«Исторический детектив с Николаем Валуевым» расскажет, кто изобрел водку и сделал ее валютой

Эксперты программы «Исторический детектив» на телеканале МИР взялись за проблемы застольные. Трезвый взгляд на пьянящий вопрос: кому принадлежит старинный рецепт водки, а значит, и самая крепкая валюта в мире? Подробности – в сюжете корреспондента телеканала «МИР 24» Елены Куршук.

Огненная, беленькая, горькая! Для водки у русского человека – десятки названий и – столько же применений. Напитком щедро угощают, только вот отдать на совсем не готовы.

«Исследователи продукта утверждают, что в 1978 году Польша обратилась в Международный арбитраж с требованием признать право называть «водкой» лишь то, что изготовлено на ее территории. Логика у поляков была простая. Они, мол, начали производить водку раньше всех еще в 1540 году», – говорит ведущий программы «Исторический детектив» Николай Валуев.

Якобы именно тогда в Кракове вышла книга с рецептами крепких настоек. Но на Руси к этому времени уже 100 лет как с удовольствием готовили может, и не водку, но хлебное, или «горячее» вино. Состав и, главное, эффект, похожий. Позже водкой и вовсе начали расплачиваться.

«В стране вводилось золотое обращение. Рубль обеспечивался золотом. Как рассчитываются с мужиком? Подакцизным товаром, которым была водка. Водка была для бюджета жидким золотом, это была важная статья доходов бюджета», – рассказал экономист Дмитрий Прокофьев.

На процессе, говорят, подняли документы не только русских царей, но и советских правителей. Выяснили: в 1936-м по указу Сталина водка стала стратегическим продуктом. Да и американцы вовсю торговали «Столичной» – эксклюзивным русским напитком. Пришли к выводу, что водка – она и наша, и общая, и ничья.

«Слово «водка» в России не может быть брендом, не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Потому что это уже видовое понятие, указание на вид продукции», – считает юрист Анна Коняева.

К спору с поляками подтянули ученых. В диссертации Михаила Волкова доказывалось: производство водки возникло в XII веке в русском городе Вятка. Брешь в обороне вскрылась прямо на заседании суда: такого города тогда не существовало.

«Суд, очевидно, склонен был принять решение в пользу Польши. И вот тогда министр внешней торговли СССР Николай Патоличев взял паузу на три месяца. И накрыл стол для таинственного посетителя», – рассказывает Николай Валуев.

В развязке программы – о том, кто спас русскую водку, а еще был ли суд или кому-то привиделся?

«Исторический детектив с Николаем Валуевым» смотрите на телеканале «МИР» в субботу в 8:25.