщики старались сделать все, чтобы это «экстремальное» поколение как можно активнее выколачивало из родителей деньги на их продукцию.

Нойд появился на свет в 1986 году как новый маскот компании Domino’s Pizza. Его отцом стал прославленный американский аниматор Уилл Винтон. Он создавал пластилиновые мультфильмы, в 1974 году получил «Оскар» за анимационный фильм «Закрыто по понедельникам», а потом еще несколько раз номинировался на эту награду.

Кадр из рекламы с Нойдом. Фото: Ernie Perich / Domino’s Pizza

Нойд тоже был выполнен из пластилина, нравом отличался буйным, проявлял явные признаки паранойи и еще целого букета психических расстройств. Главной его одержимостью стала пицца от Domino’s. Правда, он хотел не отведать знаменитого итальянского блюда, а всеми силами помешать работе курьеров компании.

Новый маскот компании воплощал все неприятности, которые могут случиться с пиццей во время доставки. В первую очередь маркетологи Domino’s стремились доказать, что их продукт всегда добирается до клиента «за полчаса или меньше» — то есть быстрее, чем у конкурентов. Нойд же яростно пытался воспрепятствовать своевременной доставке. В роликах он замораживал пиццу, мял коробки с пиццей, насылал на курьеров ливень, ураган и прочие бедствия. Причем делал он это все максимально эксцентрично, шумно и безумно. Но, конечно же, у злодея ничего не получалось, и доблестные сотрудники доставки всегда привозили пиццу вовремя.

Нойд стал культовым персонажем эпохи. С его участием были выпущены две видеоигры, а позже, в начале 2000-х годов, он появлялся в мультсериалах «Симпсоны» и «Гриффины» как один из символов 80-х

Такой маскот-антигерой не был совсем уж уникальной находкой. McDonald's, например, использовала в похожей роли персонажа по имени Hamburglar (Гамбургерный вор), который старался похитить бургеры из ресторанов. Однако неврастеник Нойд выступал намного ярче и безумнее. Как минимум одного человека он довел до желания схватиться за оружие.

Впрочем, маскоты известных брендов нередко попадали в поле зрения не самых уравновешенных личностей.

Меткий полковник Сандерс

Знаменитому полковнику Харланду Сандерсу, основателю и будущему маскоту компании KFC, однажды довелось поучаствовать в самой настоящей истории с убийством.

В 1930-х годах, когда «куриный» бизнес Сандерса только становился на ноги, его конкуренту, некому Мэтту Стюарту, смертельно не понравилась рекламная стратегия полковника. Сандерс, владевший тогда всего одним рестораном, развешивал рекламу своего заведения по всему городу.

Считавший такой прием нечестным Стюарт закрашивал эти объявления. Во время одной из таких вылазок Стюарта застукали Сандерс и его менеджер. Вооруженный, как оказалось, не только ведром с краской и кисточкой Стюарт выхватил пистолет и начал стрелять. Он убил коллегу полковника наповал. Сандерс, в свою очередь, ранил противника в плечо из пистолета погибшего менеджера.

Его действия были признаны необходимой самообороной, а Мэтт Стюарт получил 18 лет за убийство.

Тем не менее слухи о том, что полковник Сандерс и его коллега первыми набросились на Стюарта, и защищаться пришлось как раз ему, продолжают циркулировать и сегодня. Кроме того, некоторые утверждают, что полковник приплатил суду за срок для обидчика

Учитывая, что ни одного свидетеля тех событий давно нет в живых, история эта так и останется предметом спекуляций.

Полковник Сандерс. Фото: Bob Grannis / Getty Images

Несчастный Рональд

Маскот компании «Макдоналдс» клоун Рональд Макдональд сам стал объектом довольно странного преследования. Во второй половине 2000-х годов ветеран вьетнамской войны Джо Маггард, ставший актером в конце 1980-х, рассказывал, будто именно он играл Рональда во всех рекламных роликах с 1995 по 2007 год, а теперь «Макдоналдс» игнорирует его. Компания признала, что Маггард однажды подменил заболевшего артиста на съемках единственного ролика в середине 90-х, но никогда не был официальным лицом компании.

Вся эта история вряд ли стала бы хоть сколько-нибудь заметной, если бы Маггард не проявлял некоторых признаков психической нестабильности.

