Царский мармелад: рассматриваем старинную рекламу сладостей
Каким в точности был вкус конфет или печенья 100 и более лет назад, мы не узнаем, но можем представить себе, как действовала реклама кондитерских изделий на тогдашних москвичей. Красочными плакатами, к разработке которых привлекались известные художники, невозможно не залюбоваться. В Главархиве Москвы, где хранится немало старинных плакатов, выбрали несколько с очень интересной историей. О том, как воздействовали на потребителей предприниматели Сиу, Абрикосовы и Эйнем, — в материале mos.ru.
Сиу: от маленького кондитерского магазина до огромной фабрики
Этот яркий плакат отлично работает и сегодня, спустя более 100 лет. Он мгновенно вызывает желание заварить чаю покрепче и положить на блюдце к чашке чего-нибудь сладкого, хрустящего и рассыпчатого. Печенье, конфеты и прочие кондитерские изделия торгового дома «С. Сиу и Kо» (до 1908 года — «А. Сиу и Ко») пользовались огромным спросом в дореволюционной России. После революции, когда предприятие национализировали, его слава продолжилась под новым именем «Большевик». Это была одна из самых крупных и известных советских кондитерских фабрик.
Основатель фабрики Адольф Сиу приехал в Москву в середине XIX века из Франции, чтобы работать в сфере парфюмерии и кондитерского дела. Свой маленький кондитерский магазин с шоколадной фабрикой при нем он открыл в 1855 году в доме Варгина на Тверской улице. Старинный дом не сохранился, сейчас на его месте стоит дом 8, построенный в 1940-х. Считается, что очертания его верхнего этажа и крыши повторяют контуры предшественника.
Дело приносило семье Адольфа Сиу — супруге Эжени и сыновьям Шарлю, Луи и Адольфу — совсем небольшой доход. Все изменилось, когда амбициозный француз получил руководящую должность в одной из парфюмерных компаний. В семье появились деньги, которые можно было вкладывать в сладкое производство. Правда, по условиям контракта он не мог заниматься предпринимательством — тогда кондитерское дело было переписано на Эжени.
Вооружившись принципом «высокое качество по низкой цене», Сиу постепенно завоевали любовь не только москвичей, но и жителей Санкт-Петербурга, Киева и Варшавы, где работали их фирменные магазины. Ассортимент продукции был очень обширным и постоянно пополнялся: семейное предприятие выпускало печенье, конфеты, пастилу, нугу, вафли, пряники, торты, пирожные и мороженое, а также кофе и какао.
В 1884 году дело перешло к сыновьям Адольфа Сиу. Под их руководством произошли два важных изменения. Во-первых, на Петербургском шоссе (нынешний Ленинградский проспект) была открыта образцовая фабрика, построенная французским архитектором Оскаром Дидио и оснащенная по последнему слову техники. Во-вторых, Сиу начали производить и парфюмерную продукцию — на исполнении своей давней мечты настоял отец. С 1908 года кондитерские изделия стали выпускаться под маркой «С. Сиу и Ко» (где С значит «сыновья»), а парфюмерные — под маркой «А. Сиу и Ко». В 1913 году торговый дом получил звание «Поставщик двора Его Императорского Величества». Этой чести Сиу удостоились после выпуска одеколона «В память 300-летия дома Романовых», конфет «Сусанин» и печенья «Юбилейное».
Кстати, реклама продукции Сиу всегда была на высоте — и речь здесь не только о плакатах. Предприимчивые сыновья Адольфа Сиу обеспечивали стабильный интерес к своей продукции не только ее высоким качеством, но и привлечением коллекционеров. В коробки со сладостями в то время многие кондитерские фабрики помещали вкладыши с рисунками на определенную тему, которые складывались в коллекции. Например, Сиу предлагали детям собрать серии «Азбука», «География», «История», взрослым — «Пушкин», «Русский романс» и «Кабинетный портрет». Сами коробки были очень красивыми — к их оформлению привлекались известные художники. Жестяные же коробки с замочком, в которых продавались сладости высшего сорта, оставались в домах покупателей на долгие годы, становясь любимыми шкатулками для мелочей.
