Овощи и фрукты исключат из списка социально значимых товаров Киргизии

В правительстве Киргизии предложили серьезно сократить список продуктов питания и социально значимой продукции, цены на которые в определенных условиях может временно регулировать государство. Из перечня удалят некоторые наименования товаров. Какие именно и почему эксперты советуют властям пока этого не делать?

Овощи и фрукты исключат из списка социально значимых товаров Киргизии
© Российская Газета

Список, о котором идет речь, утвердили еще в 2009 году. С тех пор в него несколько раз вносили изменения. В 2020 году документ расширили, увеличив число позиций в нем с 14 до 25, добавив минеральные удобрения, шелковые ткани, овощи, фрукты и другие товары. Власти объяснили это необходимостью защитить семейный бюджет граждан КР от резкого повышения цен во время действия антикоронавирусных ограничений. У правительства, действительно, есть право задействовать арсенал имеющихся мер в случае, если фиксируется подорожание какого-либо товара из этого списка более чем на 20 процентов в месяц.

В 2021-м антиковидные ограничения в республике ощутимо ослабили, а некоторые и вовсе отменили. Теперь в правительстве намерены сократить и перечень. В нем оставят муку, хлеб, (хлебобулочные изделия), молоко, подсолнечное и сливочное масло, мясо, сахар-песок, рис, макаронные изделия, яйца куриные, уголь, бензин марок Аи-80 и Аи-92, дизельное топливо, сжиженный газ, минеральные удобрения, корма (сено и солома).

Свои планы в кабмине обосновывают, в первую очередь, защитой интересов бизнеса. К примеру, рыба, детское питание, чай и соль не могут находиться в перечне из-за невозможности установить цену на них без ущерба для предпринимателей. "Этому способствуют отсутствие собственного производства данных продуктов питания, зависимость внутреннего рынка от их импорта, курса валют и огромного числа посредников", - говорится в правительственной справке-обосновании.

Кроме того, из перечня исключат фрукты и овощи. "Республика является аграрной. Считаем, что вводить государственное регулирование цен на фрукты и овощи нет необходимости. На рынках страны они есть круглый год, и их стоимость зависит от урожайности, сезонности, импорта и экспорта", - подчеркнули в кабмине.

Инициатива правительства вызвала неоднозначную реакцию в экспертном сообществе страны. Многие специалисты отмечают: в наши дни список надо не сокращать, а, наоборот, расширять и ужесточать условия применения государством мер регулирования - подорожание должно быть меньше 20 процентов в месяц. По крайней мере, уверяют эксперты, нужно пока оставить список в том виде, в котором он существует в данный момент.

Все дело в том, что республика стоит на пороге очередного витка повышения цен на продукты питания и услуги, локомотивом которого выступает подорожание завозимых в КР горюче-смазочных материалов. Стоимость бензина и дизельного топлива с начала 2021 года в Киргизии выросла уже на 70 и 50 процентов соответственно. Но местные нефтетрейдеры предупреждают: это не предел.

Помочь, как сказали корреспонденту "РГ" в профильной ассоциации, может только корректировка налогового законодательства страны. Необходимо снизить на период до 31 декабря 2021-го ставки акцизного налога на бензин и дизтопливо и освободить от НДС поставки ГСМ в Киргизию. Иначе, как сказал глава Ассоциации нефтетрейдеров республики Канат Эшатов, цена на литр топлива на заправках до конца года вырастет минимум на девять сомов (плюс еще почти 20 процентов).

В ассоциации уже обратились в правительство с просьбой о помощи. В кабмине пообещали рассмотреть обращение, но предупредили, что этот вопрос требует "глубокого анализа", так как в результате бюджет Киргизии может недосчитаться сотен миллионов сомов.

В экспертном сообществе страны есть и те, кто поддерживает инициативу правительства по пересмотру списка. Они обосновывают свою точку зрения тем, что государство никогда - за редким исключением - не вмешивается в процесс ценообразования в республике. В качестве примера эксперты приводят ударный рост стоимости моркови летом 2021-го, когда овощ подорожал в пять раз за несколько дней. Госантимонополия тогда ограничилась проведением разъяснительных мероприятий среди фермеров. Хотя со стороны государства должны были быть применены и меры принудительного характера.

По словам республиканского экономиста Азамата Акенеева, сокращение перечня - это правильный шаг. "По двум причинам. Во-первых, у правительства сегодня реально нет никаких рычагов для удержания цен. Простым контролем и административным давлением их не удержишь. То есть, по сути, список - это профанация. Государство не может остановить рост цен. Во-вторых, у нас небольшая экономика. Мы не можем обеспечить себя внутренним производством, большую часть потребляемых товаров и продуктов мы импортируем, так будет и дальше. В этих условиях тем более никакой речи о том, чтобы регулировать цены, быть не может. Считаю, что этот список должен быть упразднен полностью", - заявил он корреспонденту "РГ".

Между тем Национальный банк представил данные об инфляции в республике к октябрю 2021-го. Рост потребительских цен в стране с начала года составил 11,8 процента. Как полагают в финансовом регуляторе, основной причиной повышения стоимости продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в Киргизии остается общемировое подорожание.

Кстати

В правительстве вместе с новой редакцией списка предлагают утвердить и обновленный Порядок государственного регулирования цен на социально значимые товары. Нормы этого документа должны будут задействовать в случае принятия кабинетом министров КР соответствующего решения на основе данных мониторинга розничных цен.

- Мониторинг, а также оценку состояния продовольственной безопасности в республике и регионах еженедельно проводит министерство сельского, водного хозяйства и развития регионов КР и Национальный статистический комитет. Наблюдение осуществляется путем регулярного сбора данных в торговых объектах посредством фото- и видео-съемки с составлением актов, в которых указываются цены непосредственно в пунктах реализации социально значимых товаров, - говорится в проекте документа.