Financial Times: стоимость завтрака за десять лет рекордно подорожала
Стоимость завтрака выросла до рекордных показателей за последние десять лет. Об этом свидетельствует «индекс завтрака», который вывела Financial Times.
Аналитики издания проанализировали оптовую стоимость продуктов, которые входят в стандартный утренний рацион: кофе, молока, сахара, пшеницы, овса и апельсинового сока. За последние два года фьючерсные цены на них выросли в среднем на 63%. При этом с лета текущего года наблюдается ускорение динамики. Причина, по мнению исследователей, в неурожаях, плохой погоде и кризисе логистики. О чем говорит «индекс завтрака»? Комментирует независимый аналитик Дмитрий Степанов:
Дмитрий Степанов независимый аналитик «Популярны любые продовольственные индикаторы. Они бывают в виде классической корзины, а бывают дробными — когда берется изолированно просто некоторый набор продуктов. Например, в Великобритании очень часто смотрят динамику чая, кофе, бекона и яиц. То есть у них это завтрак, и действительно, там случается история, что инфляция достаточно большая. Так получается потому, что эти продукты в общем инфляционном факторе имеют не очень большую долю. И поэтому эти продукты хоть и дорожают, но не оказывают влияния на инфляцию в целом, с одной стороны. А с другой стороны — это та инфляция, на которую обращают внимание обычные потребители. Поэтому в зависимости от того, какие продукты мы берем и как по ним считаем, мы можем наблюдать инфляцию либо маленькую, либо очень большую, но в продуктовой части она есть всегда. И есть «индекс Биг Мака» и гамбургера, есть огромное количество их так называемых конкурентов. У нас в сельскохозяйственной части инфляция случилась очень сильная в принципе, это касается всего мира, и России в том числе. Например, те материалы, из которых производится сахар или масло, подорожали вполовину или на треть, это общемировая ситуация. А случилось это просто потому, что вырос спрос со стороны покупателей и оптовых, и розничных, произошел перекос рынка. Где-то по каким-то товарам были не очень высокие урожаи, это тоже наложилось. Если рассматривать дальше, что будет происходить, то у всех товаров всегда есть конкуренты. Например, рост цены апельсинов сильно влияет на дальнейший спрос яблок, например, бананов, это вообще все продукты-конкуренты. Как только что-то дорожает, потребитель начинает перестраиваться. Эта перестройка — очень сильный сдерживающий фактор на то, чтобы как-то цены менялись сильнее. Поэтому, как правило, за таким ростом идет дальше стабилизация и длительное стояние цены».
В России есть свои специфические индексы — «борщевого набора» и оливье. Так, за первое полугодие продукты для борща подорожали на 13%. А как изменится стоимость новогоднего салата, станет понятно к концу декабря. Но в прошлом году он подорожал более чем на 6% по сравнению с 2019-м.