«Адское пойло ядовито-зелёного цвета»: 10 калининградских заведений, которых больше нет
В конце июля кафе «Солянка» выставили на продажу за 98 миллионов рублей. Останется ли здесь точка общепита? «Клопс» вспомнил десяток калининградских заведений, которые исчезли с карты города.
1. Кафе «Рита»
Московский проспект, 76А.
Когда-то здесь находилось немецкое газоубежище, а потом открылось кафе, ставшее легендарным — владелец назвал его в честь своей жены.
«Когда была маленькая, мы жили рядом. Водил меня в «Риту» двоюродный брат, когда получал зарплату. Помню очень вкусные пельмени с бульоном. Интерьер был довольно простой: розовые стены, столы со скатертью, на столе — цветы в вазе», — рассказывает Татьяна Коблова.
Популярную в 90-х «Риту» снесли 11 лет назад ради строительства второго эстакадного моста. Эксперты выступали против, а завсегдатаи писали петиции.
2. «Космос» — «Огонёк» — «Лошадь»
Леонова, 64. пр. Мира, 74пр. Мира, 57-59
В 1980-х в Калининграде, не избалованном современными питейными заведениями, появился особый треугольник: так называли район проспекта Мира, где открылись сразу три бара.
Крошечная «Белая лошадь» разместилась в торце здания, примыкающего к ограде парка Калинина, напротив неё распахнул двери «Огонёк», а на углу с Леонова открылось кафе «Космос». Вспоминает Анастасия Кондратьева:
В «Огоньке» давали что-то вроде глинтвейна в чайниках. Экзотика! В этом бермудском треугольнике мог заплутать любой, в чьих карманах шуршала хоть какая-то наличность.
«В «Белой лошади» я впервые попробовала ликёр «Шартрез» — адское пойло ядовито-зелёного цвета, а в «Космосе» мы тусовались своей журналистской «богемой». По-моему, там ещё делали молочные коктейли». Сейчас в этом месте торгуют товарами для животных.
3. Кафе «Огни Москвы»
Московский проспект, 121А.
В 1983-1985 годах калининградца Павла Будникова, тогда ещё ребёнка, кто-то из родни раз в неделю водил в кафе.
«Был у моих родственников по мужской линии такой ритуал: забрать ребёнка из детского садика и заглянуть в бар. Дедушка особого пафоса не любил, но отличался почти кантовской пунктуальностью. Каждый понедельник, сразу после тихого часа, он забирал меня, чтобы пропустить стаканчик в кафе «Холодок».
Продавщице особо не нужно было объяснять, что два по 150 — это мороженое с сиропом мне и водка с компотом ему».
Отец Паши предпочитал молодёжные заведения вроде «Огней Москвы»: с одной стороны — кулинария, с другой — ресторан и бар. Основной зал располагался на втором этаже: «Красная кожа и зеркала в гардеробе. Тёмный зал, приглушённый свет. Чёрные кресла. Мне казалось, что там бывают только «свои» люди. Папа знал всех, сидели обычно компаниями по 5-6 человек. Столиков было немного, они никогда не пустовали».
Обычно парню доставался пломбир, его папе — коньяк с лимоном. «Ещё там готовили различные коктейли. Мне даже презентовали маленькую книжечку с рецептами. Для меня она была своеобразным загранпаспортом, визой в красивую западную жизнь», — по словам калининградца, сборник рецептов привёз один из моряков вместе с бутылкой экзотичного для тех времен «Амаррето Дисаронно».
Павел предполагает, что один из коктейлей дал название заведению: шампанское, коньяк и клюквенный сок в равных долях. В начале 90-х кафе закрылось.
4. Ресторан «Валенсия»
площадь Победы, 1.
Некогда самый престижный ресторан Калининграда открылся на первом этаже городской мэрии в 1994-м. В 2005 году, во время подготовки к 750-летию города, отобедать здесь приглашали Германа Грефа, но тот, как писали «Известия», отказался.
Помимо деловых встреч в «Валенсии» праздновали шикарные свадьбы и выпускные, гуляли на корпоративах. Подавали тут блюда европейской кухни, преимущественно испанской: филе судака, королевские супы из угря и лосося, суфле из сёмги.
