Выстрел в "молоко":  "Пятерочке", "Перекрестку", "Магниту"  грозят лютыми проверками

Молочный союз России попросил Федеральную антимонопольную службу (ФАС) разобраться с высокими наценками на молочную продукцию в торговых сетях. Как сообщила председатель организации Людмила Маницкая 26 августа, соответствующие письма уже были направлены в ФАС и в правительство.

Выстрел в "молоко":  "Пятерочке", "Перекрестку", "Магниту"  грозят лютыми проверками
© Свободная пресса

«Самая главная в проблемах с продажами - у сетей очень высокие наценки, от 50% до 150%. Ни в одной стране мира нет такой наценки на молочную и прочую продукцию. Именно на молокоемкие продукты идет большая накрутка. Молоко, кефир, ряженка, в меньшей степени, масло, сыр, сметана - здесь очень серьезные наценки», - заявила председатель союза.

По словам Людмилы Маницкой, Молочный союз получает жалобы на чрезмерные накрутки от предприятий по всей стране от Камчатки до Краснодарского края. Она особо отметила, что почти все эти сети имеют иностранное происхождение.

«Конечно, вмешательство в рынок недопустимо. Но что касается сетей, то именно так нужно поступить», – подчеркнула Маницкая.

Большинство крупнейших российских продуктовых сетей действительно зарегистрированы в зарубежных юрисдикциях. Так, продуктовая розничная компания X5 Retail Group, которой принадлежат такие бренды, как «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», зарегистрирована в Нидерландах. Как заявил в июле исполнительный директор компании Игорь Шехтерман, пока что руководство не планирует смену юрисдикции даже в связи с денонсацией соглашения об избежание двойного налогообложения с этой страной.

Ритейлер «Лента» был зарегистрирован на Британских Виргинских островах, а в 2020 году сменил юридическую «прописку» на Кипр. Материнская компания ритейлера «О’кей» – O’Key Group – зарегистрирована в Люксембурге. И так далее, не говоря уже о непосредственно французском «Ашане» и немецком «Метро».

Недовольство наценками торговых сетей высказывают не только производители молочной продукции.

12 августа стало известно, что ФАС провела проверки в Х5 Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), ООО «Лента» и АО «Тандер» (торговая сеть «Магнит»), которые заподозрили в ценовом сговоре, то есть установке практически одинаковых цен на те или иные виды продукции, что лишает потребителя выбора. Если подозрения в картельном сговоре подтвердятся, максимальный административный штраф может составить 15% от выручки сетей за год. С учетом оборота проверяемых торговых сетей по итогам прошлого года составляет свыше 4 трлн. рублей, то штраф для них может составить более 600 млрд. рублей. https://www.kommersant.ru/doc/4945114

Ранее президент России Владимир Путин поручил Федеральной антимонопольной службе обеспечить мониторинг формирования цен на продовольствие в торговых сетях. Об этом сообщалось 8 августа на официальном сайте Кремля.

Сами ритейлеры отрицают факт таких высоких наценок на молочную продукцию. Как рассказал «СП» президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов, в большинстве торговых сетей о подобных наценках речи не идет. А если учесть, что согласно законодательству цены у нас формируются по рыночным принципам, не совсем понятно, к чему приведет борьба государства с их ростом, помимо деклараций, и кто будет влиять на торговые сети и их сдерживать.

- Участники рынка не подтверждают информацию о наценках на молочную продукцию в 50-150%, - заявил Андрей Карпов. - Она не соответствует действительности. Глава Молочного союза сказала что-то об иностранных торговых сетях, возможно, стоит работать с отечественными.

«СП»: - Но это уже не первое обвинение ритейла в завышении цен, в этом месяце были новости и о том, что ФАС начала проверку по подозрению сетей в картельном сговоре…

- Как в старом анекдоте, государство должно определиться – либо крестик снять, либо штаны надеть. То есть либо государству нужна рыночная экономика, либо не нужна. Рынок сам выравнивает цены. Задача государства в том, чтобы игроки не вступали в монопольное положение, и только если это происходит, регулировать ситуацию. На текущий момент на рынке огромное количество торговых организаций, монопольного положения нет ни у кого, соответственно, сам рынок выравнивает баланс цен.

