Энергетическая атака: в России снова взялись за тонизирующие напитки
Лето с обилием свежих овощей и фруктов на прилавках — это на самом деле время, когда люди съедают тонны вредных продуктов. Одни едут на дачу и берут с собой лапшу быстрого приготовления. Другие отправляются в долгие путешествия и всей семьёй переходят на пару недель на фастфуд. Портят статистику и дети на каникулах, которые без присмотра родителей налегают на чипсы, запивая их литрами газировки. До 10 процентов летнего оборота малого бизнеса приходится и на безалкогольные тонизирующие напитки, говорят эксперты. Банка энергетика в жару порой заменяет не только утренний кофе, но и полноценный обед и ужин.
58 «уставших» регионов
Изучить влияние тонизирующих напитков на организм человека в очередной раз предложили в Совете Федерации. С такой идеей в Торгово-промышленной палате выступил первый заместитель председателя Комитета палаты регионов по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. Сенатор отметил, что под особым контролем властей находятся увеличение продолжительности жизни россиян, популяризация здорового образа жизни и повышение качества и безопасности продуктов, поэтому только во время пандемии в стране приняли около 20 законов, регулирующих продовольственный рынок.
А вот федерального закона об энергетиках, который обсуждается уже не первый год, в России нет. Кому продавать безалкогольные тонизирующие напитки и стоит ли это делать, сейчас решают регионы. Уже 58 субъектов ограничили или запретили энергетики.
«Самые строгие запреты — в Чечне и Тыве, — рассказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Круглый. — А в Орловской области продажа энергетиков ограничена детям до 18 лет».
Отсутствие единой позиции центра и регионов связано с недостатком информации, считают в Совете Федерации. Поэтому там предложили обсудить «влияние безалкогольных тонизирующих напитков на здоровье человека, текущее положение дел на российском рынке таких напитков и мировой опыт ограничений реализации энергетиков», отметил Митин. Его слова приводит сайт палаты регионов.
4,25 литра бодрости на человека
По оценкам издания BusinesStat, продажи энергетиков в России будут стабильно расти до 2024 года и в итоге дойдут до 621 миллиона литров в год, что на 22 процента выше показателей 2019 года. В пересчёте на население России — это 4,25 литра, или 17 банок, тонизирующего напитка на человека в год. Много это или мало — до сих пор спорят врачи, потребители, производители и власти.
Так, Институт питания в 2020 году сравнил содержание кофеина в различных видах кофе, чая и тонизирующих напитков. Получилось, что в банке энергетика его менее 100 миллиграммов, а в одной чашке чая или кофе — более. В итоге вклад энергетиков в общее потребление кофеина россиянами составил около двух процентов.
При этом доля потребления сахара с энергетиками составила примерно один процент, рассказал «Парламентской газете» председатель Союза потребителей Пётр Шелищ, который также присутствовал на встрече в Торгово-промышленной палате. По его мнению, эти данные не могут быть основанием для запрета этого или любого другого продукта, ведь по Конституции так можно поступать только в определённых случаях, например при угрозе здоровью населения.
«Важно понимать, что любой продукт, разрешённый в пищу, не может быть ни вредным, ни полезным сам по себе. Его польза или вред определяются количеством, в котором он потребляется, и зависит от индивидуальных характеристик потребителя, например здоровья», — сказал Шелищ.
С этим не согласен заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья врач Николай Говорин. Тот же кофеин рассчитывался на банку энергетика. Но подростки порой выпивают пять-шесть банок тонизирующих напитков.
«Представьте себе, что такое шесть чашек кофе на ночь для подрастающего организма, — сказал депутат «Парламентской газете». — Сегодня врачи-кардиологи всё чаще сталкиваются с нарушениями сердечного ритма у подростков. К таким последствиям в том числе может привести передозировка кофеина. Ещё один постоянный компонент энергетиков — таурин, злоупотребление которым может провоцировать психические нарушения».
Психология поведения подростка базируется на отрицании авторитетов, поэтому запретить ему пить энергетики весьма сложно. Именно поэтому важно проанализировать вред таких напитков, в первую очередь для защиты детей, считает депутат.
Опасные курица, снеки и шоколад
Ограничения и запреты продаж не только энергетиков, но и других вредных продуктов есть во многих странах. Например, в Великобритании нельзя торговать курицей, обработанной хлором. В Канаде — картофелем фри и чипсами с синтетическим заменителем жира. А в Канаде, Дании и Швейцарии — продуктами с трансжирами.
Кроме опасных продуктов есть ещё и вредные, например кофе, шоколад, масло, снеки, фастфуд или газировка. Их продажи в разных странах пытаются сократить за счёт увеличения налогов на производителя.
В разных государствах сегодня есть и ограничения или запреты, касающиеся тонизирующих напитков. Где-то их не продают несовершеннолетним, а, например, в отдельных штатах в США энергетики полностью запрещены, рассказал Владимир Круглый. И в России тоже надо запретить продажи тонизирующих напитков подросткам, считает сенатор. Кроме того, логично было бы ограничить их продажу отдельным работникам, например водителям.
«Такие напитки бодрят только на время, после чего развивается обратный эффект и усталость становится больше, что очень опасно на дороге. При этом тонизирующие напитки — один из самых популярных товаров на любой заправке», — отметил парламентарий.
Красная маркировка, мелкая тара и заманиха
Сегодня в мире известны сотни натуральных природных «энергетиков», которые повышают тонус психической активности. Это женьшень, лимонник, заманиха, напомнил Николай Говорин.
«Конечно, если мы говорим о взрослом человеке, он вправе сам решать, что ему употреблять. При этом население необходимо информировать о возможных последствиях тонизирующих напитков, таких как гипертонический криз и так далее», — отметил депутат.
Все решения, а особенно запреты или ограничение продаж того или иного продукта, должны приниматься на основе детальных исследований.
С коллегой согласен и Владимир Круглый. Сейчас на полках магазинов есть продукты с зелёными этикетками, которые говорят об их полезности. Почему бы не появиться товарам с красными этикетками, которые бы предупреждали о возможном вреде того или иного продукта, считает сенатор.
Предложения, как отрегулировать рынок в пользу здорового питания, есть и у предпринимателей. Те же производители энергетиков готовы договариваться о размере тары — скажем, не более 250 миллилитров, рассказал «Парламентской газете» президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов.
«При этом все решения, а особенно запреты или ограничение продаж того или иного продукта, должны приниматься на основе детальных исследований, — отметил ритейлер. — А порой это делают на основании информации в Интернете. По такой логике можно запретить что угодно».
Именно потому, что насчёт энергетиков есть разные точки зрения, и необходимо дополнительное исследование, считает Владимир Круглый. «Нужно изучить ситуации, когда такие напитки предположительно были причиной отравления или аллергии, проанализировать случаи госпитализации и так далее», — пояснил сенатор.