Мармелад из яблок, какао и конфеты сафо: история кондитерской фабрики «Большевик»
Абрикосовы: технологические ноу-хау, риск и много рекламы
Важность хорошей упаковки в кондитерском деле осознавал и Алексей Абрикосов — один из главных конкурентов Адольфа Сиу. Унаследовав от отца небольшую фабрику, на которой трудились 30 человек, он почти сразу открыл в ней художественный цех. Руководить профессиональными художниками Абрикосов нанял известного живописца Федора Шемякина. Красочные упаковки абрикосовских сладостей появлялись на рекламных плакатах, фасадах домов, афишных тумбах и, конечно, в витринах магазинов. Использовал Абрикосов и трюк со вкладышами — особенно юные сладкоежки любили карточки с изображением животных, которые можно было найти в коробках абрикосовских печенья и конфет.
Пятеро его сыновей, взявшие на себя управление семейным кондитерским делом в 1874 году, продолжили отцовские начинания. Этот красный плакат, оформленный в духе модного в начале ХХ века модерна, наверняка принес им немалую прибыль — желающих попробовать новинку Товарищества А.И. Абрикосова сыновей, о которой призадумались три симпатичные цапли, должно было быть очень много.
Абрикосовы-младшие активно вводили новые технологии. Например, в 1882 году они запатентовали специальную машину, упрощавшую производство мармелада. А еще привлекли специалистов, которые разработали способ изготовления глазированных фруктов — этот популярный десерт в то время привозили исключительно из-за границы. В 1899 году предприниматели получили разрешение помещать на упаковку своей продукции государственный герб.
После 1917 года фабрика Абрикосовых стала кондитерской фабрикой № 2, а затем получила имя Петра Бабаева, революционера, председателя Сокольнического райкома.
Передав дела сыновьям, Алексей Абрикосов не сложил руки, а занялся чайной торговлей. Однажды ему в голову пришла мысль попробовать возить чай в Россию из Китая не по суше, а по морю — через Одессу. Так тогда никто не делал. Абрикосова отговаривали, объясняя, что заварка может испортиться из-за влажности, однако идея оказалась удачной. Так Абрикосовы вписали свою фамилию и в чаеторговлю.
Самая сладкая фамилия. История династии кондитеров Абрикосовых
Эйнем: кондитерская музыка и щипцы для конфет
Незадолго до Адольфа Сиу в Москву прибыл еще один молодой иностранец, намеревающийся заняться здесь кондитерским делом. Прусский подданный Фердинанд Теодор фон Эйнем, или Федор Карлович, как он стал называть себя в России, начал с торговли пиленым сахаром. В 1951 году он открыл свой крошечный магазинчик на Арбате. Ранее это помещение занимал итальянский кондитер Людвиг Педотти, недавно разбогатевший и отбывший на Тверскую. Спустя несколько лет Эйнем тоже переехал — на Петровку.
Первые большие деньги Эйнему удалось заработать во время Крымской войны: в 1853–1856 годах он поставлял в армию сиропы и варенье. В гору же его дела пошли, когда он взял в компаньоны земляка, Юлиуса Фердинанда Хойсса (или Юлия Федоровича Гейса, как его звали в Москве), — большого специалиста по части рекламы. Его идеи сделали продукцию Эйнема еще более привлекательной.
Помимо привычных вкладышей-открыток, в коробках конфет теперь можно было найти фирменные аксессуары — специальные щипцы и салфетки. А еще Хойсс придумал нанять композитора, который писал бы специальную музыку на кондитерскую тему. Ноты «Шоколадного вальса», «Кекс-галопа» или «Вальса монпансье» можно было получить бесплатно при покупке в фирменном магазине на Театральной площади (партнеры открыли его в 1860 году).
Вскоре случилось важнейшее событие: собрав необходимую сумму, Эйнем и Хойсс выписали из Европы паровую машину и начали строить фабрику на Софийской набережной. Фабрика «Товарищество Эйнем», основанная в 1867 году, производила не только кондитерские изделия, но и какао и кофе.
Федора Карловича очень любили в Москве — не только за сладости, но и за благородство души. Говорили, что с каждого проданного фунта печенья он жертвует пять копеек серебром, причем половина этих денег идет в пользу благотворительных заведений, а половина — в пользу немецкой школы для бедных сирот. Неудивительно, что Юлиус Хойсс, вставший у руля фабрики после смерти партнера, не стал менять ее названия.
Даже после национализации и переименования фабрики в «Красный Октябрь» было сложно отказаться от имени доброго Федора Карловича: еще несколько лет на упаковке продукции в скобках помечалось: «Бывш. Эйнем».
От конфет до дымовых шашек: история легендарной московской фабрики «Эйнем»