«Химические» яблоки из Европы травят россиян
Отечественные садоводы обратили внимание Россельхознадзора на большое количество химикатов и пестицидов, используемое при производстве иностранных яблок, ввозимых в РФ.
Ведомству предлагается тщательней проверять импорт и в случае нарушений запрещать ввоз продукции конкретных предприятий. Сейчас таких проверок, как ни странно, нет.
Это не первый демарш садоводов. В конце июля они обращались к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой ввести сезонные квоты на ввоз яблок для защиты российского производства.
По данным Плодоовощного союза, в 2020 году в РФ было собрано 1,08 млн тонн яблок, а импортировано 746 тысяч тонн. Основные поставщики — Молдавия и Сербия.
О происходящем в отрасли «СП» рассказал президент Ассоциации садоводов России, доктор сельскохозяйственных наук Игорь Муханин:
- Урожай яблок в этом году в России хороший. Больше, чем в прошлом году, когда на юге были заморозки во время цветения, и они потеряли до половины урожая. В этом году такого не было. Правда был град, он влияет, конечно, на качество, но «валовка» (валовый сбор — Авт.) должна быть больше.
«СП»: - Каждый российский покупатель знает, что наши яблоки — живые, а импортные порой как будто пластиковые. Их там чем-то обрабатывают? Разве нельзя это проверять при ввозе?
- В Сербии вообще беспредел. Там льют, что хотят — самое дешевое, самое ядовитое. Земля вся зараженная. В Польше сады растут на одном месте сотни лет. Там приходится обрабатывать комплексом препаратов каждые 5-7 дней. Больше половины этих препаратов в России даже не зарегистрированы. Нам запрещают с ними работать. Попробуй обработай — закроют сразу. А они работают, и яблоки продают на нашим рынке. А проверять на границе... На каждом пункте ввоза лабораторию не поставишь. Они дорогие.
«СП»: - В чем причины роста себестоимости яблок в этом году? В обращении в правительство было сказано, что на 50 процентов...
- Металл за полгода подорожал в 3,5 раза, дерево — в 2 раза. А это тара, упаковка. Пестициды стоили 70-80 тысяч рублей на гектар даже в средней полосе, где мы работаем экономно, а сейчас они уже под 200 тысяч рублей. Удобрения подорожали на 50 процентов. Цена шпалеры выросла почти в два раза. Бензин, солярка дорожают, запчасти — почти в два раза. Холодильник строим: семь месяцев назад он стоил 50 млн, а сейчас уже 80 млн рублей. Да и рабочим надо поднимать зарплату, иначе им не прожить. Год назад платили около 20 тысяч чистыми, теперь под 30 тысяч рублей. Естественно, эти затраты ложатся на себестоимость яблок. Причем, подорожание продолжается.
«СП»: - Получается конкурировать с импортом по цене?
- Когда идет нормальная торговля — после Нового года, мы по цене выигрываем. Нам импорт после Нового года не страшен. Нет вопросов. Потому что в этот момент на рынок выходят наши крупные хозяйства, у которых хорошие холодильники, сортировка, яблок много. Поэтому мы хотели бы ограничить импорт именно в осенние месяцы, когда Европа сбрасывает нам излишки яблок, на которые у них не хватает холодильников (там обеспеченность холодильниками 80 процентов), ниже себестоимости, чтобы разорить наших фермеров. Это специальная политика.
Основной импорт яблок к нам поступает из Молдавии, Сербии и Белоруссии. Но это только по документам. Большая часть и яблок, и посадочного материала идут со всей Европы. В том числе из тех, которые под нашими ответными санкциями. В основном из Польши. Как только мы санкции ввели, в Белоруссии продуктивность увеличилась в несколько раз. Это как? Ясно, что перепродают польские яблоки.
«СП»: - А оперативная переработка урожая яблок не может помочь? Соки выжимать, сидр делать. А то в магазинах один импортный сидр...
