В Волгоградской области создано 20 тысяч торговых мест на рынках и ярмарках

Опыт региона в части организации рыночной и ярмарочной торговли, а также перспективы развития розничных рынков в ближайшем будущем обсудили сегодня на площадке народной ярмарки в Дзержинском районе. В выездном совещании принял участие представитель Минпромторга России – замдиректора Департамента развития внутренней торговли Александр Лифинцев, который высоко оценил работу органов исполвласти по организации стационарных и нестационарных объектов торговли на территории Волгоградской области.

В Волгоградской области создано 20 тысяч торговых мест на рынках и ярмарках
© Волгоградская правда

Большой ассортимент по низкой цене

Ярмарка – это место, где можно не только купить свежую и качественную продукцию по доступной цене, но и выбрать из большого ассортимента наиболее подходящий вариант. Особенно актуальными такие торговые точки становятся в сезон сбора урожая с огородов и полей. Румяные яблоки, ароматные дыни, ярко-алые арбузы, разнообразные сорта помидоров, зелень, огурцы, лук, картофель и другая плодоовощная продукция поступает на прилавки буквально с грядки. Оптимальное соотношение цены и качества привлекает на рынки и ярмарки потоки покупателей, а для фермеров, дачников, владельцев крестьянских хозяйств и подворий – это основной канал сбыта выращенной продукции.

На территории Волгоградской области действует 18 тыс. торговых объектов, из которых порядка 12 тыс. относятся к нестационарному типу.

– Количество торговых площадок ежегодно увеличивается, положительная динамика наблюдается в части нестационарных объектов, в том числе сезонных, которые предназначены для реализации плодоовощной продукции, бахчевых культур, – сообщила заместитель председателя Облпромторга и ТЭК Виолетта Калмыкова. – В настоящий момент в регионе действуют 33 розничных рынка, также определена 331 площадка для проведения ярмарок на территории муниципальных образований. В совокупности на всех рынках и ярмарках создано более 20 тыс. торговых мест, которые доступны как для личных подсобных хозяйств, товаропроизводителей, так и для тех, кто ведет бизнес в сфере торговли. Это позволяет обеспечить население необходимыми товарами, в том числе и плодоовощной группой в осенний сезон.

Еженедельный мониторинг цен показывает, что по сравнению с другими субъектами ЮФО, впрочем, как и в целом по РФ, стоимость сезонной продукции на волгоградских рынках значительно ниже. Одна из причин – лидерство региона по количеству собираемой плодоовощной продукции. Уже несколько лет подряд урожай с местных полей стабильно превышает отметку в один миллион тонн.

– Наша задача не только сохранить эту ценовую позицию, но и обеспечить по возможности ее снижение, – отметила Калмыкова.

С этой целью совершенствуется законодательная база в области развития торгового бизнеса, создания выгодных условий для предпринимателей, а также поддержки товаропроизводителей. Так, например, период времени, на который предоставляются места для проведения ярмарок, увеличился с 3 до 5 лет, для нестационарных торговых объектов – с 5 до 10 лет.

Кроме того, для дачников и ряда других категорий продавцов места на ярмарках и рынках предоставляются по сниженным ставкам, а в отдельных объектах торговли урожай с дачного участка огородники могут реализовывать совершенно бесплатно. Всю информацию по льготам и наличию свободных мест можно посмотреть на сайте Облпромторга и ТЭК.

Перспективное направление торговли

Действующие на территории региона меры поддержки, поправки в нормативные акты, а также перспективы развития розничных и оптовых рынков при участии Минпромторга России обсуждались сегодня на площадке одной из самых крупных торговых точек Волгограда – народной ярмарке в Жилгородке.

Универсальный розничный рынок здесь существует уже более 10 лет и за это время набрал особую популярность у местных жителей. На площади более 47 тыс. кв. м располагается 411 торговых мест, оборудованных всем необходимым для реализации товаров. Делегация во главе со столичным гостем ознакомилась с ассортиментом плодоовощной, мясной, рыбной и другой продукции, а также посетила лабораторию ветеринарно-санитарной экспертизы. Специалисты в ежедневном режиме организуют строгий входной контроль для целого ряда товаров.