Ситуация обострена тем, что в этом году цены сильно выросли за счет мировой инфляции, роста цен внутри России, в том числе и из-за шагов, которые предпринимает российское правительство. Пытаться бороться с ветряными мельницами странно. Нужно работать над экономикой, над повышением доходов граждан, чтобы такие вопросы возникали реже.

Понятно, что когда львиная доля граждан покупает товары по самым низким ценам, для них проблема роста цен достаточно весома. Но пытаться назначать виновными торговые сети неправильно. Государству пора прекращать имитацию деятельности по контролю ситуации с ценами, потому что текущее законодательство таких прав ему не дает. Нужно или отказываться от рыночных механизмов, или соблюдать законодательство.

Заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС, экс-глава управления по борьбе с картелями ФАС РФ Андрей Тенишев рассказал «СП», что в большинстве случаев государство может повлиять на наценки в торговых сетях, только если был доказан факт сговора между ними.

– У нас есть два базовых закона для ритейла – закон «О торговле» и закон «О защите конкуренции». Государство может регулировать торговые наценки и вообще цены на продукты питания лишь при определенных обстоятельствах, но на практике у нас до ценового регулирования дело не доходило.

Не готов говорить о том, насколько цифры, названные Молочным союзом, соответствуют действительности. Мы должны понимать, о каких именно сетях и регионах идет речь. Если, например, это где-нибудь на Чукотке, то там и молоко приходится доставлять самолетами, поэтому цена будет более высокой. Прежде, чем делать выводы, необходимо тщательно проверить эту информацию.

У нас конкурентный рынок, и предполагается, что цена на нем образуется в результате свободной конкуренции. Если кто-то из ритейлеров введет торговую наценку в 200%, а у остальных она останется низкой, он просто со временем разорится, потому что люди не будут покупать у него продукцию.

Если же вдруг цена у всех ритейлеров оказалась подозрительно одинаково высокой, это повод антимонопольной службе проверить, что произошло и не было ли сговора.

«СП»: - Как раз такая проверка была начата в середине месяца. А как технически можно доказать, что картельный сговор имел место?

- Это сложный вопрос, но, если отвечать коротко, ФАС может проводить проверки – сотрудники прибудут в офис компании, снимут копии документов, изымут информацию с компьютеров и магнитных носителей. А дальше нужно выяснять, не общались ли сети между собой, чтобы установить определенные цены. Можно найти и другие доказательства сговора. Пока что о них ничего не известно. В целом, процесс доказательства наличия картельного сговора длительный и непростой.

«СП»: - То есть, ФАС должна доказать, что сети повысили цену именно согласованно и умышленно? А если наценка, допустим, в 100% была сформирована рыночно, здесь нет нарушения законов?

- Да, если в общих чертах, то примерно так, хотя деталей очень много. Казалось бы, вы приходите в магазин, берете товар, пробиваете чек и уходите. Но за всем этим стоят сложные и многоплановые процессы, особенно, если речь идет о сетевых магазинах.

«СП»: - Получается, если наценка в условные 150% образовалась рыночным путем, государство ничего не может сделать?

- Ну, почему же ничего? Можно вести переговоры, попросить торговые сети исправить ситуацию, взывать к их совести, если наценки действительно настолько высокие. Например, в прошлом году была тяжелая ситуация из-за пандемии. Компания X5 Group сама решила, что полностью уберет торговые наценки на социально значимые товары. Они пришли с этой инициативой в ФАС и призвали своих конкурентов сделать то же самое.

Это могло нарушить запрет на антиконкурентные согласованные действия. Но закон «О защите конкуренции» позволяет признать их допустимыми, если они идут во благо потребителю, например. Поэтому ФАС дала «добро», и в результате почти всю пандемию торговые сети проработали без наценок на группу социально значимых товаров, а это около 20 наименований продуктов питания.

«СП»: - Большинство российских торговых сетей зарегистрированы в иностранных юрисдикциях. Это усложняет контроль над ними?

- Я бы так не сказал. В законе «О защите конкуренции» есть специальная оговорка, что он распространяется и за пределы России, если там были совершены антиконкурентные действия или заключены картельные соглашения, результатом которых явилось ограничение конкуренции в нашей стране. ФАС пользуется этой нормой. К ответственности привлекаются крупнейшие транснациональные компании - такие как Maersk, Google или Apple.