Войти в почту

Конфеты и шоколадки из сои делать будут - это уже не фантазии

Российские производители конфет намерены упрощать рецептуру выпускаемой продукции в связи с резким взлетом цен на ряд необходимых ингредиентов. По их утверждению, удорожание растительных жиров (включая тропические масла), какао-бобов, муки и сахара, а также упаковки уже подняли себестоимость производства как минимум на 30%.

Конфеты и шоколадки из сои делать будут - это уже не фантазии
© Свободная пресса

Из-за этого ценники на отдельные виды конфет, и в первую очередь те, которые содержат сложные начинки (пралине, фруктовое желе и так далее) в магазинах уже достигли отметки в среднем около 350 рублей за килограмм. Для основной массы потребителей такого товара это по очевидным экономическим причинам неприемлемо, они готовы продолжать его покупать лишь в том случае, если ценовой диапазон не превышает отметки в 300 рублей за килограмм.

Да и розничные сети сами настаивают на том, чтобы кондитеры поставляли им конфеты «проще и дешевле», потому что сейчас наибольшим спросом у них пользуется либо то, что продается со скидками по акциям, либо то, что и так дешевле всего остального.

Чтобы кондитерская продукция соответствовала новому покупательскому и ритейлерскому спросу, необходимо ее переформатирование, в частности – упрощение части рецептуры, чтобы вернуться в диапазон цен до 200 рублей за 1 килограмм, заявил порталу РБК генеральный директор «Эссен Продакш АГ» (выпускает конфеты под марками «35», «ДаЁжъ», Cho Ko-Te, «Q») Леонид Барышев. По его словам, например, жиросодержащая начинка может быть заменена на влагосодержащую — желейную, молочную, помадную. Кроме того, в конфетах может измениться содержание жиров, более дорогие предлагают заменить на более дешевые.

Некоторые другие игроки отрасли также согласились с тем, что в нынешней ситуации необходимо либо повышать цены на свою продукцию при сохранении рецептуры, либо выводить на рынок более дешевые, но вместе с тем и более простые по составу продукты.

Что же, в наших магазинах уже давно особо не наблюдается приличного хлеба, приличного молока, приличных рыбных консервов. Теперь, по всей видимости, не будет видно еще и приличных конфет. Неужели с этим ничего нельзя поделать?

- Я внимательно ознакомился с теми доводами, которые приводят в СМИ наши кондитеры, и с удивлением обнаружил, что они почему-то ничего не говорят про сою, – подчеркнул, комментируя эту ситуацию по просьбе «СП», председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. – Это довольно странно, потому что существует довольно много технических условий, согласно которым, например, добрую треть того же какао-масла можно заменять этим ингредиентом, причем в достаточно широком ассортименте изделий. И, по моему глубокому убеждению, пока соя не начнет взрывными темпами дорожать, каких-то сильно заметных изменений в себестоимости конфет не произойдет.

«СП»: - Тогда почему кондитеры, действительно, ничего не говорят про сою? Уж не пытаются ли они просто разговорами об удорожании пальмового масла и прочих составных частей оправдать желание поднять цены на свою продукцию в целях сохранения прибыли?

- На мой взгляд, здесь имеет место торговая война между поставщиками и производителями с одной стороны и розничными сетями – с другой. Просто полем сражения в ней все чаще становятся страницы прессы. Таким образом, я полагаю, на ритейлеров просто пытаются оказать давление с тем, чтобы они работали с поставщиками и производителями по более приемлемым для последних позициям. Мол, смотрите все, какая ситуация складывается, если цены на конфеты пойдут вверх, или их качество будет снижаться, мы, кондитеры, не виноваты.

Понятно, что продавцы всегда стремятся к низким закупочным ценам, но вопрос, как мне думается, нужно решать принципиально несколько иначе.

«СП»: - Каким же образом?

- Чтобы конечная стоимость конфет для покупателей стала более низкой или хотя бы не повышалась, нужно разговаривать не об упрощении рецептуры, а немного о другом. Например, о такой простой и очевидной вещи, как снижение и нормирование торговой наценки. Предположим, если наценка розничных сетей на те же конфеты составляет 100%, то ее нужно опустить до уровня, скажем, 20%.

«СП»: - И как вы полагаете, могут розничные сети «прогнуться» под кондитеров на фоне их угроз об удешевлении рецептуры, чтобы сохранить покупателей?

- Торговые сети вполне могут пойти, так сказать, от обратного, и сказать – не хотите по нашим условиям работать, не вопрос, мы найдем более сговорчивых кондитеров. Благо, производителей конфет сейчас довольно много – те же «объединенные кондитеры», например, еще целый ряд других объединений. Правда, ко многим из них с вопросами качества выпускаемых товаров подходить бесполезно, они на эту тему попросту говорить отказываются.

«СП»: - Но, получается, при любых раскладах перспективы для любителей конфет отнюдь не радужные. В любом случае они рискуют увидеть сначала пустые полки или запредельные ценники, а потом – товары куда более низкого качества, чем теперь.

- Я думаю, так и пойдет процесс постепенного изменения рецептуры конфет. Все меньше и меньше в них будет какао, и все больше – сои. Допускаю, что попутно, например, будет меняться их вес, а точнее, в их составе появятся более тяжелые, и вместе с тем – более дешевые, ингредиенты. Одним словом, технологи придумаю, куда и как налить воды.

«СП»: - То есть если мы сейчас с грустью вспоминаем конфеты времен СССР, то спустя недолгое время нам придется с грустью вспоминать о том, какими, оказывается, хорошими были нынешние российские конфеты?

- У меня есть предчувствие нехорошее, что вскоре мы вообще очень многое будем с грустью вспоминать.

«СП»: - А почему бы, кстати, правительству не пойти на субсидирование кондитерского производства? Или его уже не вытянуть, коль скоро на субсидиях кабмина у нас уже сидят производители хлеба, молока, металлов и прочего?

- Я, признаться, вообще не понимаю логику правительственного субсидирования производителей. На мой взгляд, субсидировать надо матерей с детьми. А уж они, уверяю вас, в свою очередь отлично просубсидируют через розничные сети тех же кондитеров, да и не только их. Но проблема заключается в абсурдной логике наших монетарных властей, которые сначала изымают деньги у бизнеса, а потом ими же пытаются что-то там простимулировать. А между тем людям не хватает денег на лекарства и еду, причем все чаще очень опасную для здоровья.

Вот и думай после этого – либо в этой алогичной ситуации кроется какой-то глубокий и многоходовый умысел, либо это все же просто, мягко говоря, абсолютная умственно-экономическая ограниченность.

Но, в конце концов, если мы плохо играем в футбол, то нанимаем же для улучшения положения нашей сборной иностранных тренеров вроде Гуса Хиддинка. Ну так давайте уже пригласим по аналогии зарубежных экономистов к управлению страной, коль скоро у наших уже добрый десяток лет все никак не получается вытащить страну. Зачем продолжать мучиться-то?