 – Вся продукция, которая завозится на рынок, подлежит ветеринарному контролю, – рассказывает главный ветврач Елена Полякова. – В частности, это мясо, яйцо, птица, рыба, молоко, полуфабрикаты. Мясо проверяем на трихинеллез, яйца – на свежесть, молоко – на качество. Мясная продукция у нас в основном фермерская – из Городищенского, Иловлинского, Октябрьского муниципальных районов области.

 Замдиректора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Александр Лифинцев обратил внимание, что наличие лабораторного контроля – одно из важных преимуществ розничного рынка.

– В других подобных форматах торговли этого нет, – заметил он. – Покупатели могут быть уверены, что приобретают качественную проверенную продукцию, которой не найти в торговых сетях – фермерское мясо, яйца, молоко.

Представитель федерального ведомства также сообщил, что министерством разработан ряд инициатив по развитию рыночной торговли. Так, в Правительство РФ внесено распоряжение о концепции развития оптовых продовольственных рынков, кроме того, в высокой стадии готовности находится пакет законопроектов по розничным рынкам. Предложенные изменения позволят создать лучшие условия для развития этого вида торговли и расширят полномочия региональных и муниципальных органов власти.

– Рынок – это место, где можно купить то, чего нет в крупных сетях, магазинах, – говорит Александр Лифинцев. – Например, фермерское мясо, которое здесь в изобилии, или овощи из своих хозяйств. Важно сделать так, чтобы формат розничных и оптовых рынков развивался, их количество увеличивалось. Это важно не только для покупателей, но и для мелких и средних производителей. Данный рынок очень впечатляет, и цены очень хорошие, особенно на сезонные овощи и фрукты. В Волгограде также очень хороший оптовый продовольственный рынок, организация работы в котором может тиражироваться в качестве примера.

Представитель федерального ведомства также обратил внимание, что регион занимает высокие позиции в сфере организации стационарной и нестационарной торговли.

 – Мы ведем рейтинг по ярмаркам и рынкам, так как этот вопрос поддерживается на самом высоком уровне: регионам дано поручение увеличивать количество ярмарок и рынков, – напомнил Лифинцев. – Волгоградская область занимает верхние позиции. Здесь есть свои успехи и результаты. Отдельно хочется отметить коллег из органов власти, которые отвечают за сферу торговли. Они очень помогают в создании федерального законодательства в этой области. В том числе тех нормативов, о которых я говорил. Мы видим, как работают коллеги, – они большие молодцы!

Еще больше современных площадей

Делегация также осмотрела строительную площадку, на которой уже летом следующего года появится новый торговый комплекс площадью 6300 кв. м. Здесь будут организованы самые современные условия торговли с удобными, оборудованными местами, туалетами для персонала и покупателей, мощным лабораторным отделом и специальными пандусами, облегчающими доставку товара и его отгрузку потребителям.

Валентина Чмут из Городищенского района продает плодоовощную продукцию на ярмарке уже 5-й год и на условия торговли не жалуется. 

– Это место для меня удобно, близко, много людей, особенно в выходные дни, что очень выгодно для продавцов, – говорит женщина. – Из местных товаров – помидоры из Красной Слободы, напрямую у фермеров берем картошку, лук, перец, морковь, баклажаны. Из привозного – крымский персик, узбекистанский виноград, армянский инжир, азербайджанский кизил.

Юлия Крохина вместе с семьей выращивает в своем подворье зелень и уже год продает весь ассортимент на местном рынке.

– Это наша продукция, с огорода, теплицы, домашняя: петрушка, укроп, сельдерей, мята, горький перец, редис, лук, салат, – перечисляет продавец. – Здесь мне очень нравится – много покупателей, удобно, близко от дома. Есть уже постоянные клиенты.

На каждый товар находится свой покупатель. Местные жители давно определили для себя ассортимент, который покупают для своей семьи регулярно.

– Я живу в этом районе и хожу на ярмарку за овощами и фруктами, – говорит пенсионерка Лариса Копылова. – Потому что здесь дешевле, качество хорошее и выбор большой. В этот раз купила помидоры, персики очень вкусные крымские, инжир отличный. – Обязательно раз в неделю с мужем сюда ходим за продуктами, – поделилась Инна Дмитриева из Жилгородка. – Сегодня взяли рыбу, зелень, мясо покупаем у постоянного продавца, сыр хороший, колбасы. Ассортимент отличный, нам очень нравится. Товары свежие, и цены ниже магазинных.