Войти в почту

Financial Times: стоимость завтрака за десять лет рекордно подорожала

Стоимость завтрака выросла до рекордных показателей за последние десять лет. Об этом свидетельствует «индекс завтрака», который вывела Financial Times.

Financial Times: стоимость завтрака за десять лет рекордно подорожала
© BFM.RU

Аналитики издания проанализировали оптовую стоимость продуктов, которые входят в стандартный утренний рацион: кофе, молока, сахара, пшеницы, овса и апельсинового сока. За последние два года фьючерсные цены на них выросли в среднем на 63%. При этом с лета текущего года наблюдается ускорение динамики. Причина, по мнению исследователей, в неурожаях, плохой погоде и кризисе логистики. О чем говорит «индекс завтрака»? Комментирует независимый аналитик Дмитрий Степанов:

Дмитрий Степанов независимый аналитик «Популярны любые продовольственные индикаторы. Они бывают в виде классической корзины, а бывают дробными — когда берется изолированно просто некоторый набор продуктов. Например, в Великобритании очень часто смотрят динамику чая, кофе, бекона и яиц. То есть у них это завтрак, и действительно, там случается история, что инфляция достаточно большая. Так получается потому, что эти продукты в общем инфляционном факторе имеют не очень большую долю. И поэтому эти продукты хоть и дорожают, но не оказывают влияния на инфляцию в целом, с одной стороны. А с другой стороны — это та инфляция, на которую обращают внимание обычные потребители. Поэтому в зависимости от того, какие продукты мы берем и как по ним считаем, мы можем наблюдать инфляцию либо маленькую, либо очень большую, но в продуктовой части она есть всегда. И есть «индекс Биг Мака» и гамбургера, есть огромное количество их так называемых конкурентов. У нас в сельскохозяйственной части инфляция случилась очень сильная в принципе, это касается всего мира, и России в том числе. Например, те материалы, из которых производится сахар или масло, подорожали вполовину или на треть, это общемировая ситуация. А случилось это просто потому, что вырос спрос со стороны покупателей и оптовых, и розничных, произошел перекос рынка. Где-то по каким-то товарам были не очень высокие урожаи, это тоже наложилось. Если рассматривать дальше, что будет происходить, то у всех товаров всегда есть конкуренты. Например, рост цены апельсинов сильно влияет на дальнейший спрос яблок, например, бананов, это вообще все продукты-конкуренты. Как только что-то дорожает, потребитель начинает перестраиваться. Эта перестройка — очень сильный сдерживающий фактор на то, чтобы как-то цены менялись сильнее. Поэтому, как правило, за таким ростом идет дальше стабилизация и длительное стояние цены».

В России есть свои специфические индексы — «борщевого набора» и оливье. Так, за первое полугодие продукты для борща подорожали на 13%. А как изменится стоимость новогоднего салата, станет понятно к концу декабря. Но в прошлом году он подорожал более чем на 6% по сравнению с 2019-м.