В России могут ввести налог на сладкую газировку

Минфин предложил подумать об акцизе на газировку. Эта идея витает в кабинетах не первый год. Ее родоначальник — Минздрав, который считает, что таким образом здоровье населения улучшится. А сейчас об этом пишет Минфин в своей стратегии по совершенствованию налоговой системы.

В России могут ввести налог на сладкую газировку
© BFM.RU

Производители по понятным причинам выступают против. Акциз может повлечь не только рост цен на газировку, это еще и возможное закрытие заводов, и сокращение числа рабочих мест. В документе нет самых главных деталей — из чего будет складываться ставка акциза: из стоимости напитка или содержания в нем сахара. А если второй вариант — то, с какого количества сахара на 100 миллилитров будут брать налог?

Другой аргумент, бизнеса: почему заботу о здоровье хотят переложить именно на производителей газировки? С учетом того, что все те же калории граждане получают в основном из других продуктов, говорит президент Союза производителей безалкогольных напитков Максим Новиков.

Максим Новиков президент Союза производителей безалкогольных напитков «Мы за то, чтобы наш потребитель был здоров, жил дольше, дольше у него была возможность потреблять нашу всевозможную продукцию. Но тут какое-то дискриминационное отношение к одной из категорий. Говорить о том, что категория, которая составляет в балансе потребления сахара чуть более 1,5%, приведет к качественному изменению структуры питания — не представляется возможным. Те, кто пренебрегает правилами здорового образа жизни, как правило, это люди с очень низким уровнем дохода, и в их рационах присутствует большое количество различных соусов, дешевой масложировой продукции».

Есть мировой опыт. Первой в Европе, еще десять лет назад, акциз на вредные продукты ввела Дания. Но через два года налог отменили, оценив негативное влияние на уровень занятости население. При том, что население, как потребляло эти вредные продукты, так и потребляет. Зато местные производители потеряли рынок, куда хлынула газированная вода из Германии и Швеции, где акциза не было. И в итоге бюджет начал терять около 40 млн евро в год от того, что свой бизнес стал меньше платить НДС.

Семь лет назад налог на газировку ввела Мексика. Результат — закрытие 30 тысяч торговых точек и потеря 60 тысяч рабочих мест. Три года назад «сладкий налог» ввели в Великобритании, которая, кстати, занимает первое место в Старом свете по количеству людей с лишним весом. Потребление газировки действительно сократилось, а цены повысились, рассказывает глава группы компаний Carfax Education, житель Лондона Александр Никитич:

— Какие-то производители стали сокращать содержание сахара в рецептах, с одной стороны. А с другой стороны, население стало просто меньше покупать такие продукты и напитки.

— Они, наверное, подорожали.

— Да, конечно же, какие-то подорожали. Где смогли производители — сдержали рост розничных цен, но это сократило их маржу. Но все равно какая-то часть стоимости этого акциза была передана потребителям.

Что касается нашего бизнеса, то ему грозит не только налог на сладкую воду. Впереди внедрение экологических сборов, маркировка минеральной воды, она вступит в силу уже с декабря. С марта будут маркировать всю питьевую воду. Кроме того, планируется ввести водный ЕГАИС, который будет контролировать продукцию от скважины до прилавка.

Тот же акциз на газировку, как писали «Ведомости», принесет бюджету всего лишь 10-20 млрд рублей в год. Для нашей казны это копейки. Но пойдут ли и такие деньги на здравоохранение? Пока наше правительство планирует лишь сократить эту статью. Причем сам бюджет профицитный, и в следующем году его доходы должны увеличиться на пять с небольшим процентов, до 25 трлн рублей. А еще есть кубышка — фонд национального состояния, который за несколько лет может распухнуть до 23 трлн рублей. Основной источник — налоги. И власти вводят или планируют ввести все новые сборы. Еще одна идея — налог на строительство апартаментов. Причем, мысли по поводу того, что когда в одном месте повышают, то в другом можно снизить — не прослеживаются. Почему бы, например, не понизить налоги для тех, кто производит полезные низкокалорийные продукты? Это ведь тоже способ позаботиться о здоровье населения… Но, видимо, не наш метод.