Сезонный фактор

Овощное ралли
© АГРОXXI

Рост цен и в самом деле был беспрецедентным. По данным Росстата, цена на свеклу выросла на 35,3%, на белокочанную капусту — на 25,2%, на морковь — на 18,8%. По другим источникам, овощи подорожали не на десятки процентов, а в разы. Например, по оценке исполнительного директора Союза участников рынка картофеля и овощей Алексея Красильникова, в Московской области килограмм свеклы в сравнении с прошлым годов подорожал с 11-12 рублей до 60 рублей, картофель – с 16-17 до 27 рублей. В других регионах, например, в Свердловской области, в торговых сетях продавали морковь по цене 100 и более рублей за килограмм.

Однако, в правительстве эту ситуацию как чрезвычайную не оценивали. Министерство сельского хозяйства в официальном заявлении отметило, что текущий рост цен на овощи в России - обычные сезонные колебания. В аппарате вице-премьера Виктории Абрамченко, отвечающую в том числе и за сельское хозяйство, полагают, что цены на овощные культуры снизятся, как начнется сбор нового урожая.

Впрочем, даже самый общий анализ ситуации убеждает, что дело не только в сезонных колебаниях цен. Площади под овощными культурами в последние года постоянно сокращаются.

Планы и площади

По мнению отечественного Минсельхоза, ситуация с производством овощей стабилизируется. В этом сезоне Министерство ожидает увеличение производства картофеля на 5% - до 7,15 миллионов тонн, моркови — на 19,5% - до 978 тысяч тонн. Однако, эти оптимистичные прогнозы разделяют далеко не все участники рынка. Причин для этого несколько. Одна из них – стабильно снижающиеся площади под овощными культурами. По данным Росстат, площади под овощными культурами открытого грунта снизились с 744 тысяч га в 2000 году до 512 тысяч га в 2020 году. Некоторое увеличение посевных площадей в 2021 году вряд ли принципиально изменит ситуацию.

Еще одним фактором, который влияет на ситуацию в российском овощеводстве, становится изменение структуры производителей. Довольно долго в России основное производство картофеля и овощей было сосредоточено в фермерских и личных хозяйствах населения. Крупным сельхозпроизводителям оставалось снабжать овощами городских жителей. Но ситуация стала меняться. По оценке Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, в 2000 году личные хозяйства производили 74% всех овощей в России, а к 2019 году уже только 55%. Если тенденция не изменится, то к 2025 году доля личных подсобных хозяйств в общем производстве овощей может снизиться до 50%. И это означает, что крупным агрохолдингам, производящим овощи, придется работать на обеспечение не только жителей мегаполисов, но и небольших городов и даже деревень.

Плюс – расходы, минус - маржа

Сокращение площадей под овощными культурами в средних и мелких хозяйствах происходит из-за нескольких причин. Одна из них – постоянный рост себестоимости производства из-за увеличения цен на удобрения, ГСМ и сельхозтехнику.

С самого начала 2021 года тема роста цен на удобрения была в центре внимания всех, кто связан с сельским хозяйством в России. Он оценивался в зависимости от вида в 20-70%. Современные технологии выращивания овощей напрямую зависят от количества применяемых на полях удобрений. Например, в выращивании картофеля количество удобрений, вносимых на один гектар, составляет в среднем 461 кг. Понятно, что в такой ситуации сельхозпроизводитель оказывается в условиях сложного выбора: либо сокращать применение удобрений и снижать урожайность, либо сохранять количество удобрений и увеличивать издержки.

Известно, что большая часть удобрений производится в России. Но многочисленные обращения сельхозпроизводителей о замораживании цен или принятии каких-либо других мер ценового регулирования на внутреннем рынке остаются безрезультатными. Заявления о том, что ситуация находится под контролем, мониторинг цен осуществляется постоянно, что обсуждаются меры по стабилизации рынка, на реальное положение дел не влияют.

Если добавить к этому рост цен на ГСМ (не менее 10% с начала года), сельхозтехнику, становится понятно, что издержки сельхозпроизводителей, в том числе тех, кто выращивает овощи, снова выросли. Крупные агрохолдинги еще могут нивелировать разницу между издержками и доходами за счет получения государственных субсидий. Для фермеров и частных производителей это почти невозможно. Несвязанную погектарную субсидию, например, получают не более 25% фермеров. При этом закупочные цены на выращенные овощи, растут крайне медленно. Например, сельхозпроизводители в последние годы продать морковь дороже 5-10 рублей за кг не могут. Такие «ценовые ножницы» и вынуждают аграриев переходить на более маржинальные культуры. А дефицит овощей отечественного производства покрывается за счет импорта.

Урожай и приоритеты

Придется ли нынешней осенью и зимой снова тратить бюджетные деньги на закупку свеклы, моркови и картофеля? Придется. В каком количестве - сказать точно пока сложно. В некоторых российских регионах погода не помешала вырастить хороший урожай ранних овощей. Например, в Ставропольском крае, в Ипатовском округе средняя урожайность раннего картофеля составила 410 центнеров с гектара. А всего в Ипатовском округе под урожай 2021 года в сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах занято 5400 гектаров.

В Ростовской области из-за дождей во многих хозяйствах посевная кампания продолжалась до начала июня, хотя традиционно она завершается не позднее 10-20 мая. К концу мая в этом южном регионе обычно уже копают ранний картофель, а в этом году культура только подошла к фазе бутонизации. Сдвинутся сроки уборки и других овощей в открытом грунте.

Эксперты Картофельного союза также говорят об отставании по срокам посадки овощей во многих регионах. Но при этом отмечают: посадка культур проходила в благоприятных условиях, а это значит, что урожай может быть высоким. В Национальном союзе производителей плодов и овощей (Плодоовощном союзе) также полагают, что несмотря на более поздние сроки посадки, урожай овощных культур в этом году может быть богатым.

Но даже потенциально высокий урожай овощей в открытом грунте лишь временно изменит ситуацию. Принципиальное решение лежит в другой плоскости. Морковь, картофель, свекла не являются экспортоориентированными культурами отечественного агробизнеса. И при заявленном курсе на увеличение экспорта сельхозпродукции, овощи открытого грунта, видимо, не рассматриваются как приоритетные культуры. Хотя насытить российский рынок отечественными овощами открытого грунта, обеспечить их хранение и реализацию по разумным ценам вполне реально. Нужно просто правильно расставить приоритеты.

Лариса Южанинова

При подготовке статьи использована информация Минсельхоза РФ, Росстата, Картофельного Союза, Национального Союза производителей плодов и овощей, Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка