Проверено на себе
Звёзды
Психология
Еда
Счет
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота

Рецепты вкусных историй Маши Трауб

В Новосибирске в первые дни октября прошел традиционный форум издателей и литераторов «Книжная Сибирь». На нем представила читателям свою новую книгу – «Суп, второе и компот», вышедшую в издательстве «Эксмо». О ней и не только, известный российский писатель рассказала Sibnovosti.ru.

Видео дня

- Книга написана в необычном жанре. Она объединяет воспоминания с кулинарными рецептами. Как вам пришла такая идея?

- Эта книга стала ответом на читательский запрос. На творческих встречах меня не раз просили поделиться какими-то секретами, рецептами, лайфхаками, как сейчас принято говорить. Спрашивали, когда же я напишу книгу рецептов. Но мне хотелось совместить приятное с полезным – сделать и книгу рецептов, и рассказать истории. Все же я не повар, а писатель. В книге каждый рецепт связан с той или иной небольшой историей. Что-то из детства, что-то из современности. Многие из них связаны с Северным Кавказом, где я выросла. Но есть и рецепты блюд северной кухни – несколько лет я прожила в маленьком городке на Севере. Есть блюда для детей-малоежек, которых невозможно накормить. Небольшой словарик трав и специй.

Все эти рецепты я проверяла на себе, на своих детях, на друзьях и детях друзей. Ручаюсь за каждый ингредиент. Все они адаптированы к современным реалиям. Например, знаменитый осетинский сыр в оригинальном рецепте варится в высушенном говяжьем желудке. Я пыталась придумать, чем можно заменить желудок. Есть и необычные, но доступные варианты блюд. Совершенно не обязательно умирать у плиты, чтобы приготовить что-то вкусное и полезное. Но кто не любит готовить, можно пропустить рецепты и читать истории. Надеюсь, что они получились такими же «вкусными».

Когда же меня просят поделиться самым главным лайфхаком, я отвечаю: «Заказать еду с доставкой на дом».

- И каков же лучший рецепт для маленьких детей, которых не заставить пообедать?

- Для малышей это сырнички с секретиком. Я их готовила для сына и дочери. В сырник нужно вложить ягодку – клубничку, малинку или голубику. Ребенок, пока найдет любимую ягодку, обязательно съест не один сырник.

- Вы используете рецепты, которые почерпнули из общения с читателями?

- Нет. То, что я не знаю и не чувствую -- не могу приготовить. К тому же, у каждой хозяйки свои секреты, которые делают блюдо уникальным. Это может быть что угодно – листик мяты, щепотка соли, паприка, добавленные в блюдо. Тот самый секретный ингредиент.

Но я в своей книге ничего не скрываю и делюсь всеми тайнами. Я готовлю каждый день, но не потому, что люблю готовить. На самом деле – ненавижу. Но у меня дочь – гимнастка, которой ничего нельзя, я сама периодически сижу на любимой диете под названием «есть кефир вилкой». Сын, которому уже двадцать лет, любит курицу в соусе, например, а муж – без соуса. Муж любит щи, а сын предпочитает борщ. Часто на обед или полдник заглядывают подруги с разновозрастными детьми, которые знают, что у «тети Маши» будут вкусные блинчики или оладушки. Так что у меня дома всегда есть и суп, и второе, и компот, что и стало названием книги.

- Сколько времени вам оставляет такой темп жизни на работу над книгами?

- Я пишу каждый день, с десяти вечера до двенадцати, до часа ночи. Но именно каждый день. Это рабочий график, самый обычный, подходящий именно мне. Кто-то работает по утрам, кто-то днем. Мне проще вечером. Днем я отвечаю на рабочую почту, езжу на интервью. Да, моя любимая фраза принадлежит , который говорил, что он не просто лежит на диване, а обдумывает замысел. Но я не могу себе это позволить. Остаюсь пишущей домохозяйкой, как когда-то назвал меня мой муж. Надо встать утром, приготовить завтрак, заплести дочери косу, отправить в школу. Приготовить обед, разобраться с родительскими чатами, в которых опять двести пятьдесят непрочитанных сообщений за час.

Я не скрываю, что помогала и продолжаю помогать детям писать стихи на конкурсы, сочинения. Не только своим, но и детям подруг. Недавно писала олимпиаду по русскому языку для третьего и пятого классов. Мои дети не гуманитарии. Сын был увлечен физикой, дочь сейчас – математикой. Но сын сдал ЕГЭ по русскому на 98 баллов, что очень прилично. Как и дочь, которая пишет грамотно. Нам с мужем хотелось дать им приличный гуманитарный бэкграунд. Они должны быть «насмотрены» и «начитаны». Но не нужно мучить детей тем, что им не интересно. Тем более, что оценки всегда субъективны. Я вот за сочинение по «Му-му» выше тройки не получала. Учительница написала: «Не поняла мотивов Му-му». Я посмеюсь, а ребенок будет расстроен. Зачем? Это ведь не говорит ни о таланте, ни о понимании произведения. Что хотел сказать автор? Да ничего не хотел. Дети в литературе должны чувствовать эмоции, им должно быть интересно читать. Только и всего. Чтение – не наказание, а наслаждение.

- Где и как собираете материал?

- Многое привожу из поездок. Как говорит мой редактор, «моя муза приводит мне персонажей за руку». Я пришла в литературу из журналистики, так что мне нужно стоять рядом с людьми, если угодно, подслушивать и подсматривать.

Очень многое подсказывают мне дети. Мои уже выросли, но, к счастью, есть дети моих подруг, которые приходят к нам в гости. Детские диалоги невозможно придумать, я их просто записываю. Жизнь – лучший рассказчик.

