В России подорожали овощи и зерно. Также возник дефицит мраморной говядины
В России растут в цене огурцы, томаты и зерно. В ближайшем будущем, возможно, подорожают макароны. У магазинов из-за плохого урожая картофеля начинаются проблемы с поставками чипсов. А в ресторанах не хватает мраморной говядины.
При этом власти обещали, что из-за сезонного фактора, инфляция будет постепенно снижаться — в конце лета и осенью подешевеют овощи и фрукты. Но действительность не стала подстраиваться под обещания. Годовая инфляция на 20 сентября, по данным Минэкономики, составляет уже почти 7%. И пошли вверх цены на огурцы и помидоры. Это связано с погодой. Из-за холодного сентября приходится тратить больше энергии на отопление теплиц. Соответственно, овощи дорожают. Опять же из-за погоды — неурожай и высокие цены на картофель. И супермаркеты в итоге могут столкнуться с дефицитом чипсов.
Скоро в ресторанах, явно, повысятся цены на стейки, потому что в России наблюдается дефицит мраморной говядины. С одной стороны, действуют санкции на мясо из США и Австралии, с другой, — ограничения на поставки из Аргентины, а с третьей — наша отечественная мраморная говядина — уходит в Китай, говорит основатель сети ресторанов «Мясо и рыба» Сергей Миронов.
Сергей Миронов основатель сети ресторанов «Мясо и рыба» «Российские поставщики сегодня не справляются с запросами ресторанов. И кроме того, российские поставщики начали продавать мясо за границу. У того же «Мираторга» достаточно большая программа. Наверное, «Мираторг» производит больше, чем все остальные поставщики вместе взятые. Он начал продавать мясо в Китай. То есть мяса не хватает, [то, что осталось] — ненадлежащего качества, и российские рестораны уже думают о том, чтобы выводить мраморные стейки из меню».
У того, что в России скоро могут подорожать макароны из твердых сортов пшеницы, похожая причина. Наше зерно беспошлинно уходит в Казахстан, а оттуда реэскпортируется под видом казахстанского зерна. И это логично. Мировые цены вновь пошли вверх. Один из факторов — засуха в США и Канаде. Да и вообще, растет стоимость биржевых товаров, а один из главных — как раз зерно.
Но макароны могут подорожать еще и потому, что мы стали выращивать мало твердых сортов пшеницы. Раньше могли докупать за границей, но сейчас все дорого, и возник дефицит. Комментирует главный редактор портала Agrotrend.ru Николай Лычев.
Николай Лычев главный редактор портала Agrotrend.ru «Суммарное производство твердой пшеницы в России очень небольшое, оно буквально вот на грани: где-то 30-05-00 тысяч в год. Тогда как, скажем, до 70-х годов в советское время мы были вообще ведущим производителем твердой пшеницы, мы занимали до 4 млн гектаров под нее, и это давало нам урожай от 5 млн тонн».
Еще недавно казалась, что вот-вот — и мировые цены на продукты перестанут идти вверх. Но инфляция не останавливается, причем во всем мире, в том числе в США и ЕС. Например, в Европе в несколько раз взлетели биржевые цены на газ. В Великобритании из-за этого, как пишет Financial Times, закрываются заводы по производству удобрений. А эти предприятия — главные источники выпуска СО2. Его используют для производства газированных напитков, для оглушения животных перед забоем, и охлаждения реакторов АЭС. И теперь в Соединенном королевстве не хватает углекислого газа, проблема с промышленными газами распространяется на другие европейские страны.
Кроме того, инфляция разошлась по миру через хлынувшие на рынки напечатанные доллары. И если не изменится система, то рост цен не остановится. Мнение гендиректора инвесткомпании «Инфраструктура России» Станислава Машагина.
Станислав Машагин гендиректор инвесткомпании «Инфраструктура России» «За последние десять лет денежная масса в США выросла в два раза — можно делать выводы. Только в прошлом году она увеличилась на 20% просто единомоментно, и это было повторено еще раз. Это кошмар с точки зрения инфляции. Вот она в конце концов и происходит. Это проблема капитализма, к сожалению, и здесь выхода из этого нет, кроме как переход на другие валютные стандарты. Сейчас у нас существующий валютный стандарт, в котором все валюты так или иначе привязаны к доллару США. Продолжать жить в таком же ритме сами США уже не могут, а от них мы все зависим».
Россия — часть глобальной экономики, а значит, когда цены растут в мире, они растут и у нас. Можно, конечно, ограничивать экспорт пошлинами, чтобы товары оставались на внутреннем рынке, и не создавался дефицит. У нас так и делают. Но остановит ли это производителей? Они включают пошлины в конечную стоимость продукции. И за границей ее все равно покупают, потому что там дефицит, а для своего производства не хватает рабочей силы, то есть мигрантов. А российские рестораторы дополнительно говорят, что помимо мраморной говядины у них еще и дефицит субпродуктов, а конкретно — «не хватает мозгов». Неплохая фраза, чтобы описать происходящее на планете.