Российские историки выяснили, что Борис Годунов родился 2 августа 1552 года по старому стилю. До сих пор дата его появления на свет была известна лишь с точностью до года. Найти ответ на давно мучавший историков вопрос помогло изучение воспоминаний секретаря посольства Священной Римской империи Георга Тектандера, которые до этого переиздавались много раз и были переведены на русский язык еще в XIX веке. Результаты представлены в журнале Studi Slavistici.
Борис Годунов (1552 – 1605) стал противоречивым историческим персонажем: боярин по происхождению, в молодости он служил опричником, мог сыграть роль в гибели Ивана Грозного и его сына царевича Димитрия, затем фактически руководил государством при Федоре Иоанновиче. В годы правления Годунова, ставшего затем и официальным, Русь вела успешную внешнюю политику. Царь принимал при дворе иностранных специалистов, посылал русских учиться за границу, развивал торговые связи, соорудил водопровод в Кремле и даже намеревался открыть университет. Однако гораздо больше его правление запомнилось великим голодом, за которым последовало Смутное время. Исследователи из НИУ ВШЭ Федор Успенский и Анна Литвина изучили свидетельства, собранные в книге Георга Тектандера и Стефана Какаша «Путешествие в Персию через Московию: 1602 – 1603 год», и обнаружили там точное указание дня рождения царя — 2 августа по старому стилю (или 12 августа по новому).
Любопытно, что книга секретаря посольства еще при его жизни выдержала три переиздания, а в 1896 году ее перевели на русский язык. Однако все эти годы историки не обращали внимания на то, что Георг Тектандер прямо указал: «Также и 2-го августа, когда Великий Князь [Борис Годунов] праздновал день своего рождения, нам, как и раньше, прислали из дворца 200 человек, которые несли каждый по блюду с разными рыбами, ибо это был постный день у московитов». Вероятность ошибки здесь минимальна: как отмечают ученые, педантичный дипломат точно отмечал все даты во время своей поездки. Более того, в Персии он жаловался на царившее там «безвременье»: «У них [у мусульман] нет ни часов, ни чего-либо подобного, так что я, как-то раз, сбился в числах и жил целые полгода до возвращения моего в Московию, изо дня в день, не отличая одного дня от другого». В Москве Тектандер сверился с числами и записывал их по принятому на Руси юлианскому календарю.
Историки сверили воспоминания секретаря посольства со свидетельствами его начальника Стефана Какаша. Оба дипломата вели записи независимо с самого начала поездки. Протестант и ученик Мартина Лютера Тектандер вел их на немецком и опубликовал уже дома, а католик Какаш до своей смерти писал прямо в дороге, причем на латыни. Дата согласуется и с другими источниками того времени, в том числе и записками барона Генриха фон Логау, имперского посла в Москве в XVII веке.
«Результат этой проверки Тектандер выдерживает идеально — все даты в его записках, в частности, те, которые относятся к первому пребыванию в Москве, когда глава посольства еще был жив, полностью соответствуют датам у Какаша, правда, не вполне тривиальным образом », — подчеркивают авторы работы.