«Это было место для очень состоятельных людей, обстановка располагала. Среднестатистический горожанин туда попасть не мог. Даже трудно вспомнить цены — таких денег у меня не водилось», — рассказала калининградка Виктория Любимова.
Изжила себя «Валенсия» к 2009 году. После неё «Ла Плас» пытался соблазнить калининградцев кухней с итальянским акцентом, в 2015 году помещение занял «Папа на кухне» — проект ушёл через несколько лет, освободив место сначала «Вилле Ченто», затем «Ресто-Престо», а теперь и «Королевскому пекарю».
5. Трактир «Разгуляй»
площадь Победы, 4;Советский проспект, 13;улица Батальная, 17а.
Три точки в городе объединяла «сельская» стилистика, посетителей угощали традиционными русскими и европейскими блюдами. Калининградку Юлию Виноград в «нулевых» туда водила бабушка. Формат был эдакой смесью столовой и шведского стола: на кассе платили по весу.
«Для детишек был целый уголок: можно было поставить мультики, повозиться с игрушками или потискать живность», — вспоминает Юлия.
По выходным пятилетняя девочка обязательно лакомилась консервированными персиками и ананасами под взбитыми сливками — но только после «котлет с гарниром, которые тоже трескала с удовольствием».
В «Разгуляе» на Советском от посетителей тоже не было отбоя, вспоминает калининградка Анна Купцова — она работала в трактире поваром.
«По выходным — полная посадка, очень много банкетов. Место было культовым: прекрасная кухня, весёлый и дружелюбный коллектив, по вечерам играла живая музыка».
Сегодня на месте «Разгуляя» на Советском работает ресторан армянской кухни.
6. Развлекательный комплекс «Вавилон»
Улица Дмитрия Донского, 19.
20 лет назад это было культовое место. Сыграть в «американку» и покатать шары в боулинге приходили гости постарше, дети открывались на игровых автоматах. А после все дружно закусывали пиццей, вспоминает калининградка Елизавета Тяжкороб: «Мы были школьниками из Мамоново, для нас каждая вылазка была настоящим праздником».
В 2017-м развлекательный комплекс закрыли на реконструкцию. Ожидалось, что место ждёт глобальная перезагрузка, однако вместо этого «Вавилон» разделили между спортивно-оздоровительным комплексом и рестораном.
7. Кафе «Снежинка»
Ленинский проспект, 27.
В советские 60-70-е у калининградцев не было особого выбора для похода «в люди», уверяет 71-летняя Тамара Дударева. В прибалтийских Риге и Таллине первые этажи ловко приспосабливали под кафе, в Калининграде одним из самых известных кафе в жилом доме была «Снежинка». Там посетителей угощали салатами, десертами и выпечкой.
«У меня муж ходил в море. Каждый раз скучал по мороженому — ходили в «Снежинку». Там в простые металлические креманки клали шарики и шоколадного, и белого. Можно было полить сиропом или посыпать тёртым шоколадом. Муж брал сколько влезет», — рассказывает пенсионерка.
В «Снежинке» цены не кусались, потому туда часто забегали студенты и молодые родители. По словам Тамары, интерьер ничем особенным не выделялся: в зале голубых тонов стояли металлические столы и стулья, с двух сторон стояли кассы, к которым «всегда тянулись очереди». В заведении пытались играть с морской тематикой — для украшения использовали канаты.
Кафе давно закрылось, на его месте поселились магазины.
8. Кафе «Пингвин»
Ленинский проспект, 93.
В советские годы детское кафе «Пингвин» пыталось тягаться со «Снежинкой», что находилась по другую сторону «эстакадки». Горожане, правда, первенство по «вкусноте» отдавали конкуренту, писала «Комсомольская правда — Калининград».
Три шарика простого пломбира здесь можно было полить сиропами разных вкусов, подавалась красота в металлических креманках на ножках. Но прославился «Пингвин» благодаря пирожным «картошка».
К 2008-му дела пошли под откос, помещение выставили на продажу. На месте «Пингвина» сначала открылся суши-бар, а после — ресторан.
Было в советские годы ещё одно культовое заведение — ресторан «Русский чай» на пересечении Черняховского и Сергеева. Определить его можно было по соответствующему памятнику: высокому столбу с рубленным под русскую избу основанием. Мы рассказывали, как там отжигали калининградцы.