Россия может занять до 20% мирового рынка органических дикоросов
В России расположена примерно пятая часть площади всех лесов мира. Это определяет огромный потенциал развития заготовки пищевых ресурсов – дикорастущих ягод, орехов, плодов, грибов, березового сока и другой продукции.
По оценкам, биологические запасы только самых распространенных из дикоросов в России превышают 13 млн тонн, из которых более 7 млн тонн могут быть заготовлены. Большая часть этих запасов является экологически чистой и отвечает текущим мировым трендам на потребление здоровых и органических продуктов.
Однако уровень освоения пищевых ресурсов леса в настоящее время оценивается как крайне низкий. По оценке ассоциации «Дикоросы», потенциал к увеличению заготовок дикоросов составляет до 5 раз к текущему уровню. «Много сырья заготавливается и потребляется непосредственно в районах сбора, но лишь примерно 20-30% от возможных объемов имеют товарное значение. Тем временем, с учетом пищевых и лекарственных растений на 2-2,5 млн тонн сырья в год по стране можно выйти в ближайшие 10 лет», - рассказал «Агроэкспорту» председатель правления ассоциации Александр Деев.
Экспортный потенциал
В 2020 году Россия отправила на экспорт 24 тыс. тонн дикоросов* стоимостью 69 млн долл. В январе-августе 2021 года экспорт составил 9 тыс. тонн на сумму 39 млн долл. Покупателями являются преимущественно европейские страны, среди которых Литва, Германия, Эстония, Чехия, Финляндия, Польша. Также среди значимых импортеров – Китай, который входит в топ-5 покупателей российских дикоросов.
С учетом биологических факторов и внешнего спроса объем поставок на зарубежные рынки мог бы быть многократно выше.
По словам Деева, самый высокий спрос отмечается на кедровый орех, затем идут ягоды, травы, грибы. «Орех активно закупает Китай, Германия, Израиль. Даже Турция начинает интересоваться, в этом году впервые запрос получили на орех», – указывает он.
Еще один пример – иван-чай (кипрей), который широко распространен на территории страны и из листьев которого столетиями изготавливают чайный напиток. «Кипрея в России фактически неограниченное количество: только в Вологодской области потенциальный объем его заготовки составляет половину всего российского рынка классического чая», – рассказал «Агроэкспорту» генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. С другой стороны, заготовка такого сырья имеет свои сложности: в отличие от классического чая, иван-чай – однолетнее растение, поэтому его листья собираются только один месяц в году.
Кроме того, кипрей неизвестен за рубежом, что дополнительно препятствует развитию экспорта. «Иван-чай может быть востребован на внешних рынках, но его нужно там представлять и продвигать, – обращает внимание Чантурия. – Это длительная и дорогостоящая маркетинговая работа, которая неподъемна для небольших частных компаний».
Органик-продукция
Главное преимущество дикоросов – их природное происхождение с экологически чистых территорий, что дает основание считать данную продукцию органической.
Однако для подтверждения этого статуса производители должны проходить соответствующую сертификацию с охватом всей цепочки производства – от анализа земли, на которой заготавливается сырье, до оценки свойств продуктов переработки.
В России Федеральный закон об органической продукции вступил в силу 1 января 2020 года, а в 2021 году утвержден ГОСТ Р 59425-2021.
«Продукция органическая из дикорастущего сырья», определяющий правила сбора, хранения и переработки органических дикорастущих ресурсов. При разработке ГОСТов к органической продукции технический комитет, который ведет Роскачество, опирался на лучшие мировые практики, а именно на стандарты международной органической ассоциации IFOAM, подчеркнула заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева. После принятия стандарта Национальный центр компетенций развития органической и «зеленой» продукции Роскачества будет сертифицировать органические дикоросы согласно всем законодательным нормам.
«Россия обладает огромными территориям нетронутых лесов и природных заповедников, благодаря чему имеет большой потенциал к развитию сбора и переработки дикорастущего сырья, в том числе для поставок в другие страны. Дикоросы – одна из самых перспективных категорий на экспорт», – добавила Саратцева.
По ее словам, в Национальной стратегии развития органического сельскохозяйственного производства до 2030, проект которой планируется разработать к концу года, будет в том числе заложена концепция развития экспорта российской органики. «С принятием единых требований наша страна может занять до 20% мирового рынка органических дикоросов», – прогнозирует заместитель руководителя Роскачества.
Федеральный центр «Агроэкспорт», в свою очередь, совместно с КПМГ разрабатывает Концепцию развития экспорта российской органической продукции, в том числе дикорастущей. В документе проанализированы спрос и текущие тренды на зарубежных рынках, дана оценка российского потенциала, разработаны предложения по продвижению органической продукции на приоритетных направлениях.
Исходя из растущих потребностей рынков и возможностей России, общий объем экспортной выручки от органики может достигнуть 2-4 млрд долл. к 2030 году. При этом, по сравнению с органическим сельским хозяйством, себестоимость заготовки органических лесных ресурсов не столь значительно отличается от традиционных и дополнительно включает лишь ежегодную органическую сертификацию. В то же время наличие сертификации позволяет производителю получать премию к цене реализации в размере до 50% к традиционной продукции.
Современная переработка
Одновременно реализации экспортного потенциала должно способствовать объединение сборщиков дикорастущего сырья, налаживание закупки сырья у населения и организация пунктов приема дикоросов, создание современных перерабатывающих производств.
В настоящее время на экспорт преимущественно отправляется непереработанная продукция, например, замороженные ягоды, которые потом частично возвращаются на российский рынок в виде конечных продуктов.
Основная экспортная культура среди дикорастущих ягод – черника, которая поставляется в Литву, Эстонию, Китай, Финляндию и ряд других стран. Ведущими покупателями прочих замороженных дикорастущих ягод (клюквы, облепихи, рябины, брусники, морошки, голубики) являются Литва, Эстония, Швеция, Германия. В экспорте кедрового ореха около 90% поставок идет в Китай.
«Тем не менее отрасль сегодня постепенно встает на ноги, – комментирует Деев. – Это современная переработка, развитие сертификации. На пользу идет и объединение заготовителей».
Амурская компания «Тайга Органика» недавно запустила переработку дикоросов и в настоящее время проходит сертификацию. Это 5 видов амурского грильяжа из кедрового ореха с добавлением ягод и варенье из шишек. В планах компании – развитие глубокой переработки ягод, в том числе на экспорт.
«Экспортировать дикоросы в виде сырья нелегко, так как это нишевой продукт и, например, Китай сам выращивает ягоды в больших объемах. Поэтому мы делаем ставку на глубокую переработку и экспорт интересного брендированного продукта», – рассказала «Агроэкспорту» управляющий директор «Тайга Органика» Татьяна Капустина.
(Источник: Управление внешних коммуникаций Федерального центра «Агроэкспорт» Минсельхоза России. Фото: Дмитрий Лукьянов).