В 1998 году его задержали за незаконное скрытое ношение оружия в штате Северная Каролина, а еще через год приговорили к прохождению обязательных курсов по управлению гневом за «домогательства по телефону в образе Рональда Макдональда».

Впрочем, в 2016 году Рональда практически уничтожили другие события и люди. Знаменитое осеннее «нашествие злых клоунов» — когда сотни анонимов принялись наряжаться в клоунские одежды и пугать людей в лесах и подворотнях по всему миру — выбило почву из-под ног самого знаменитого маскота индустрии фастфуда.

Выяснилось, что Рональда многие и раньше считали довольно странным и страшным, а после такой антирекламы его карьера окончательно покатилась под гору

Разумеется, никто главного маскота компании не увольнял, но в рекламных роликах он теперь почти не появляется.

Рональд Макдональд. Фото: Noam Galai / Getty Images

Хищник из подземки

Но самые тяжелые репутационные потери понесла компания Subway, сделав своим официальным лицом и маскотом человека крайне нездоровых наклонностей.

В 2000 году представителем сети закусочных стал Джаред Фогл, который утверждал, что похудел на 111 килограммов, питаясь исключительно сэндвичами Subway. Не ухватиться за такой персонаж компания не могла, особенно учитывая нараставшую в США истерию по поводу здорового питания.

В течение 15 лет Фогл участвовал в рекламных мероприятиях, демонстрируя безразмерные джинсы, которые носил раньше, и даже стал мультипликационным персонажем, продвигавшим вкусные, а главное — полезные бутерброды Subway.

Однако в 2015 году разразился скандал. Фогла обвинили в хранении детской порнографии и совращении малолетних и приговорили к 15 годам тюремного заключения

Компания мгновенно отказалась от любых попыток продвигать свои сэндвичи как средство от ожирения и сконцентрировалась на рекламе свежести продуктов, из которых они приготовлены. Да и вообще попыталась сделать вид, что не очень знает, кто такой этот Фогл.

Джаред Фогл. Фото: David Lodge / FilmMagic / Getty Images

Смерть Нойда и возвращение Нойда

Впрочем, и для Domino’s Pizza история с Нойдом не закончилась в январе 1989 года. После захвата заложников в Джорджии рекламная кампания хоть и понесла некоторые репутационные потери, но осталась на плаву. В 1991 году вышла новая видеоигра с участием безумного маскота. Рекламное время Нойда на телевидении сократилось, но кампания Avoid the Noid продолжилась.

Об инциденте почти забыли, когда Кеннет Ламар Нойд все же нанес своему виртуальному тезке последний удар. 23 февраля 1995 года он свел счеты с жизнью в столице штата Флорида Таллахасси, где прожил три года после принудительного лечения.

Неизвестно, было ли самоубийство Нойда связано с одержимостью рекламой Domino’s или какие-то другие обстоятельства стали его причиной, но кампанию с ушастым безумцем оперативно свернули, и он исчез из поля зрения поклонников на долгие 14 лет.

До 2009 года считалось, что Domino’s распрощалась со своим маскотом навсегда, однако он снова начал мелькать в рекламных кампаниях сети ресторанов. 26 апреля 2021 года злобный ушастый карлик вернулся в полноценном ролике таким же безумным неудачником, каким был 30 лет назад. Сегодня Нойд остается едва ли не единственным маскотом из бурных 1980-х, который вернулся на экраны неизменным. Разве что пластилин заменила компьютерная графика, а враждует теперь Нойд с сервисом беспилотных фургонов-курьеров, запущенным Domino’s в тестовом режиме в Хьюстоне.

Кадр из рекламы с Нойдом. Скриншот: Domino's Pizza / Youtube

Кеннет Ламар Нойд оказался столь же загадочной личностью, как и его визави из телерекламы. Об этом человеке почти ничего неизвестно. Даже годом его рождения указывают то 1966-й, то 1967-й. В некрологе говорилось, что у него остались жена и две дочери. Правда, дочери почему-то носят фамилию Ричардсон, а Кеннет состоял в ветеранской организации «Американский легион», хотя о его службе ничего неизвестно.

Единственное, что можно точно сказать об этом человеке, — он стал причиной, возможно, самой яркой и таинственной истории в тихом и скучном мире доставки пиццы.