- И наши сидр делают. Попробуйте ельцовский. После этого импортный перестанете покупать. Но дело в том, что на переработку идут очень дешевые яблоки. Они дорогие не покупают. Им нужно, чтобы яблоки стоили 5-7 рублей за килограмм. А у них себестоимость 25 рублей.
«СП»: - Очень много яблоневых садов есть вокруг брошенных деревень. Может, помогла бы кооперативная сеть, как в советские времена, чтобы собирать и там урожай?
- Да кому они нужны? Кто будет их там собирать? Яблоки там родятся раз в пять лет, и то не качественное.
«СП»: - Импорт в 2020 году составил 746 тысяч тонн. Если ограничить осенний ввоз, как вы предлагаете, насколько уменьшится эта цифра?
- Мы планируем не пустить где-то 250 тысяч тонн осеннего яблока. То есть сократить импорт на одну треть. Чиновники пока прорабатывают этот вопрос.
«СП»: - Будем справедливы, в последние годы государство весьма эффективно поддерживает некоторые отрасли сельского хозяйства. Садоводству внимание уделяется?
- Минсельхоз стал активно помогать садоводству с 2012 года. В результате сады построены, яблоки есть. Правда, холодильников очень не хватает. Именно поэтому нашим фермерам, средним хозяйствам приходится продавать яблоки осенью - хранить негде.
Также выделяются субсидии на закладку питомников. Мы хотим заместить не только импорт яблок, но и импорт посадочного материала. Подняли ГОСТы, чтобы качество было лучше. Хорошо бы перестали субсидировать закладку садов импортным посадочными саженцами.
Иначе деньги уходят за рубеж и крутятся там. Мы их просто теряем. А нужно, чтобы деньги крутились у своих производителей. В этом случае они за год оборачиваются 3-4 раза.
Руководитель крестьянско-фермерского хозяйства хутора Октябрьский города Усть-Лабинска Краснодарского края Александр Евтушенко солидарен с инициативой коллег по отрасли:
- Я, конечно, поддерживаю предлагаемые меры по ограничению импорта яблок. В первую очередь по соображениям качества. Наши яблоки и вкуснее, и экологически более чистые. Летом и осенью, когда мы свои яблоки не знаем куда девать, к нам завозится импорт. Это не в какие рамки не лезет.
За границей сначала строилась инфраструктура отрасли. Это как бы фундамент дома. А у нас все было наоборот. Мы строили «с крыши» - сначала начали выращивать яблоки, а потом спохватились, что у нас нет холодильных мощностей.
И сейчас, когда все надумали их строить, откуда мы их возьмем? Будут проблемы и с панелями, и с холодильным оборудованием. Кроме того, это очень дорогостоящая вещь. Откуда взять средства? Минсельхоз пока не помогает с этим. Поэтому ограничение импорта нас бы хорошо поддержало.
Одним из направлений переработки яблок может стать производства сидра. Но в этой отрасли есть специфические проблемы, пояснил «СП» основатель компании «Юрин Сидрус» Юрий Михалев:
- Сидр входит в пятерку самых популярных напитков в России. Радует, что появляются молодые дерзкие ребята, которые делают сидр со своим лицом. Но их не так много. Сейчас в стране делают приличный сидр, может быть, человек тридцать. Их продукцию не купишь в магазине или даже в баре. Ее можно встретить на фестивалях. Используем только отечественные яблоки.
А все крупные заводы делают «помойку». Любое крупное производство делает некачественный продукт. Коммерция мешает. Сидр — это не пиво, которое можно делать раз в месяц. Чтобы сделать качественный сидр, нужен год. Это как с вином. Качественный продукт маленьких виноделен стоит довольно дорого, но это вино. А продукция массового производства куда хуже.
Никакой господдержки, грантов у нас нет хотя бы потому, что масштабное производство портит качество. То есть перспектива, потенциал производства сидра мощнейшие, но на деле пока никак подвижек.