- Как появился ваш бестселлер «Дневник мамы первоклассника»? По нему даже сняли фильм. Вы принимали в этом участие?

- Книга выросла из заметок. У меня долго не хотели их брать, потому что в издательстве не понимали, что из этого можно сделать. Кстати, у меня читатели до сих пор порой спрашивают, перешел ли у меня сын во второй класс, а ему сейчас уже двадцать лет, и он студент физического факультета . Наша с мужем гордость. У «Дневника…» есть продолжение – «Второй раз в первый класс», я его написала, когда дочь Сима пошла в школу.

Что касается фильма, то в процессе его создания я не участвовала. Сценарий далеко не во всем совпадает с книгой. Я всегда с благодарностью отношусь к любым переделкам своего текста – книга живет, получает вторую жизнь, не умирает. Актерский состав фильма - совершенно блестящий. Меня, то есть главного персонажа книги, сыграла . Бабушку – гениальная . Блестящие , , , ... На что я могу жаловаться? Меня радует, что фильм каждый год показывают к 1 сентября. Он живет, его смотрят – это счастье!

- Родные не обижаются на то, какими они предстают в ваших книгах?

- Нет. В семье все прекрасно отличают художественный вымысел от реальности. Они знают понятие – прототипы. Муж у меня не такой меланхолик, каким я его представляю в книгах. Я – не такая истеричная мамаша. Конечно, я и выдумываю, и преувеличиваю, чтобы текст выглядел ярче. Мама читает все мои книги и говорит: «Как тебе замечательно удался образ матери!».

Дети тоже прекрасно понимают, что это не про них. Вообще-то они мои книги не читают, они растут на классических произведениях. Я для них мама, а не писатель. В школе тоже никто не знал, что я та самая мама из «Дневника мамы первоклассника», а мой сын – тот самый Вася.

- Есть ли среди ваших книг любимая, которую вы всегда готовы порекомендовать читателям?

- «Тетя Ася, дядя Вахо и одна свадьба» и ее продолжение – «Шушана, Жужуна и другие родственники». Это такая грузинская «короткометражка», трагикомедия на грани фарса, буффонады. Мой любимый жанр и в кино, и в литературе. Мне бы очень хотелось, чтобы по этим книгам сняли кино. Чтобы режиссером был , музыку написал . Что, увы, уже невозможно. Писать их было просто. Моя близкая подруга живет в Батуми. Я к ней не раз приезжала в гости, просто ходила и записывала, впитывала то, чем там пропитан воздух. Мне очень легко передавать кавказскую структуру речи.

Если же говорить о классиках литературы, то всем начинающим писателям рекомендую читать Чехова. Его рассказы, письма, пьесы. Там все есть: как написать, что делать, как общаться с издателем и редакторами. Очень люблю Бергмана – его прозу и сценарии. С удовольствием перечитываю такие неторопливые «костюмные» романы в духе Джейн Остин, когда на 20-й странице они посмотрели друг на друга, на 50-й она уронила платок...

У современных авторов я стараюсь следить за новинками, потому что такова моя профессия. По-другому нельзя, потому что хороший писатель – это, прежде всего, хороший читатель. Улицкая, Рубина, Степнова… Очень люблю , у которой есть замечательные детские сказки.

Правило для выбора одно – открывайте книгу на любой странице и прочтите два-три абзаца. Если вы чувствуете, что это ваше, – читайте дальше. Если нет – закрывайте. Даже детям надо объяснить, что чтение – это не наказание, не двадцать обязательных страниц в день, не «от забора до обеда». Книги надо подбирать по настроению, как фильм. Если случится попадание, вы будете плакать, если нет – скажете, что это какая-то ерунда.

- Что должно быть в рассказанной истории для того, чтобы она стала интересной?

- Для меня это трагикомедия. Чтобы был смех сквозь слезы. Очень сложно сделать, но это то, что я ценю больше всего.

И, конечно, самоирония. Когда у автора начинается самолюбование в тексте – этого я просто не выношу. Надо уметь смеяться над собой, прежде всего, тогда всё остальное само сложится.

- Как вы относитесь к своей работе? Что вкладываете в свои книги?

- Это именно работа, и я должна уметь писать всё: статьи, повести, былины, басни и фельетоны. Кто-то может сказать, что это ремесленный подход. А где же, мол, музы, которые прилетают к автору? Ко мне музы не прилетают. Моя работа - ответственность, обязательства перед издательством и перед читателями, жесткий график. Если опоздаю хоть на день, я подведу не только себя, но и моего редактора, корректоров, дизайнеров, маркетологов, оптовиков… Я - шестеренка огромной машины, которая позволяет появиться книге. Текст, безусловно, важен, но без читателей меня бы не существовало как писателя. Я завишу от людей, читателей, от их эмоций.

В свою работу я вкладываю сердце. Как замечательно сказала , мало того, что нужно вкладывать свое сердце, надо еще и кровью покапать на страницы, чтобы они ожили. Вот и я свое сердце тру на мелкой терке. Вкладываю душу, эмоции. Любовь, страсть, ненависть. Банальные вещи, но именно на них строится писательский труд.

- Вы заканчиваете работать над книгой и только потом беретесь за другую?

- Я как в сказке: одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится. Сейчас мне нужно вычитать уже в верстке следующий роман. Называется он «Посмотри на меня». Главный герой – художник, который всю жизнь любит одну женщину. Он пишет части ее тела и не может собрать картину воедино. Я писала книгу как любовный роман, хотя мой редактор с этим и не согласилась.

Беседовал Валерий Лавский