Смогут ли российские молочники обуздать рост цен?
Больше всего надежд на флагмана молочного производства — компанию «Эконива».
Продовольственная инфляция в России по-прежнему остается внушительной, большую часть года обгоняя прогнозный показатель. Одним из наиболее быстро дорожающих продуктов оказалось молоко, причем дефицит не смог компенсировать даже значительно выросший импорт. Собственное молочное производство России в последние годы серьезно укрепилось, в первую очередь благодаря таким холдингам, как крупнейший производитель молока «Эконива». Однако, концепция продовольственной безопасности и рынок требует дальнейшего развития производства.
Как сообщает профильное издание DairyNews, ценовой индекс DIA к середине сентября для молока жирностью 3,6% и долей белка в 3,0% составил 29,53 руб/кг без НДС. Индекс вырос за неделю на 1,3%, а в сравнении с сентябрем прошлого года на 7%.
Dairy Index (DIA) основан на двух базовых показателях — средней цены молока в субъектах РФ и стоимости импорта. Главным фактором роста DIA в сентябре стало повышение стоимости в производящих молоко регионах России.
Средневзвешенная цена на российское молоко в сентябре 2021 года выросла на 0,26% до 26,59 руб/кг, превысив цены прошлого года на 5,3%. Стоит отметить, что это средний показатель, в отдельных случаях рост цен в несколько раз обогнал среднее значение. Так, по сообщению пресс-службы правительства Республики Чувашия, в начале сентября средняя закупочная цена на сырое молоко от составила 19,6 рубля за литр, что выше прошлогоднего показателя больше чем на 18%. Цена импортной продукции также побила рекорд последних нескольких лет, составив 50 центов за килограмм или 37,37 рублей. Это на 2,4% выше, чем в начале лета 2021 года и на 13,2% превосходит показатели сентября прошлого года.
Согласно Доктрине продовольственной безопасности РФ, на внутреннем рынке России молоко отечественного производства должно составлять не менее 90%. К настоящему моменту этот показатель колеблется в районе 86−87%. В абсолютных цифрах, по итогам 2020 года в России было произведено 32,2 млн тонн молока, что выше показателя 2019 года на 2,7%, но этого недостаточно даже для достижения порогового значения Доктрины производственной безопасности. Тем более этого недостаточно для стабилизации рынка.
Самым ожидаемым вариантом решения было бы повышение производства лидерами отрасли. Как и во многих других странах, на российском рынке наблюдается концентрация производства и рост доли крупных предприятий в общем молочном производстве. На протяжении последних лет крупнейшим производителем молока России является компания «Эконива» — её доля молочного рынка превышает 6%. В июле 2021 года компания сообщила о производстве рекордного миллиона тонн молока за прошлый маркетинговый год, и есть потенциал для дальнейшего повышения показателей.
Крупнейший и лучшийОснованный выходцем из Германии Штефаном Дюрром в 1994 году агрохолдинг может считаться «эталонным» производством, которое прошло все стадии развития и сформировалось в итоге как многопрофильное предприятие, части которого взаимно дополняют друг друга. Сейчас «Эконива» может похвастаться крупнейшим земельным банком более чем в 630 000 гектаров, а также поголовьем из 225 000 коров, больше половины которых относятся к дойному стаду.
Производство молока — основной бизнес компании, который развивается весьма успешно в 13 регионах России. Технологический процесс «Эконивы» можно считать эффективным не только в плане количества, но и качества. Среднесуточный надой на одну корову из хозяйства «Эконивы» почти вдвое превышает средний общероссийский показатель: 29 килограммов против 20. В последние годы «Эконива» весьма успешно развивает линию органического молочного производства, под которое отведено специальное предприятие — «Савинская Нива». Производство органического молока имеет особенности, в том числе беспривязное содержание и правильный подбор кормов, ориентированный на натуральные злаки и растения, свободные от минеральных удобрений. Идеально подходящие к российским климатическим условиям коровы симментальской и айрширской породы дают очень хорошее молоко с жирностью в диапазоне от 3,6% до 4,6%, и белка от 3,4 до 3,6%.
Наряду с органическим молоком «Эконива» производит органические зерновые — не только привычную гречиху, но и достаточно экзотические спельту и амарант. «Эконива» придерживается принципа самообеспечения, и в корм животным идут травы, выращенные на собственных лугах.
Точки ростаВ 2020—2021 гг. «Эконива» завершила активную фазу инвестиционной программы, удвоив число животноводческих комплексов — теперь их 40. Глава компании Штефан Дюрр подчеркивал, что «Эконива» намерена сосредоточиться на реализации расширенного потенциала — по итогам календарного 2021 года компания намерена увеличить производство ещё на 10%, доведя выход сырого молока до 1,1 млн тонн.
По данным Росстата производство молока в России по итогам 2020 года достигло 32,2 млн тонн, увеличившись на 2,7%. В этих цифрах есть серьезная доля «Эконивы» — без неё в прошлом году рост составил бы не 5,4%, а 4,9%, а в 2019 году не 4,8%, а только 3,3%. Пока что компания не намерена увеличивать число животноводческих комплексов. Среди приоритетов «Эконивы», которые озвучил Штефан Дюрр — повышение эффективности работы ферм в отдаленных регионах и усиление переработки для снижения рисков при возможном падении рынка. Впрочем, необходимость переработки имеет не столько страховочный, сколько коммерческий резон — «Эконива» уже запустила несколько линеек органических продуктов, в том числе получивших хорошие отзывы сыров.
С учетом дорожающего импорта, компенсировать рост цен на внутреннем молочном рынке России за счет внешних поставок невозможно. Необходимо дальнейшее развитие собственного производства, в котором главную роль неизбежно сыграет «Эконива» и другие крупные производители молока. По мнению экспертов консалтинговой компании GIRA молочное производство в России за два года составит плюс 2,9 млн. тонн к показателям 2018 г., по 580 тыс. тонн ежегодно. Основную роль сыграет крупный бизнес: в 2013—2018 гг. небольшие хозяйства как правило снижали объемы производства на 3,3%, в то время как крупные агрохолдинги, напротив, наращивали объемы на 7%. Высокие на общем фоне темпы роста были, в том числе, достигнуты благодаря господдержке перспективных проектов. Скорее всего, господдержка такого рода будет продолжена — ведь без развития отечественного молочного производства бороться с ростом цен будет трудно.
Источник: www.ekoniva-apk.ru/