«Сабвейгейт»: в сэндвичах с тунцом тунца не обнаружилось
Скандал вокруг сети ресторанов быстрого питания Subway набирает обороты после выхода расследования The New York Times.
Полтора метра сэндвичей с тунцом — столько потребовалось закупить в Лос-Анджелесе журналисту NYT, чтобы подорвать репутацию — или хотя бы поставить под вопрос доброе имя — крупнейшей в мире по числу ресторанов сети быстрого питания Subway. Смесь тунца и майонеза, извлеченную из приобретенных образцов, заморозили и отправили через всю страну в коммерческую лабораторию, где состав начинки проверили на наличие тунцовой ДНК. Делали исследование теперь уже всем известным методом ПЦР — с помощью него можно выявлять не только вирусную рибонуклеиновую кислоту, но и животную дезоксирибонуклеиновую. И оказалось, что в старых добрых сабах с тунцом — которые кто-то ест чуть ли не раз в неделю — тунца не оказалось. А потом уже и анекдотов напридумывали. Вот пародия на рекламу Subway из The Late Show со Стивеном Кольбером:
«В последнее время ходит много разговоров о том, есть ли в наших сэндвичах настоящий тунец. Теперь, на 55-й год существования компании, настала пора признаться. Вы нас раскусили — в наших сэндвичах содержится человечина. И мы объявляем акцию! Купи один 30-сантиметровый человеческий сэндвич и получи второй с 50-процентной скидкой. Вот это выгода — вне зависимости от начинки! Да и что беспокоиться, пока вы не разгадали рецепт нашего сырного соуса. Сабвей — ешь свежее! Мясо».
На самом деле, уверенности в том, что тунец в сэндвичах отсутствует, пока нет. Как указывает сама NYT, в результате переработки и нагревания ДНК рыбы могла быть полностью разрушена, что и стало причиной отрицательного ПЦР-теста на тунца. Это понимают и авторы коллективного иска против Subway, который был подан в Калифорнии — обновленная позиция истцов состоит в том, что в сэндвичах нет «стопроцентно возобновляемого выловленного полосатого и желтоперого тунца», как заявляла сама компания. Тем не менее, в теории нельзя исключать и подмены рыбы, комментирует исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин:
Александр Фомин исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка «Раньше такого не было, чтобы в таких крупных сетях общепита занимались подменой рыбы, хотя теоретически понятно, что это возможно. Учитывая, что это же филе тунца, то есть оно без костей, плюс оно после переработки теряет цвет, и становится не красным, а белым, то теоретически можно положить все, что угодно, начиная от минтая и заканчивая треской. Вообще тунец — это одна из самых дорогих рыб. Более того, сами виды тунца — разные по цене: от 1200 примерно рублей за килограмм до нескольких тысяч долларов за килограмм. А минтай, условно говоря, филе, допустим, стоит 250 рублей. Поэтому если из этого тунца делается фарш, перемалывается, добавляются вкусовые добавки типа лука, еще какие-то специи и так далее, то, теоретически, неискушенный потребитель просто будет чувствовать вкус рыбы и чувствовать вкус соусов и пряностей, все».
Сама компания обвинения категорически отвергает. Как сообщил NYT представитель Subway, в рестораны поступает «100-процентное приготовленное мясо тунца, которое попадает в свежие сэндвичи и салаты, чтобы ими могли насладиться гости». В случае поражения в суде компанию могут обязать выплатить компенсацию за каждый проданный сэндвич с фиктивным тунцом.