В Китае пытаются примирить семеноводческие организации в пользу агробиоразнообразия

Об этом пишут авторы Кун Линюй, Цзян Ифань в своей статье, опубликованной на портале China Dialogue.

В Китае пытаются примирить семеноводческие организации в пользу агробиоразнообразия
© АГРОXXI

…Сейчас структура национального семеноводства в Китае разделена. Существуют «фермерские семеноводческие системы», в которых крестьяне защищают и используют местные сорта, и есть «официальная семеноводческая система», состоящая из государственных исследовательских институтов и семеноводческих компаний, продвигающих высокопродуктивные современные гибриды. Раскол привел к тому, что семена, предлагаемые официальной системой, не смогли в полной мере удовлетворить потребности фермеров, а быстрая потеря местных сортов сузила гермоплазму, доступную для селекции.

Вот как это выглядит на примере кукурузы.

Первая в Китае инициатива по селекции семян с участием мелких фермеров была запущена в провинции Гуанси в 2000 году. В то время Шангула была типичной деревней, жители которой полагались на кукурузу для пропитания. Однако, гибридные семена, поставляемые семеноводческими компаниями, давали недостаточно вкусный и обильный урожай в засушливом микроклимате.

Чжан Шихуан, исследователь кукурузы из Института растениеводства, входящего в состав Китайской академии сельскохозяйственных наук, помог жителям Шангулы создать общинный банк семян для сбора и сохранения местных сортов - местные культуры улучшались и адаптировались с течением времени традиционными методами. Эти семена затем были использованы для выведения нового сорта кукурузы, более подходящего для местных условий и нужд фермеров. Сельские жители предоставили ученым свои запасы семян и в 2003 году был создан Guinuo 2006, гибрид кукурузы со сладким вкусом.

Опыт в деревне Шангула является примером важности заботы о «зародышевой плазме».

Под зародышевой плазмой подразумеваются живые генетические ресурсы, такие как семена или ткани, используемые для выращивания, сохранения и других исследовательских целей растений или животных.

На данный момент ограниченное количество зародышевой плазмы кукурузы сдерживает развитие кукурузной отрасли Китая. Дефицит можно восполнит за счет использования местных семян или импорта. Но именно староместные сорта кукурузы юго-западного Китая считаются важным источником зародышевой плазмы благодаря устойчивости к засухе, холоду и плохой почве.

Партнерство между селекционерами растений и местными фермерами важно не только на местном уровне - это часть основы продовольственной безопасности Китая. На протяжении десятилетий государственная политика продвигала высокоурожайные гибридные культуры. Сейчас доступно много коммерческих сортов, а количество местных резко сократилось.

Постоянное национальное исследование сельскохозяйственных ресурсов Китая показало, что в стране существует более 20 000 сортов на выбор, по сравнению с 2400 в 1956 году. Но 70% местных сортов были потеряны - с 10 000 до 3 000. Проблема кукурузы отражает общую ситуацию с агробиоразнообразием Китая.

Этот вопрос не ограничивается Китаем. Во всем мире от местных сортов отказались в пользу высокоурожайных альтернатив. По оценкам ФАО, с начала прошлого века было утрачено 75% мирового разнообразия сельскохозяйственных культур.

Да, урожайность увеличилась, но связанная с этим потеря местных сортов подорвала разнообразие, доступное селекционерам. А селекция сельскохозяйственных культур не может быть устойчивой без разнообразия ее генетических ресурсов - фермерских семян.

В 2013 году на основе работы над серией совместных семеноводческих проектов ученые из государственных учреждений, в том числе, Чжан Шихуан и Центр китайской сельскохозяйственной политики при Китайской академии наук, вместе работали над созданием сети фермеров по семеноводству.

Следуя проекту в Шангуле, ученые, фермеры и неправительственные организации, работающие над сохранением местных сортов, стали создавать местные банки семян в других частях Китая.

Благодаря усилиям, предпринимавшимся за последние два десятилетия, в настоящее время существует 40 банков семян, расположенных в 14 провинциях. Фермеры собирают, обменивают, сохраняют и используют староместные сорта.

В феврале 2020 года Государственный совет КНР издал руководство по защите зародышевой плазмы, подчеркнув стратегическое значение для продовольственной безопасности и поставок основных сельскохозяйственных продуктов. В конце 2020 года Центральная экономическая рабочая конференция Китая определила «решение проблем с семенами и пахотными землями» в качестве одной из восьми основных экономических задач, которые должны быть выполнены в 2021 году.

В июле 2021 года на 12-м заседании Центральной комиссии по всестороннему углублению реформ был принят план действий по развитию семеноводческой отрасли, в котором говорится: «Семенную безопасность следует рассматривать как стратегическое значение и увязать с национальной безопасностью ... семеноводческая промышленность Китая должна быть самостоятельной и самоусиливающиеся, с независимыми и контролируемыми источниками семян».

Минь Цинвэнь, член Народной политической консультативной конференции и исследователь из Института географических наук и природных ресурсов Китайской академии наук, посвятивший себя сохранению сельскохозяйственного наследия, сказал China Dialogue, что в настоящее время Китай защищает зародышевую плазму в основном через государственные генные банки.

Это важно, говорит он, но хранение семян в морозильных камерах не поможет им адаптироваться к меняющемуся климату и окружающей среде, «важные объекты сельскохозяйственного наследия» следует использовать для сохранения in-situ.

В своем предложении Мин сказал: «В отличие от сохранения ex-situ, использование участков сельскохозяйственного наследия для защиты ресурсов зародышевой плазмы продолжит динамические процессы естественного и человеческого отбора, повышая адаптацию к изменениям окружающей среды, болезням и вредителям. Это преимущества, которые не могут обеспечить государственные генные банки, охраняемые территории и питомники зародышевой плазмы. Подход на месте также обеспечит дополнительный резерв и источник для генных банков».

Семена имеют культурную ценность наряду с коммерческой и генетической ценностью. В коренных общинах юго-запада семена могут передаваться из поколения в поколение. В некоторых деревнях семена дарят в приданое или на свадьбах, похоронах и при рождении ребенка. Это сам по себе социальный механизм, который нельзя утратить.

Энтузиасты семеноводства считают сегодня как никогда важным наладить диалог между фермерами и официальными семеноводческими системами, а также между крестьянами, государственными исследовательскими учреждениями и семеноводческими компаниями внутри них.

Фермерам необходимо оказать поддержку в защите и использовании зародышевой плазмы с помощью механизмов распределения выгод от селекции в семеноводстве.

(Источник: chinadialogue.net. Авторы: Кун Линюй, Цзян Ифань).