России хватает местных устриц, но хорошо ли это?
Россия почти полностью обеспечивает себя устрицами, заявил глава Росрыболовства Илья Шестаков.
По его словам, производство аквакультуры увеличилось за последние шесть лет больше чем в два раза. Однако опрошенные Business FM эксперты говорят, что это свидетельствует, скорее, не о бурном росте производства, а о низком уровне потребности в устрицах в стране.
По данным Росрыболовства, за первое полугодие этого года объем выращивания устриц в России вырос на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года до 4,4 тысячи тонн. Предприятия, которые их выращивают, сосредоточены на Дальнем Востоке, в Крыму и Краснодарском крае. При этом за тот же период более чем в два раза увеличился вылов диких устриц на Дальнем востоке и достиг 185 тонн.
Для сравнения, устричное хозяйство Франции производит в среднем 130 тысяч тонн устриц и большую часть потребляет сама Франция. То есть речь идет о 4,5 тысячи тонн против 130 тысяч тонн. Но свои потребности мы закрываем, говорит председатель совета директоров «Рыборазводного предприятия № 1» Александр Ходос.
Александр Ходос председатель совета директоров «Рыборазводного предприятия № 1» Александр Ходос «Количество людей, которые сегодня едят устриц, в России сильно сократилось. Этот продукт набирал большую популярность, и мы употребляли его все больше и больше. А устрицы — это очень полезный продукт. Но, к сожалению, в связи с ростом цен и с отсутствием у людей достаточного бюджета количество устриц, которые употребляют люди, стало катастрофически уменьшаться. То есть люди потребляют все меньше и меньше устриц».
В России устрицы едят преимущественно в ресторанах. Спросом пользуются французcкие, японские и отечественные моллюски. Японские могут стоить в оптовой закупке от 250 до 500 рублей за штуку. Цены на французскую устрицу могут и превышать 2 тысячи за штуку. Российские — дальневосточные, крымские — стоят 100-200 рублей. Но назвать их полностью отечественными тоже нельзя. По словам Богдана Паринова, бренд-шефа ялтинского Sea Bar, икринки привозные.
Богдан Паринов бренд-шеф ялтинского Sea Bar «Той самой черноморской устрицы, которая была раньше в Черном море, к сожалению, уже нет. Единицы находят водолазы. А промышленного производства, к сожалению, нет. Но тем не менее объемы нормальные. Еще десять лет назад мы ставили первый аквариум, их тут близко не было. А теперь уже, по-моему, только ленивый их не поставил. И это радует, если честно, потому что начинается воспитание вкуса у людей. И все эти редьки, котлеты, сосиски, на которых мы были воспитаны 30 лет назад, [уходят в прошлое]. [Устрицы едят даже дети], я кайфую от этого. Есть же еще местные гребешки морские, всякие мидии, тут есть, чем поживиться. Креветку начали выращивать, но это очень тяжело: на 1 градус падает температура, и они все погибают».
То есть прогресс все-таки есть. Что касается качества устриц, выращенных в России, то тут мнения рестораторов расходятся. Одни говорят, что не пробовали по-настоящему вкусных российских устриц, способных конкурировать с французскими. Другие говорят мягче: «Они разные». Но при этом есть мнение, что новичкам лучше начинать с проверенных дорогих европейских, чтобы при знакомстве с этим продуктом не отвернуться от него раз и навсегда. То есть попробуй хорошие, а потом уже решай, нравятся ли тебе крымские.